Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЕЛЕЦКИЙ Н.Д. - ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
4.04 Mб
Скачать

Раздел I. Общественное производство и экономическая теория

1. Содержание и структура общественного производства

    1. Роль производства в жизни общества

Проблема основы существования общества. Для наук, изучаю­щих общество, исходным, ключевым вопросом является вопрос об основе, сущности общественных явлений и процессов, о при­чинах и направленности изменений, происходящих в социальной системе. На протяжении всей истории человечества люди размыш­ляли над этими проблемами, в результате чего возникали взгля­ды, оценки, теории, формировались научные и обыденные воз­зрения, отражавшие состояние и уровень развития общества, до­стижения материальной и духовной цивилизации. История пред­ставлений о сущности социальной формы движения - это история успехов и заблуждений человеческого разума, стремящегося по­нять причины и смысл жизнедеятельности общества, закономер­ности его развития.

Наиболее распространенными в прошлом являлись различные варианты религиозных представлений, вос­принимавших основные (а то и все без исключения) факты и про­цессы природной и общественной сфер в качестве проявления некоторой сверхъестественной (божественной) сущности. Пред­шествующее, современное и будущее состояние общества, при­чины и закономерности его развития, действия и судьба каждого человека, его место в социальной системе - все это воспринима­лось как результат проявления воли бога, "божьего промысла"10. Такое мировоззрение отражало условия высокой степени зависи­мости общества от внешней природной среды, приоритет тради­ций во внутрисоциальных отношениях, во всех формах жизнеде­ятельности. Их устойчивый, малоизменчивый характер, целесооб­разность и справедливость обосновывались посредством ссылок на авторитет божества.

По мере развития цивилизации усилива­лась роль внутриобщественных источников и факторов движе­ния, возрастала степень независимости социума от внешней сре­ды. Первые попытки материалистического объяснения сущности окружающего природного и социального мира, поиски рациона­листических трактовок его закономерностей появились еще в древ­ности11. Однако качественный скачок, многоаспектный "прорыв" в развитии взглядов на основу социальной формы движения объ­ективно оказался возможен лишь в связи с переходом к индустриальному этапу цивилизации. На этом этапе резко возрос динамизм социального развития, значительно повысилась степень изменчивости общественных отношений, условий жизни. После многих тысячелетий ограниченности всех помыслов и действий людей жесткими, подчас непреодолимыми границами внешних необходимостей и архаических канонов, в Новое время резко рас­ширилось поле активной творческой деятельности. Явно обнару­жилась зависимость между самостоятельными, осознанными ре­шениями людей и их активными действиями, с одной стороны, и последствиями, результатами этих действий, проявляющимися в преобразовании природного и общественного мира, - с другой.

Такие изменения объективной социальной системы не могли не привести к появлению принципиально новых трактовок сущ­ности общественной жизнедеятельности. В эпоху Просвещения (XVIII в.) эта сущность стала пониматься как форма и результат развития человеческого Разума. Успехи науки, просвещения, вос­питания, сознательные меры по "исправлению" человеческой на­туры воспринимались в качестве главных и всеобъемлющих фак­торов перехода к "обществу Разума" - гармоничной социальной системе, отвечающей, якобы, "естественной природе" человека. Предшествующие же архаично-деспотические социальные обра­зования рассматривались при этом как искажения и отступления от этой "естественной природы", от внеисторических, справедли­вых для всех эпох "требований разума". Однако причины, по ко­торым "сами собой разумеющиеся", соответствующие разуму прин­ципы "естественного порядка" не были осознаны за предшествующие долгие тысячелетия человеческой истории, мыслителями эпохи Просвещения не были убедительно обоснованы.

Раскрепощение человеческой энергии, возрастание роли ини­циативного, активно-деятельностного начала и качеств индиви­дуализма способствовали появлению и иного варианта объясне­ния сущности общественных взаимосвязей, который можно ус­ловно определить как концепцию "героя и толпы". Согласно ей, основу существования и развития общества составляет деятель­ность выдающихся людей - героев, гениев, военных и политичес­ких вождей, законодателей, - изменяющих мир в соответствии со своими помыслами и желаниями. Условия жизнедеятельности "ря­довых" людей предопределены, по такой трактовке, волей "геро­ев", роль которых становится сопоставимой с ролью божества в системе религиозного мировоззрения. Весьма показательны в данном отношении характерная для XIX века наполеономания12 и различные варианты "культа личности", проявившиеся в XX в. Однако в ходе развернувшейся в конце XIX в. и продолжающейся до настоящего времени дискуссии о роли личности в истории было аргументированно доказано, что сама деятельность выдающихся людей, при всей ее значимости, предопределена объективными историческими условиями, порождающими возможность и необ­ходимость такой деятельности.

Развитие цивилизации в XIX в. достигло уровня, на котором стало возможным осознание причин ограниченности отмеченных выше концепций. Причины эти - в их, преимущественно, идеа­листической ориентации, то есть в понимании сущности общест­венных явлений, исходя из представления о ведущем, первичном значении идей, мыслей, "разума", желаний, воли отдельных лю­дей (или божества), определяющих закономерности и цели суще­ствования и развития общества. Социальная практика, между тем, во все более явной форме демонстрировала первичное, основопо­лагающее значение процессов создания материальных благ, что нашло отражение в возникновении материалистического пони­мания общества, его истории, структуры и противоречий. "Мате­риалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство... составляет основу всякого общественного строя... Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития орга­нического мира, - отмечал Ф.Энгельс, - Маркс открыл закон раз­вития человеческой истории: тот, до последнего времени скры­тый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, ис­кусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство не­посредственных материальных средств к жизни и, тем самым, каж­дая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреж­дения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные пред­ставления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор"13.

Итак, материалистическое понимание общества, исходя из первичности общественного бытия соотносительно с обществен­ным сознанием, отражает первичную, исходную, основополагаю­щую роль производства благ во всей системе человеческой жизне­деятельности14.

Что же такое производство?

Производство и экономика. Человеческое общество возникло в результате эволюции природы. Оно, с одной стороны, представ­ляет собой часть природы, но, с другой - часть относительно самостоятельную, со все более возрастающей степенью независимос­ти. Общество подчинено законам природы вообще, и, вместе с тем, по мере его прогрессирующего развития, все большее значе­ние приобретают внутрисоциальные закономерности. Как и дру­гие формы движения (физическая, химическая, биологическая и др.), социальная форма движения невозможна без некоторого пре­образования материи.

Как и другие природные явления и процессы, общественная жизнедеятельность включена в потоки материальных взаимосвя­зей. Представляя собой особый тип открытой системы, челове­ческое общество может существовать лишь посредством усвоения из внешней природной среды и трансформации (соответственно собственному системному качеству) вещества, энергии и инфор­мации. Результаты этой трансформации, составляющие матери­альную основу существования и развития общества, оказывают, вместе с тем, влияние и на состояние внешней природной среды.

Почему необходима трансформация (т.е. изменение, в резуль­тате действий людей, формы) усваиваемых из природы субстан­ций? Дело в том, что подавляющая часть природного вещества, энергии и информации не может быть использована в их исход­ном естественном состоянии и требует, в целях обеспечения че­ловеческой жизнедеятельности, изменения, тем или иным обра­зом, структуры и соотношения элементов. В этом и отражается тот естественный факт, что общество, будучи порождением и час­тью природы, имеет в то же время собственное, специфическое качество, воплощающее возникновение высшей, социальной фор­мы движения.

Взаимодействие между человеком и природой в целях созда­ния благ, необходимых для существования и развития общества, представляет собой производство в широком смысле слова. Произ­водство выступает как сложная система, В ее рамках необходимо, прежде всего, выделить два основных элемента, два "полюса" - это непосредственное производство (процесс непосредственного преобразования элементов природы) и потребление - процесс использования результатов данного преобразования. Объективной целью производства вообще является обеспечение жизнедеятель­ности человеческого общества. Целью непосредственного произ­водства (производства в узком смысле) является обеспечение по­требления. Производство и потребление представляют собой раз­новидность диалектической пары; противоречие между ними - это основное общеэкономическое противоречие. На исходном абстрактном уровне субъектом и производства, и потребления выступает человеческое общество в целом. Осуществляя производство, об­щество создает возможность, посредством потребления результа­тов производственного процесса, поддерживать свое существова­ние. Однако фактические результаты производства, соответствуя, в той или иной степени объективно необходимым, требующимся результатам (объективным потребностям), никогда не совпадают с ними полностью, не тождественны им. Кроме того, взятый в динамике, процесс потребления означает обеспечение развиваю­щегося процесса жизнедеятельности, в ходе которого происходит модификация общества, порождающая новые потребности. С дру­гой стороны, развитие процесса производства приводит к расши­рению и совершенствованию форм преобразования элементов при­роды, что, в свою очередь, означает расширение возможностей, границ и форм потребления.

Связь производства и потребления, движение, разрешение и вос­производство противоречия между ними отражаются посредством научной категории "экономика". Упрощенно говоря, экономика - это все, что так или иначе воплощает противоречивое взаимодей­ствие производства и потребления, связано с их предпосылками,, условиями, состоянием, процессами осуществления, результата­ми и формами проявления.

При этом необходимо обратить внимание на терминологи­ческий и этимологический аспекты проблемы. Термины "произ­водство" и "потребление" по происхождению являются элемен­тами русского языка, в то время как термин "экономика" заимствован из древнегреческого, но в настоящее время интегрирован в лексическую структуру многих современных языков. Первоначальный смысл термина "экономика" можно приблизительно передать словосочетанием "искусство ведения хозяйства". Известно, что в ходе эволюции общества и развития науки значение многих тер­минов меняется; изменился с течением веков и смысл термина "экономика", в связи с чем под экономикой вообще и стала по­ниматься сфера общественной жизни, охватывающая движение условий, процессов и результатов производства, форм его связи с потреблением.

Однако отмеченная эволюция термина не может, разумеется, означать смены его смысла на противоположный, отрицания его исходного значения. В связи с этим, неубедительно выглядят по­пытки некоторых авторов разделить и даже противопоставить про­изводство и экономику. Шаткость теоретических построений, ос­нованных на противопоставлении "производства" и "экономи­ки", предопределена, в значительной степени, недоразумениями этимологического порядка; при этом не учитывается реальная со­держательная эволюция как собственных для данного языка, так и заимствованных терминов. В результате, возникающие идеи о возможности существования обществ без экономики вряд ли можно признать в качестве имеющих научный смысл15.