Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
электронный конспект лекций по предмету.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
7.44 Mб
Скачать

Лекция 16. Детский музей в россии план лекции

Влияние отечественной музейной педагогике на появление детских музеев в России.

Детские музеи в России 90 - е годы.

Специфика методов и форм работы детского музея.

16.1. Влияние отчественной музейной педагогике на появление детских музеев в россии

Появление идеи детского музея в России связано с именами Н.Д. Бартрама, А.У. Зеленко, Я.П. Мексина, Ф.И. Шмита.

Такой музей в России возникает в связи с реформами педагогической системы. Сначала рождаются школьные музеи, которые создавались для детей и в основном самими детьми. На этом основании их с полным правом можно назвать детскими. Но выделить детский музей как самостоятельную структуру отечественных педагогов побудило знакомство с опытом работы Бруклинского детского музея. В 1905 году в Москве был организован детский клуб при обществе «Сетлемент», основанный С.Т. Шацким, Л.К. Шлегер и А.У. Зеленко. Он был предназначен для работы с детьми из малообеспеченных семей. Свою этнографическую коллекцию дети собирали сами. Примерно в то же время в Курске работал музей «Детского труда», учрежденный по инициативе учителя Н.Г. Гогунцова при публичной библиотеке. Он носил прикладной характер и ставил перед собой цель приучить детей к труду и воспитать уважение к труду как таковому, развить любознательность, создать детское общество на основе общих интересов и оказать помощь родителям в выявлении способностей и наклонностей детей. Таким образом, первые детские музеи в России были по своей сути музеями-мастерскими.

Детские музеи, появившиеся в период 1920-1930 гг., М.Ю. Юхневич называет авторскими, так как за каждым из них стоит личность его создателя.

По инициативе Николая Дмитриевича Бартрама, художника, знатока и популяризатора народных ремесел, музейного деятеля, занимавшегося исследованием истории игрушки и ее значения в жизни ребенка, в 1918 году в Москве был учрежден Музей игрушки. Его открытие состоялось в 1920 году, а экспозиция имела свой замысел. Сначала посетитель знакомился с залом «радость ребенка», в котором были представлены игрушки, необходимые на ранней стадии развития ребенка, затем – «зеркало жизни» (игрушки, отражающие быт и историю народа), в третий зал был посвящен кукольному театру, а четвертый прослеживал путь от игры к знанию. Бартрам мыслил свой музей как научно-исследовательский и производственный, стимулирующий развитие в России игрушечного производства. С учетом всего вышесказанного возникает вопрос, можно ли считать такой музей детским. Пожалуй, да, если учесть, что игра и драматизация считались основными методами работы. «Игрушка – неделимая часть игры, само происхождение слова наглядно говорит об этом…игрушка служит как бы трамплином, коснувшись которого творческая мысль ребенка легко и свободно совершает свой полет в пространство возможностей»17. По посещаемости музей Бартрама уступал только Третьяковской галерее. Но в 1931 году музей перевели в Загорск, где он вошел в состав центра игрушечной промышленности, но при этом потерял своих посетителей.

А.У. Зеленко принадлежит идея музея-дворца. Он ратовал за развитие «чувственной грамотности». В таком музее предполагалось все устроить так, чтобы дети стремились «увидеть, услышать, пощупать, попробовать, совершить открытие, сделать своими руками»18. Все в этом музее должно было провоцировать на собственные открытия, сделать что-то своими руками. Предполагались отделы «смешных вещей», «вкусных вещей», «света и тьмы», «шумов и музыки», «любопытных запахов», «открытий и изобретений», «общественных интересов и современной жизни» и завершать все должен был отдел «красоты». Можно проследить в этой идее определенную логику: в каждом из отделов ребенок должен был сделать выбор и ответить для себя на массу вопросов, заложенных уже в самом названии отдела (что делает вещи смешными? где граница между светом и тьмой? и др.) и затем понять для себя, что есть красота. В таком музее дети могли бы погрузиться в прошлое, переодеваясь в костюмы различных эпох или присутствуя на уроках в старой школе. Проект не был реализован, но он предопределил пути развития детского музея в России. По мнению А.У. Зеленко, задача детского музея – предоставить возможность для выявления в детях самодеятельного начала и творческого потенциала. Этому могли способствовать «музейные игры» (частично заимствованные из практики США). Метод «музейной игры» был положен в основу образовательной деятельности Музея детской книги, созданного Яковом Петровичем Мексиным в Москве в 1929 году. Цель музея – познакомить юных посетителей с различными сторонами такого явления как книга (ее история, содержание, оформление) через включение в игру, творчество, самостоятельную работу. Дети могли участвовать сами и в создании отдельных фрагментов экспозиции. Такой музей удачно сочетал динамику экспозиции с увлекательной игрой и общением и был очень популярным. Но в 1930-х гг. Мексин был репрессирован (о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно), а музей обвинили в аполитичности. Уникальная коллекция детской книги была передана на хранение Музею народного образования АПН РСФСР, а вскоре исчезла. Такая модель музея, основанная на потребности детей в свободном творческом изъявлении и в игровой деятельности, в музееведении получила название игромузея.

Создание детского музея было лишь одним из эпизодов в жизни академика, византолога с мировым именем, музейного деятеля Федора Ивановича Шмита. Его концепция заключалась в том, что такой музей должен быть адресным, а разработанная им классификация музеев основывалась на структуре аудитории: музеи для ученых-специалистов (университетские музеи), учащихся, широкой публики. Образовательный музей мыслился им как мастерская, где возможны замены подлинников слепками, копиями, моделями, фотографиями памятников. Эта идея была реализована в Музее детского творчества в Харькове, который был открыт для всех. Он явился свидетельством эволюции музея-мастерской, с которого и начиналась история российского детского музея.

Затем для детского музея наступают долгие годы безвременья. Власть, поддерживавшая их в период создания, вскоре потеряла к ним интерес. Из всего вышесказанного можно заключить, что появление детских музеев обычно совпадает с процессами демократизации общественной жизни и культуры, реформами в образовании, а их отсутствие или же закрытие – с периодом господства догматической педагогики, которая, как правило, нацелена не на развитие личности, а на формирование надежного исполнителя чужой воли.

Тем не менее, все рассмотренные примеры говорят о том, что немногочисленные детские музеи в России успели стать центрами альтернативного образования, они смело шли на эксперимент, воплощали метод наглядного обучения, помогали ребенку осознать свою значимость, уникальность и обладали богатейшим инструментарием для «культурной провокации», поощряющей к размышлению и осознанному наблюдению за жизненными реалиями.