Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Археология СССР. Авдусин.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
463 Кб
Скачать

Глава 19

ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ

Волжская Болгария была крупным и высокоразвитым государством. Местные письменные источники до нас не дошли, и ее история известна по сообщениям русских летописей и арабских авторов. Поэтому в восстановлении истории Волжской Болгарии археологические источники играют немалую роль.

Главным источником по изучению этногенеза волжских болгар являются могильники, среди которых выделяются Большетарханский VIII — IX вв. (у села Большие Тарханы на Средней Волге), где вскрыто более 350 захоронений, и особенно Танкеевский IX — X вв. (у с. Танкеевка Куйбышевского района ТАССР), где раскопано более 800 могил и предполагают, что в нем окажется еще около 2000 захоронений.

В Большетарханском могильнике костяки вытянуты и лежат головой на запад. Изредка встречаются коллективные захоронения, вероятно, погребения членов одной семьи. Часто встречаются кости лошадей, несколько реже — кости овец. Лошадь и овца — обычные животные кочевников. Инвентарь погребений немногочислен: украшения, бытовая утварь, малоизогнутые сабли (почти мечи), железный серп, напильник, сосуды, в большинстве сделанные на гончарном круге. Изредка находят дирхемы.

В Танкеевском могильнике положение костяков тоже вытянутое, но обряд не одинаков. Форма одних могильных ям узкая и вытянутая, как в погребальных памятниках Башкирии, а в некоторых ямах по бокам встречаются заплечики для устройства перекрытия. На некоторой части погребенных имеются тонкие лицевые серебряные маски с прорезями для глаз и рта, чему есть аналогии на Верхней Каме, а также в Венгрии. Варианты погребального обряда, видимо, свидетельствуют о разноэтничности населения, оставившего Танкеевский могильник.

Погребения сопровождаются конскими костями (черепа и кости ног), горшком с пищей, от которой остались кости, украшениями, орудиями и оружием. Из оружия встречены сабли (их только две), копья (их тоже два), часты топоры (их 35), стрелы, ножи. Из предметов конского снаряжения — удила и пряжки от сбруи. Из украшений особенно обращают на себя внимание шумящие подвески, остатки головных уборов с ромбическими накладками из серебра, височные кольца и бусы. Аналогии найденным предметам известны на Верхней Каме и в Башкирии. Примерно третья часть всех сосудов сделана на гончарном круге: в X в. гончарное ремесло начало обосабливаться. Гончарные сосуды представлены почти круглодонными кувшинами с одной ручкой, тулово которых покрыто пересекающимися полосами лощения. Кувшины с подобной орнаментацией впоследствии хорошо известны в Волжской Болгарии. О широком распространении деревянной посуды свидетельствуют находки остатков деревянных чаш с серебряной обкладкой по венчику. Открыто богатое погребение воина с конем в сбруе со стременами. При воине — сабля, боевой топор, стрелы, пояс, украшенный металлическими бляшками. Это типичное погребение кочевника.

Исследователи считают, что у населения, оставившего Танкеевский могильник, нет родственных связей с племенами предшествующих культур, иными словами, оно пришлое. Вместе с тем, уже судя по письменным источникам, в составе раннеболгарского объединения можно насчитать не менее семи племен или этнических групп. На разноэтничность состава раннего населения указывают и результаты раскопок Танкеевского могильника, причем отрицаются связи с Городецкими племенами (предками мордвы), ставятся под сомнение связи с пьяноборской культурой (предками удмуртов и коми). Не должны удивлять не-

стр.254

которые венгерские аналогии погребальному обряду и инвентарю: мадьяры прошли через нашу территорию из этих мест.

В Большетарханском могильнике еще нет такой смешанности обрядов и погребальных комплексов. Здесь нет ни масок, ни подвесок. Этот могильник собственно болгарский, и в Танкеевском могильнике лишь небольшая группа погребений аналогична большетарханским.

В сложении племен Волжской Болгарии наряду с сармато-аланским этническим элементом важную роль сыграл тюрко-угорский. Тюрками были болгары, ранее жившие в Приазовье.

Процесс классообразования прослеживается по городищам. Близ г. Елабуга есть городище, называемое местным населением Чертовым, которое сначала имело лишь земляные валы. Потом на территории, ограниченной ими, была выстроена каменная цитадель с четырьмя башнями — явление, типичное для классового общества. Аналогичный процесс прослежен и на других городищах, малых по площади, но обнесенных огромными валами, для возведения которых рабочих рук населения этих крепостей было недостаточно. Видимо, здесь применялся труд зависимого населения, а эти стены были стенами феодального замка.

Большинство деревень сосредоточивалось вокруг феодальных усадеб.

К X в. болгары захватили значительную территорию, лежавшую к югу от Нижней Камы по Волге до Самарской Луки. Позднее эта территория была расширена на восток до р. Урал.

Самостоятельное существование Волжской Болгарии длилось недолго, так как уже в IX в. она платила дань хазарам. Принятие мусульманства и признание власти Арабского халифа не помогло избавиться от хазарской зависимости. Лишь крушение Хазарии в 965 г. под ударами Древнерусского государства освободило Волжскую Болгарию из-под хазарского гнета.

Наиболее значительными болгарскими городами были Болгар, Биляр и Сувар. Болгар стоял на Волге недалеко от устья Камы. Город достиг расцвета в X — XI вв. В XII в. в результате межкняжеской борьбы он уступил первенство Биляру. В XIII в. Болгар разрушили монголо-татары.

В XIV в. он возродился и испытал кратковременный подъем. Именно тогда были возведены городские валы, а также построена мечеть с минаретом и баня. В XV в. Болгар запустел в связи с возвышением Казани.

В Болгаре наблюдается два культурных слоя: домонгольский и золотоордынский.

Болгар был крупным ремесленным центром. В нем обнаружено несколько сыродутных металлургических горнов, ряд горнов гончарных и гончарные мастерские, мастерские литейщиков бронзы, костерезные, сапожные. Жилищами были бревенчатые дома, часто разделенные на две половины — мужскую и женскую. Внутри изб помещались сводчатые глинобитные печи. Возле домов часто встречаются зерновые ямы. Волжская Болгария была земледельческим государством.

Болгар был своеобразной международной ярмаркой средневековья. В этот город приезжали русские, хазарские, хорезмийские, скандинавские, армянские купцы и совершали там торговые сделки. Это обусловило пестроту этнического состава города, где были русский, армянский и иные кварталы.

Городские укрепления Болгара достигали длины в 7 км. Они имели дерево-земляную конструкцию, аналогичную конструкции городских стен в Древней Руси. В городе существовала разветвленная сеть глиняных водопроводных труб, в том числе снабжавших водой бани. При раскопках обнаружены остатки нескольких бань. Одна из бань имела медные краны для горячей и холодной воды, расположенные парами. Вода смешивалась в каменных чашах. Посредине сооружен фонтан в виде двенад-

стр.256

цатилепесткового цветка. Стены бани выкрашены в красный цвет. В предбаннике были лежанки для отдыха. Устройство бани типично для мусульманских средневековых стран.

Биляр стоял на р. Черемшане и археологически изучен недостаточно. Он разрушен монголо-татарами в XIII в.

Сувар находился на р. Утке. Его укрепления имели ту же конструкцию, что и в Болгаре, но достигали еще большей длины — до 10 км.

Население жило также в бревенчатых домах, около которых обычно находят зерновые ямы. В центре города был расположен кирпичный дворец, украшенный голубыми и зелеными изразцами, аналогичными среднеазиатским.

Монеты Волжской Болгарии прослеживаются с X в. По внешнему виду они копируют арабские дирхемы: тот же эпиграфический орнамент и отсутствие изображений правителей. Надписи на монетах арабские, даже имя болгарского царя написано по-арабски.

Чеканка монет прекращается в XI в. В XIV в. выпуск монет возобновляется; их чеканили золотоордынские правители Болгара.

О земледельческом хозяйстве Волжской Болгарии кроме частых находок у городских домов зерновых ям говорят находки в разных местах плужных лемехов. Они часто склепаны из двух половинок, тяжелые и широкие, что обеспечивало большую ширину захвата при пахоте. Плужные резцы также были массивными и длинными. Обычны серпы. Дифференциация земледельческих орудий и их совершенство указывают на высокую технику земледелия. Сеяли все основные зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, а также горох. Известно, что в периоды неурожаев Русь покупала хлеб у Волжской Болгарии. Большое значение имело и скотоводство. Крестьяне платили подати скотом и шкурами.

Крупным техническим открытием волжских болгар был передельный процесс: железо стали получать через посредство чугуна. Раскопками открыты чугунолитейные печи. Они сложены из кирпича и имеют больше воздуходувных сопел, чем сыродутные домницы. В этих печах создавалась высокая температура, необходимая для выплавки чугуна. Это древнейшие чугунолитейные печи в Европе. Однако для получения железа приходилось прибегать к процессу переделки чугуна, причем железо no-прежнему получали в твердом виде. Новый способ появился в Европе также в XIV в., распространился он в XVI в. Его преимущества были очевидны: выросла производительность труда и уменьшились потери железа в шлаках. Из чугуна умели получать и сталь, но, как и раньше, в твердом виде.

Промышленное производство литой стали было освоено много позже — в XIX в. В Волжской Болгарии найдено много чугунного литья, например большие котлы, которые вмазывались в печи.

Обработка металла во всех трех городах Волжской Болгарии была ведущей отраслью ремесла. Хорошо изучены кузницы и кузнечный инструмент. Найдены молоты-кувалды — находка редкая, так как потерять такую массивную вещь трудно, к тому же железо было еще дорого. При порче молоты-кувалды можно было перековать. Встречаются молоты-ручники, наковальни, клещи, зубила.

Болгарские кузнецы были универсалами, но они особенно прославились изготовлением оружия. Изящны изогнутые боевые топоры, часто украшенные растительным орнаментом. Находят обрывки кольчуг, мечи каролингского типа. Сабля вытесняет меч, видимо, около XIV в.

Большого мастерства достигли местные ювелиры. Они освоили сложные ювелирные приемы, в частности зернь и скань, а также выработали местные типы женских украшений — серег, браслетов, гривен. Витые ажурные гривны и такие же браслеты встречаются в Волжской Болгарии относи-

стр.257

тельно часто, а то время как за ее пределами очень редко.

Однако подобные гривны известны и на Руси, где они представляют собой несомненный импорт.

Болгарские ювелиры иногда были людьми богатыми, о чем свидетельствуют их надгробия. Так, на одном надгробии в Болгаре есть надпись: «Почитатель ученых, кормилец вдов и сирот, сын Мусы, золотых дел мастер Шагид-Улла».

Могильники мусульманского времени содержат мало вещей, что объясняется религиозным запретом класть вещи в могилу. В них изредка встречаются мелкие медные, серебряные или золотые украшения и обрывки шелковых тканей. Наличие богатых привозных тканей в болгарских погребениях часто сопоставляют с сообщением арабского дипломата Ибн-Фадлана, посетившего Болгар в 922 г., где он встретил портного из Багдада. Арабская метрополия была религиозным центром, законодательницей мод, но ее власть на периферии даже после ее признания болгарами была номинальной.

Гончарное производство в Волжской Болгарии достигло больших успехов, хотя наряду с сосудами, сделанными на гончарном круге, встречаются лепные. Широко распространены болгарские кувшины превосходного обжига, аналогичные которым встречались еще в Танкеевском могильнике.

Волжская Болгария была первым европейским государством, испытавшим тяжесть монголо-татарского завоевания. Оно не принесло ей никаких новых элементов культуры.

Облик материальной культуры волжских болгар наиболее сходен с культурой современных казанских татар и чувашей. Связь особенно с культурой татар прослеживается по форме ювелирных изделий, устройству жилищ, бытовому орнаменту и т. п. Волжские болгары в XV — XVI вв. приняли полузабытое имя татар — одного из монгольских племен, прямого отношения к ним не имевшего.