Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УПС Лупинская.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
3.51 Mб
Скачать

1.4.2. Уголовно-процессуальные функции

В предыдущем параграфе дана классификация субъектов уголов­ного процесса исходя из выполняемых ими задач, полномочий или целей, преследуемых участием в уголовном процессе, и тех прав и обязанностей, которыми они наделены.

Этим не исчерпывается характеристика процессуального поло­жения субъектов уголовного процесса.

Она существенно дополняется и углубляется при характерис­тике субъектов уголовного процесса с использованием понятия «уголовно-процессуальные функции»*. Виды, направления дея­тельности субъектов, обусловленные их ролью, назначением или целью участия в деле, называются процессуальными функциями.

____________________

* Алексеева Л.Б. Уголовно процессуальные функции: Курс советского уго ловного процесса. Общая часть М , 1989 С. 424

Круг функций, порядок и субъекты, их осуществляющие, установлены законом, хотя сам термин «функция» в законе не употребляется. Функции, выполнение которых так или иначе связано с достижением задач уголовного процесса или определен­ной их части, относятся к числу основных. Эти функции выпол­няют органы государства в силу публично-правовых обязанностей, а также участники процесса, защищая свои права и законные интересы. При этом органы государства и должностные лица обязаны обеспечивать возможность участникам процесса реализо­вать те направления деятельности, которые служат их правам и законным интересам.

Деятельность названных выше субъектов первой и второй групп выражена в трех основных уголовно-процессуальных функциях: обвинение, защита и разрешение дела. В этих трех функциях выражен тот специфический процессуальный смысл деятельности субъектов процесса, который на протяжении всей

истории процесса служит основанием для определения того или иного типа процесса.

В инквизиционном процессе функции обвинения, защиты и разрешения дела соединяются в одном лице, что невозможно не только в правовом, но и в психологическом отношении, а факти­чески это приводило к тому, что обвиняемый оказывался перед обвинителем и судьей в одном лице.

Демократическая природа процесса в правовом государстве требует, чтобы обвинение, защита и разрешение дела представ­ляли собой самостоятельные и независимые друг от друга функ­ции, выполняемые различными субъектами.

Логика и психология разделения этих функций в уголовно-про­цессуальных правилах выражается в том, что государственный или частный обвинитель доказывают перед судом свое утвержде­ние о виновности обвиняемого в совершении преступления. За­щиту от обвинения осуществляет обвиняемый, его защитник, законный представитель (ст. 48, 49 Конституции; ст. 46, 51, 398-399 УПК).

К функциям обвинения и защиты близко примыкают функции поддержания гражданского иска и защиты от него, выполняемые соответственно гражданским истцом и гражданским ответчиком, их представителями.

Суд осуществляет правосудие. Только ему предоставлено право признать обвиняемого виновным в совершении преступле­ния (ст. 49, 118 Конституции РФ).

В стадии предварительного расследования функции проявля­ются следующим образом. Следователь (орган дознания) выпол­няет функцию предварительного расследования, направляя свои усилия на собирание и закрепление доказательств, тщательное исследование всех обстоятельств дела, установление лица, совер­шившего преступление, и решение вопроса о дальнейшем направ­лении дела в суд или устанавливает обстоятельства, исключающие обвинение лица и дальнейшее производство по делу.

В содержание данной функции входит уголовное преследова­ние. Следователь (орган дознания) задерживает подозревае­мых, формулирует и предъявляет обвинение, применяет меры принуждения, в том числе и меры пресечения, составляет обвинительное заключение, в котором подводит результаты своей деятельности по раскрытию преступления, обоснованию обвинения. Это и есть осуществление функции уголовного преследования, которая находит свое выражение в форме выдвижения против конкретного лица обвинения в совершении преступления.

Отрицать — это значит отрицать и функцию защиты. Защита существует там и постольку, где и поскольку осуществляется уголовное преследование подозреваемого или обвиняемого. Ибо нет и не может быть положения, чтобы в деле фигурировал подозреваемый или обвиняемый и его никто и ни в чем не подозревал либо не обвинял.

Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, направленная на доказывание виновности определенного лица, состоящая в формулировании и обосновании следователем и про­курором вывода о совершении определенным лицом преступле­ния'. Его осуществляет не только следователь, но и прокурор, который может выполнять те же действия, что и следователь, например предъявить обвинение по делу, расследованному следо­вателем, или полностью расследовать уголовное дело, принимать участие в проводимых следователем действиях, утверждать со­ставленное следователем обвинительное заключение или самому составлять обвинительное заключение и т.д.

Формой уголовного преследования является поддержание про­курором государственного обвинения в суде, которое представляет собой движущее начало судебного разбирательства.

Функция защиты в стадии предварительного расследования и в суде выражается в действиях подозреваемого, обвиняемого и их защитников, направленных на полное или частичное опроверже­ние подозрения или обвинения,* выявление обстоятельств, говоря­щих в пользу подозреваемого или обвиняемого.**

_____________________

* См.: Ларин A.M. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М., 1986. С. 25, 38; Он же. Уголовное преследование // Уголовный процесс России: Лекции-очерки / Под ред. проф В.М. Савицкого М : БЕК, 1997. С. 156-160

Обязанность следователя выявлять не только уличающие, но и оправдывающие и смягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, не является осуществлением функции защиты наряду с функцией обвинения. Следователь не может защищать обвиняемого от необоснованности им же предъявленного обвине­ния, которое он считает правильным. Защищать можно от чужих, а не от собственных действий. Статья 20 УПК закрепляет не функции, а принцип, которым обязаны руководствоваться все органы государства при выполнении ими соответ­ствующих процессуальных функций. Объективно правильное обвинение возможно только тогда, когда следователь тщательно проверяет доводы обвиняемого, приводимые им в свою защиту. Нельзя согласиться с мнением, что когда следователь или прокурор изменяет обвинение в благоприятную для обвиняемого сторону или вообще прекращает дело, то он выполняет при этом функцию защиты (см Гуляев А. П. Следователь в уголовном процессе. М., 1985 С 27).

В стадии предварительного расследования осуществляется также функция прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительно­го следствия.

В отличие от предварительного расследования субъекты обви­нения и защиты, поддержания гражданского иска и защиты против него выполняют в судебном разбирательстве свои функции в процессуальном положении участников судебного разбиратель­ства или, что то же, сторон, наделенных равными процессуаль­ными правами.

Понятием сторон (участников судебного разбирательства) ох­ватываются парные субъекты уголовного процесса, преследующие в деле противоположные по своей направленности интересы, выполняющие сообразно с ними противоположные по своему характеру процессуальные функции и для успешного осуществле­ния их пользующиеся принципом состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ, ст. 245 УПК).

В качестве стороны прокурор, продолжая уголовное преследо­вание, поддерживает перед судом государственное обвинение. Как государственный обвинитель, он изобличает подсудимого в совер­шении преступления, доказывает его вину, добивается применения к нему справедливого наказания, а если обвинение не находит подтверждения на судебном следствии, отказывается от его под­держания.

Государственное обвинение занимает основное место среди других видов обвинения в судебном разбирательстве — общест­венного обвинения, поддерживаемого общественным обвините­лем, и частного (гражданского) обвинения, поддерживаемого потерпевшим.

Таким образом, функция обвинения в судебном разбиратель­стве выполняется государственным обвинителем, общественным обвинителем и потерпевшим.

Обвинение — обязательная предпосылка правосудия. Без него не возникает не только функции защиты, но и функции правосудия. Правосудие осуществляется не иначе как в отношении лиц, обвиненных в совершении преступления.

Функцию защиты в судебном заседании осуществляют под­судимый, его защитник, законный представитель, общественный защитник.

Как и в стадии предварительного расследования, в судебном разбирательстве находят выражение функции поддержания гражданского иска и защиты от него. Гражданский истец и его представитель действуют в интересах возмещения материального Ущерба, а гражданский ответчик и его представитель — в интересах защиты от гражданского иска, пользуясь всеми правами стороны.

Дело по существу разрешает суд, осуществляющий функцию правосудия. Как уже отмечалось, основное содержание функции правосудия состоит в непосредственном исследовании судом доказательств, представленных сторонами, и разрешении дела по существу, т.е. в решении о виновности (или невиновности) обви­няемого и назначении наказания в случае признания обвиняемого виновным.