Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Яременко Минимальные мозговые дисфункции.doc
Скачиваний:
57
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
824.83 Кб
Скачать

Клинические проявления соматических и вегетативных нарушений, наиболее часто наблюдающиеся у детей с мдм

Прежде чем переходить к описанию вегетативных и сома­тических нарушений, считаем необходимым отметить, что степень их выраженности в каждом отдельном случае бывает различной, а набор у каждого отдельно взятого ребенка — индивидуальным. Кроме того, часть этих расстройств может присутствовать и у детей, у которых отсутствуют МДМ, но у которых обнаруживаются признаки интра- или постнатаяь-ных повреждений ЦНС в виде рассеянной негрубой невроло­гической симптоматики.

Более того, в зависимости от возраста ребенка, его фун­кционального состояния клинические проявления даже од­ного и того же нарушения могут быть разными. Во многом это зависит от социальной среды, интеллектуальных (умствен­ных) и физических нагрузок, падающих на ребенка, периода его роста и развития.

Иногда при больших интеллектуальных нагрузках может проявиться клиническая симптоматика, которая уже угасала или же которая еще ни разу не проявлялась; содружественные движения (синкинезии) в форме заикания, тиков, гиперки-незов; головные боли, нарушения сна, распространенный ал-лергодерматоз вне связи с каким-либо аллергеном, энурез, астматический бронхит и др.

Иногда к уже имеющимся присоединяются новые кли­нические симптомы в связи с интенсивным ростом ребен­ка, так как его рост и развитие требуют значительных зат­рат энергии.

По данным наших наблюдений, проведенных в раз­ных районах Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, воз­растными периодами, когда наиболее ярко проявляются социальные и микросоциальные дезадаптационные нару­шения, а также наиболее выражены клинические при­знаки, являются 3 года, 6—7 и 9 лет. Чаще всего это связано с началом посещения дошкольных образователь­ных учреждений, начальной школы, а также ее оконча­нием, и обусловлено значительными социальными и учеб­ными нагрузками.

Отставание биологического созревания ЦНС у детей с МДМ и хрупкость высших мозговых функций не позволяют

- 26 -

ребенку адаптироваться к новым условиям существования и адекватно переносить интеллектуальные нагрузки. Все это усугубляет проявления МДМ, которые ранее не были столь яркими и заметными, а в быту (в семье) трактовались как индивидуальные особенности ребенка.

Описанное в первую очередь касается поведенческих ре­акций детей с МДМ, которые в подавляющем большинстве (около 90%) эмоционально лабильны и гипервозбудимы. Ам­бивалентность форм поведения чаще всего проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже чувственной тупости.

Основные проявления гипервозбудимости чаще всего приходится видеть в различных формах двигательной растор-моженности, которая не преследует конкретные цели, ничем не мотивирована, не зависит от ситуации и обычно неуправ­ляема ни взрослыми, ни ребенком. Очень близкое к истине и, пожалуй, лучшее из встретившихся нам описание «гипер­динамичного» ребенка дали в своей брошюре О. В. Халецкая и В. М. Трошин (1995).

Сказать о «гипердинамичном» ребенке, что он непо­седлив — значит не сказать ничего. Он подвижен как ртуть. Ребенок все время торопится, суетится, приступает к заданию, недослушав инструкции, делает много ошибок и не исправляет их. Ни в каком другом случае нарушения поведения не вызывают так много нареканий и жалоб ро­дителей, воспитателей детсада, как в этом. Гипердинамич­ному ребенку более всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одергива­ют, наказывают. В конце концов ребенка убеждают, что он не способен ни на что и «бестолковее его нет на всем свете». В результате ребенок ожесточается, такие дети склонны к агрессивной реакции на непрестанные одерги­вания и подавления их активности. Пик проявления гиперди­намического синдрома — 6—7 лет с обратным развитием (в благоприятных случаях) к 14—15 годам. Однако при от­сутствии терапии и неправильном воспитании проявления синдрома начинают сокрушительно сказываться как раз с возраста 13 лет и старше, определяя в таком случае судьбу уже взрослого человека.

Гиподинамический синдром у детей с МДМ наблюда­ется редко и, как показывают инструментальные методы исследования, обычно сопровождается выраженной пери-вентрикулярной лейкомаляцией с затянувшимися резиду-альными явлениями, умеренным расширением желудочко­вой системы головного мозга (следствие перенесенной

-27

внутренней гидроцефалии) или врожденным сужением спин­номозгового канала. Такие дети вялы, малоподвижны, их по­ведение монотонно, ответы односложны. Их трудно чем-либо заинтересовать, увлечь. Они очень медленно выполняют зада­ние, долго приступают к работе, обычно не укладываются в любых своих действиях в отведенные для этого временные границы.

Многолетний опыт работы в детских дошкольно-школь-ных образовательных учреждениях, связанных с формирова­нием здоровья детей и подростков, убеждает нас в том, что среди всего многообразия клинических проявлений МДМ наиболее часто встречается следующее сочетание: задержки речевого развития, аллергодерматоз, нарушения ростд и раз­вития ОДА, гиперкинезы (в форме синкинезий) и, неред­ко,— энурез, миопия и вертебрально-базилярная недоста­точность.

Большая часть из указанных клинических проявлений обычно сопровождает ребенка с момента его рождения и не­редко «идет» под самостоятельными диагнозами. Как прави­ло, их сочетание поначалу не связывают с наличием МДМ.

Наиболее отчетливо у детей с МДМ проявляется задержка развития речи, а точнее — сенсорной и слухомоторной рече­вых функций.