Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Физиология ч2.doc
Скачиваний:
142
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
3.73 Mб
Скачать

10.14. Эндокринная система стареющего организма

По мере старения образование одних гормо­нов может уменьшаться, других — увеличи­ваться, а секреция третьих может практичес­ки не меняться. Эта закономерность отно­сится и к гормонам одной и той же железы. Так, старение пучковой зоны коры надпочеч­ников, вырабатывающей глюкокортикоиды, обычно происходит медленнее, чем клубоч-ковой и сетчатой зон.

Уменьшение активности эндокринных ор­ганов происходит с разной скоростью: атро­фия вилочковой железы развивается к 13— 15 годам, концентрация в плазме крови тес­тостерона у мужчин постепенно снижается уже после 18 лет, секреция эстрогенов у жен­щин уменьшается после 30 лет, инволюция же половых желез — в среднем к 48—52 годам; продукция гормонов щитовидной железы у мужчин и женщин ограничивается только к 60—65 годам; секреция же кортикотрогшна в гипофизе сохраняется до глубокой старости.

Соответственно этому в разные возрас­тные периоды складываются различные соот­ношения гормональных компонентов нейро-гуморальной регуляции организма. При этом чувствительность тканей к нервным влияни­ям становится более низкой, чем к большин­ству гормонов.

Гипофиз. Наиболее значительно изменяет­ся секреция гонадотропинов. Угасание функ­ций половых желез, очевидно, по механизму обратных связей сопровождается существен-

204

ным увеличением концентрации в крови фол-литропина и (в несколько меньшей степени) лютропина. У женщин только лет через двад­цать после начала менопаузы уровень этих гормонов начинает снижаться, оставаясь, од­нако, выше уровня, характерного для зрелого возраста. У мужчин общая направленность изменений содержания гонадотропинов в крови такая же, но выраженность их меньше.

Ряд авторов выявили снижение с возрас­том синтеза в гипофизе и секреции тиреотро-пина, чувствительность "же к этому гормону повышается. Но диапазон ответных реакций щитовидной железы на гипофизарный гор­мон также ограничивается.

Изменения концентрации в крови сомато-тропина и кортикотропина с возрастом не­значительны.

Содержание вазопрессина в крови к стар­ческому возрасту может возрастать, к тому же существенно повышается и чувствитель­ность к этому гормону сердца и сосудов, что может быть одним из механизмов развития гипертонии и ишемии миокарда.

Щитовидная железа. С возрастом посте­пенно уменьшаются образование и поступле­ние в кровь йодсодержащих гормонов, сни­жается связывание тироксина белками плаз­мы. При этом общее количество тиреоидных гормонов в крови уменьшается, а содержание свободного тироксина может не изменяться. Наряду с повышением чувствительности эф-фекторных тканей к тироксину это компен­сирует снижение активности щитовидной железы. В то же время надежность регуляции этой железой процессов обмена веществ и особенно энергии, способность к их актива­ции, например, при действии холода сущест­венно ограничиваются.

Надпочечники. К старческому возрасту происходит некоторое снижение общей массы надпочечников, особенно коркового слоя: от­ношение его массы к массе мозгового слоя может уменьшаться в 2 раза. При этом разме­ры клубочковой и сетчатой зон снижаются, а ширина пучковой зоны даже возрастает.

С возрастом несколько снижаются секре­ция альдостерона и выделение его с мочой. В то же время замедление метаболического превращения альдостерона и повышение чув­ствительности к нему тканей служат, очевид­но, компенсаторными механизмами, сглажи­вающими возрастные сдвиги в регуляции ион­ного гомеостаза.

Глюкокортикоидная функция надпочеч­ников, очевидно, начинает ограничиваться довольно поздно. Снижение содержания глюкокортикоидов в крови и моче обнаружи-

вается только после 60—70 лет и становится выраженным лишь к 80—90 годам.

Возможное повышение чувствительности надпочечников к кортикотропину, а также за­медление метаболизма гормонов и уменьше­ние их утилизации из-за снижения интенсив­ности обменных процессов в тканях способст­вуют сохранению неспецифических — стрес-сорных — адаптивных реакций организма. Од­нако реакции эти оказываются менее надеж­ными: фаза резистентности стресса выражена хуже, она легче переходит в фазу истощения.

Андрогенная функция сетчатой зоны с возрастом заметно снижается.

Поджелудочная железа. Данные о возрас­тных изменениях концентрации в крови сво­бодных и связанных форм инсулина проти­воречивы. Большинство исследователей от­мечают уменьшение с возрастом активности инсулиназы, повышение содержания в крови инсулина и некоторое увеличение чувстви­тельности к нему тканей. Последнее способ­ствует повышению массы жира в целом, а также синтезу холестерина и липопротеинов низкой плотности, ускоряет развитие атеро­склероза и метаболической иммунодепрес-сии. Наряду с этим развивается существен­ное накопление в крови инактивирующих инсулин ингредиентов, природа которых пока точно не установлена. Поэтому, не­смотря на то что активность контринсуляр-ных гормонов — адреналина и глюкагона, оказывающих противоположное инсулину действие на углеводный обмен, остается до­статочно высокой, надежность регулирова­ния углеводного обмена и уровня глюкозы в крови уменьшается. Толерантность к глюкозе снижается: вследствие истощения резервных возможностей инсулярного аппарата возни­кает угроза развития сахарного диабета.

Половые железы. В процессе старения развивается значительное уменьшение или даже прекращение их деятельности. У жен­щин в постменопаузе основным источником эстрогенов становится кора надпочечников, что, однако, не компенсирует падения гор-монообразования в половых железах. В связи с этим развивается регрессия вторичных по­ловых признаков и нарушается обмен ве­ществ, особенно липидов.

Снижение выработки мужских половых гормонов у мужчин происходит постепенно и позже, чем ограничение выработки женских половых гормонов у женщин: сперматогенез и половая потенция могут сохраняться до 80— 90 лет. Вместе с тем снижаются реакции тка­ней на половые гормоны и выраженность по­ловых признаков, уменьшается мышечная сила.

Раздел HI

ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА