Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Antipov_Filosofia_UMK.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
1.33 Mб
Скачать

3.4. Философия эпохи эллинизма и поздней античной классики

3.4.1. Эпикур и эпикурейцы

Эпикур (341 г. до н.э. — 270 г. до н.э.) — продолжатель линии Демокрита, его атомистики. Но если у Демокрита на первом плане стоит проблема космологическая, проблема причинного объяснения природных явлений, то философия Эпикура ориентирована на человека, на формирование этического идеала. Философия — основное средство достижения счастья. Познание природы не имеет самостоятельного значения для жизни человека, оно является лишь основой для этики. «Если бы не беспокоил страх перед атмосферными явлениями или страх смерти, то не было бы нужды в физике». Критерий истины — ощущение. Счастье — это не омраченное ничем ощущение удовольствия. Основанием для свободы человека в его мышлении и поведении является самопроизвольные отклонения атомов, спонтанность движения (чего не допускал Демокрит). Подлинные удовольствия разумны и справедливы. Удовольствия души выше удовольствия тела. Истинное духовное наслаждение достигается безграничным стремлением к знанию. Это и ведет к счастью, т.е. к безмятежному душевному спокойствию (атараксии).

3.4.2. Стоицизм

Название происходит от портика (зала) в Афинах, где происходили собрания последователей основателя школы — Зенона из Китиона (около 300 г. до н.э.). История стоицизма насчитывает несколько столетий. Большое влияние она

приобрела в последние века республиканского Рима и первые века существования Римской империи. Виднейшими представителями римского стоицизма были писатель и драматург Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Философию стоики подразделяли на физику, этику и логику, (этот термин впервые введен Зеноном). Они исходили из принципа разумности устройства Вселенной. Миром управляет логос, который обусловливает всеобщую взаимосвязь и взаимосогласованность происходящих в мире событий. В центре этических рассуждений стоиков не счастье, а добродетель. Добродетель заключается в самосовершенствовании. Если во внешнем мире свободы нет, то можно приобрести внутреннюю свободу.

Следует жить в согласии с природой. Совершенствование состоит в подавлении чувственных страстей и в подчинении разумной необходимости. Условия нравственного поведения — невозмутимость духа и мудрость в понимании судьбы. Нравственный идеал рисуется стоикам в образе мудреца, подобного Сократу. Мудрец руководствуется только разумом, он глух к волнениям страстей. Все внешнее ему безразлично, важна только добродетель, обеспечивающая внутреннюю независимость.

Однако отнюдь не все философы-стоики следовали принципам своего учения. В высшей степени это было свойственно, например, Луцию Аннею Сенеке (6 г. до н.э.—65 г. н.э.) — одному из богатейших римлян, проповедовавшему, тем не менее, презрение к богатству. В ответ на упреки в расхождении между словом и делом Сенека писал: «Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением. В этом в свое время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственниками: когда смогу, буду жить как должно. Ведь если бы я жил вполне согласно моему учению, кто был бы счастливее меня, но теперь нет оснований презирать меня за хорошую речь и за сердце, полное чистыми помыслами» [15]. Можно ли считать такое оправдание циничным? Ведь в любом случае совпадение идеала и реальности недостижимо. Поскольку же точное следование моральному идеалу невозможно (такое общество не смогло бы вообще существовать), гораздо более существенен аспект мотивации, деятельность совести. Поэтому, например, создатель одного из современных этических учений — «этики благоговения перед жизнью» («Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей») — Альберт Швейцер, имея в виду принципиальную нереализуемость провозглашенного идеала в абсолютном смысле, говорил: «Чистая совесть есть изобретение дьявола» [17].