Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП общая часть.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
20.11.2018
Размер:
580.59 Кб
Скачать

21. Принудительные меры медицинского характера

21.1. Понятие, цели и основания применения принудительных мер медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера представляют собой предусмотренные уголовным законом меры, применяемые к невменяемым, совершившим общественно опасные деяния, совершившим преступление лицам, страдающим психическими расстройствами, исключающими назначение им наказания, а также лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, направленные на лечение указанных лиц и предупреждение совершения ими новых преступлений или общественно опасных деяний, если выявленные психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с их опасностью для себя или других лиц.

Принудительные меры медицинского характера, не являясь уголовным наказанием, в то же время, имеют с ним некоторое сходство.

Во-первых, они также являются мерами принуждения. Принудительными указанные меры являются потому, что назначаются лицу независимо от его желания и желания его близких, а также независимо от осознания лицом необходимости и содержания такого лечения. Кроме того, указанные меры влекут определенные ограничения правового статуса лица (в частности, ограничение свободы). Во-вторых, это меры государственного принуждения, ибо назначаются государственными органами, от имени государства, и обеспечиваются принудительной силой государства. В-третьих, они назначаются судом; на этом, однако, сходство рассматриваемых мер с наказаниями заканчивается.

Различия между наказанием и принудительными мерами медицинского характера заключаются в следующем:

  • наказание назначается приговором суда, тогда как принудительные меры медицинского характера — определением суда;

  • наказание назначается за совершение преступления, тогда как принудительные меры медицинского характера могут назначаться и при совершение общественно опасных деяний невменяемыми лицами, и основанием их применения является необходимость лечения лица, вызванная его психическим расстройством, вследствие чего оно представляет собой общественную опасность;

  • наказание и принудительные меры медицинского характера преследуют различные цели (в первом случае это восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения им новых преступлений; во втором — излечение больного либо его физическая изоляция);

  • принудительные меры медицинского характера, в отличие от наказания, не влекут судимости; лица, к которым применены такие меры, не могут быть амнистированы или помилованы;

  • наказание всегда носит срочный характер, тогда как сроки применения принудительных мер медицинского характера в определении суда не указываются; их длительность зависит от психического состояния больного.

В действующем уголовном законодательстве не сформулированы основания применения принудительных мер медицинского характера. В соответствии с комплексным подходом к ним принято относить три обстоятельства:

1) совершение лицом преступления (общественно опасного деяния), предусмотренного Особенной частью УК РФ;

2) наличие у лица, его совершившего, психических аномалий различного рода и степени тяжести;

3) такой характер психических аномалий, который связан с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

Перечисленные основания представляют собой совокупность необходимых элементов, отсутствие хотя бы одного из которых означает отсутствие оснований для применения рассматриваемых мер. Так, если лицо, совершившее общественно опасное деяние, не страдает психическими аномалиями, однако по своей преступной воле представляет опасность для общества, оно изолируется в учреждении уголовно-исполнительной системы. Отсутствие психических отклонений, при наличии иных необходимых обстоятельств, лишает суд возможности применить к такому лицу меры социальной защиты в виде принудительных мер медицинского характера.

Согласно ст.98 УК РФ, целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц, перечисленных в ч.1 ст.97 УК, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Исходя из содержания данной статьи эти цели можно разделить на медицинские и правовые (юридические). Цель медицинского характера определяется альтернативно: «излечение» либо «улучшение психического состояния» психически больных лиц. Целью правового характера является предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний.

Таким образом, цели принудительных мер медицинского характера сочетают интересы лица, страдающего психическим расстройством, и интересы общества. Достижение цели предупреждения совершения новых общественно опасных деяний тесно связано с излечением лица или улучшением его психического состояния.

Предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части уголовного закона, возможно при последовательном решении двух задач.

Во-первых, это предупреждение возможности совершения таких деяний в настоящее время. Решение этой задачи связано: а) с выбором принудительных мер, которые различаются между собой, прежде всего, строгостью режима содержания; б) со сроком ее применения, который может продлеваться, если лицо продолжает представлять опасность как для себя, так и для общества.

Во-вторых, предупреждение новых деяний предусматривает такое улучшение психического состояния, которое значительно снижает, а в идеале исключает, вероятность совершения новых деяний после отмены принудительных мер медицинского характера.

Уголовный закон называет три категории лиц, страдающих психическими расстройствами, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера:

а) лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;

б) лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) лица, совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

В случаях, когда больные по своему психическому состоянию не представляют общественной опасности, суд вправе не назначать принудительного лечения, а передать их в соответствии с ч.4 ст.97 УК РФ на попечение органов муниципального здравоохранения для решения вопроса о помещении в специализированный интернат либо на попечение родственников (при обязательном врачебном наблюдении).

К первой категории закон (ч.1 ст.97 УК РФ) относит лиц, которым суд может назначить принудительные меры медицинского характера в связи с совершением ими общественно опасных деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости. Невменяемые - это лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии психического расстройства хронического, временного, стационарного либо иного болезненного состояния психики, вследствие которого такие лица не могут действовать осознанно либо руководить своими действиями во время совершения опасного деяния.

Ко второй категории лиц, к которым согласно п. «б» ч.1 ст.97 УК РФ, могут быть применены принудительные меры медицинского характера, относятся лица, совершившие общественно опасные деяния, будучи вменяемыми, у которых психические расстройства наступили после совершения преступления.

Законодатель не указывает на характер психического расстройства, которое в данном случае служит основанием для применения принудительных мер медицинского характера. Можно предположить, что к числу таковых следует отнести все психические расстройства, указанные в уголовно-правовой норме о невменяемости. Наиболее вероятны при этом хронические душевные расстройства; именно они носят постоянный, длительный характер, трудно поддаются либо вообще не поддаются лечению, что делает невозможным назначение либо исполнение наказания. Однако подобная ситуация не исключена и при временных психических расстройствах. Необходимо в данном случае установить, что характер и степень психического расстройства таковы, что исключают возможность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. В этом случае лицо, согласно ст.81 УК РФ, освобождается от наказания, либо от дальнейшего его отбытия, — если приговор уже исполняется.

Принципиально иной характер имеет применение принудительных мер медицинского характера в отношении третьей категории лиц, перечисленных в п. «в» ч.1 ст.97 УК РФ. Прежде всего, в связи с тем, что эти лица совершили преступление в состоянии вменяемости, и они подлежат уголовной ответственности и наказанию. Однако наряду с наказанием к ним могут быть применены меры медицинского характера, если они признаны нуждающимися в лечении от психических расстройств, не исключающих вменяемости (ч.2 ст.99 УК РФ).

К третьей категории, согласно п. «в» ч.1 ст.97 УК РФ, отнесены лица, страдающие определенными отклонениями в психической сфере (психопатии различной степени, слабоумие в степени дебильности и др.), однако они сознают фактический характер и общественную опасность своих действий, хотя и не в полной мере, и способны руководить ими, поэтому признаются вменяемыми, хотя не в полной мере.

Лица, указанные в ч. 1 ст.97 УК РФ, не представляющие опасности по своему психическому состоянию, по решению суда могут быть направлены в психоневрологические учреждения социальной защиты в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о социальной защите населения.