Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЕЛЕЦКИЙ Н.Д. - ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
4.04 Mб
Скачать

6.2. Собственность в структуре производственных отношений

Собственность как основное производственное отношение. При анализе производственных отношений статически исходными, как отмечено выше, являются отношения по поводу присвоения фак­торов производства. Формы этих отношений обусловлены состоя­нием производительных сил, а их основными субъектами являют­ся непосредственные производители материальных благ и собст­венники факторов производства. "Непосредственное отношение собственников условий производства к непосредственным произ­водителям - отношение, всякая данная форма которого каждый раз естественно соответствует определенной ступени развития способа труда, а потому и общественной производительной силе последнего, - вот в чем мы всегда раскрываем самую глубокую тайну, скрытую основу всего общественного строя..."252.

В рамках исторического интервала разделения и персонифи­кации социальных качеств собственника и работника отношение между ними по поводу факторов производства (социально-эконо­мическая форма соединения факторов производства) выступает как основное производственное отношение, а соответствующее про­тиворечие - как основное противоречие системы производствен­ных отношений. Развитые формы данного противоречия вопло­щают "господство собственника над несобственниками"253.

При конкретизации отношения между ними обнаруживается, что собственность на средства производства и собственность на рабочую силу представляют собой вариант диалектической пары, выступающей как форма движения сущностного противоречия соб­ственности на условия производства. "Форма присвоения средств производства в исходном пункте своего образования уже "впиты­вает" в себя налично данную предпосылку социально-экономи­ческого положения непосредственного производителя (как резуль­тат предшествующего экономического процесса)254".

Следующим логическим шагом в ходе исследования данной диалектической пары является субординирование социальных функ­ций собственности на средства производства и собственности на рабочую силу. При этом проявляется общедиалектическая зако­номерность асимметрии всякой диалектической пары255. Зависимость процесса живого труда от общественной формы бытия сред­ств производства и, в этом плане, их первичность по отношению к живому труду, формы которого предопределены общественными условиями, овеществленными в средствах производства, - этим обу­словлена и объективная логика первичности собственности на сред­ства производства относительно собственности на рабочую силу256.

Собственность на рабочую силу не порождена собственнос­тью на средства производства - в логическом плане и та, и другая порождены собственностью на условия производства, формами движения противоречивой сущности которой они являются. Пер­вичность здесь означает преобладание интересов собственников средств производства над интересами собственников рабочей силы. "Всюду, где часть общества обладает монополией на средства про­изводства, работник, свободный или несвободный, должен при­соединять к рабочему времени, необходимому для содержания его самого, излишнее рабочее время, чтобы произвести жизненные средства для собственника средств производства"257. Тем более ука­занная зависимость живого труда от овеществленного очевидна в отношении "несвободного работника", ибо собственником его ра­бочей силы полностью или частично является то же лицо, кото­рое выступает в качестве собственника средств производства, то есть собственник факторов производства.

Вместе с тем, ограничивать объект взаимосвязей между двумя "полюсами" отношения собственности только факторами произ­водства нельзя. Состояние, когда собственность "предшествует производству и образует его предпосылку"258 - это статический момент; при переходе же к воспроизводственной динамике выяс­няется, что вне процесса "целесообразной деятельности" нет про­изводителей, а без учета социально-экономической формы резуль­татов труда изучение факторов производства и целесообразной деятельности может иметь чисто аналитическое значение, то есть значение исследования такой части, действительное движение ко­торой обусловлено движением целого259. Полагать существование собственников условий производства актуальным, а существова­ние непосредственных производителей - потенциальным, можно лишь на аналитическом уровне, синтетическая же (категориаль­ная) характеристика рассматриваемого отношения требует полагания всех элементов его объекта как непосредственно актуальных.

Тот "факт", что собственник условий производства может и не использовать их по производительному назначению и даже унич­тожить и т.п., не имеет научного значения и носит исключитель­но внешний характер. Данный "факт", рассмотренный в воспро­изводственно-динамическом аспекте, означает, что указанный "собственник" выбыл из системы отношений с производителями и в экономическом (воспроизводственном) смысле собственни­ком не является - его "собственность" не получает экономичес­кой реализации260. "Всякая предпосылка общественного процесса производства есть, вместе с тем, и его результат, а всякий его результат - выступает, вместе с тем, и как предпосылка. Поэтому все те производственные отношения, в которых движется про­цесс производства, суть в одинаковой мере и его продукты, и его условия"261. Этим предопределяется принципиальная логическая ограниченность аналитического исследования, что, вместе с тем, не отрицает и необходимости такого исследования, и, в частнос­ти, в данном случае - анализа элементов материального процесса, составляющего объект производственных отношений.

Собственники и непосредственные производители вступают в отношения по поводу каждого из названных элементов (то есть факторов производства, процесса труда и его результатов), и по поводу взаимодействия этих элементов; тем самым, исходно-статическая форма основного производственного отношения разворачивается в воспроизводственно-динамическую систему производственных отношений. Взаимосвязь основных экономических субъектов проявляется во всех фазах воспроизводственного про­цесса и на всех уровнях движения общеэкономического противо­речия между производством и потреблением, конкретизацией ко­торого выступает противоречие интересов непосредственных про­изводителей и собственников материальных благ ("производство и потребление выпадают на долю различных индивидов262"). Функ­ция непосредственного производства закрепляется за людьми, относящимися к социальному типу работника; функция непосред­ственного (первичного) потребления, соответственно, - за людь­ми, персонифицирующими потребление. Последние становятся преимущественными носителями цели производства (как в обще­экономическом, так и в формационном смысле), первые - пре­имущественными носителями средств достижения этой цели. Включение в систему общественного производства для первич­ных потребителей опосредовано их отношением к непосредст­венным производителям; приобщение же производителей к це­лям производства (то есть к человеческой жизнедеятельности и, ради нее, - к потреблению) опосредовано их отношением к пер­вичным потребителям.

Отношения между собственниками и работниками приобре­тают, таким образом, сложную структуру; в них формируются эле­менты (каждый из которых можно рассматривать как самостоя­тельное отношение или группу отношений) и многообразные вза­имосвязи между элементами. "Собственность вообще" поэтому с необходимостью проявляется и как отдельное (логически исход­ное) отношение, когда оно аналитически рассматривается лишь в аспекте потенциальных условий производства, - и как субстанция системы производственных отношений, воплощенная во всех эле­ментах и в структуре этой системы. В диалектике данных двух аспектов воплощается сущность отношения между собственника­ми и непосредственными производителями как основного произ­водственного отношения. Объективная сложность взаимосвязи собственности и системы производствен­ных отношений порождает многочисленные гносеологические и логические трудности; в системе понятий не всегда удается отразить, "схватить" объективную диалектику, так что по поводу отмеченной взаимосвязи можно встретить противоположные по смыслу высказывания

Наряду с функциональными, пофазными и уровневыми про­явлениями взаимосвязи собственности и труда, система произ­водственных отношений включает в себя и отношения между раз­ными собственниками. Однако в логическом смысле данные от­ношения вторичны, производны от основной экономической вза­имосвязи между работниками и собственниками, ибо собствен­ники вступают в отношения друг с другом по поводу объектов, возникновение которых оказалось возможным в результате пред­шествующих отношений собственников с производителями. Со­вмещение качеств собственника и работника в одном лице не меняет общей логики экономических взаимосвязей: труд в любом случае логически предшествует отношениям между собственни­ками по поводу его результатов. Кроме того, не следует забывать, что "трудовая частная собственность никогда не была господству­ющей формой присвоения в обществе"263.

Качественно необходимая историческая форма основного от­ношения, соответствующая отдельному способу производства, яв­ляется исходным пунктом в исследовании конкретной историчес­кой системы производственных отношений. Формационная спе­цифика отношений между собственниками и работниками вопло­щается в характере соединения факторов производства. "Тот осо­бый характер и способ, каким осуществляется это соединение, от­личает различные экономические эпохи общественного строя"264. В статическом аспекте историческая специфика основного отноше­ния определяется через формационное исходное отношение; в ди­намическом - через основной закон способа производства, отра­жающий исторические особенности общесоциальной цели произ­водства. Одновременно выявляется объективная диалектика ис­торического и логического аспектов политико-экономического исследования: логически исходный пункт в исследовании способа производства одновременно воплощает в себе историческую спе­цифику данного способа производства.

Собственность и основной экономический закон. Производст­венные отношения объективно организуются в систему посредст­вом присущих экономике глубинных внутренних взаимосвязей - законов. При этом первично-сущностные зависимости отража­ются основным экономическим законом; на исходном абстракт­ном уровне общеэкономической связи производства и потребле­ния он отражает необходимость такой объективной организации экономических отношений между людьми, которая обеспечивает достижение общесоциальных целей наиболее эффективным, при данном уровне производительных сил, способом.

Конкретизация сущности основного экономического закона связана с условиями периода, когда производство еще не превра­тилось во "вторую природу" и окончательно не решены задачи материального обеспечения биологических условий существова­ния и социальных условий развития личности, вследствие чего функционирование производственных отношений между людьми объективно ориентировано на максимизацию производства про­дукта (с его возможными модификациями в виде услуг, информа­ции и т.д.). Для подавляющей части населения планеты и сегодня полностью сохраняет свою истинность тезис о том, что "до на­стоящего времени производительные силы не... развиты в такой степени, чтобы можно было производить достаточное для всех количество продуктов..."265. Ограниченность результатов труда, по­рождающая отношения собственности, оказывает, вместе с тем, модифицирующее воздействие на цели производства, которые при­обретают социально-экономическую форму целей собственников. Производство оказывается подчинено интересам собственников, реализующимся через присвоение максимизированного прибавоч­ного продукта и иных результатов прибавочного труда. Производ­ство необходимого продукта присутствует при этом в "снятом" виде, лишь как условие для производства прибавочного продукта, что отражает социально-экономическую взаимосвязь собственнос­ти и труда и противоречие между ними.

Таким образом, содержание основного экономического закона составляет производство работниками, интересы которых посред­ством отношений по поводу условий производства подчинены интересам собственников, максимума прибавочного продукта для потребления его собственниками. Содержание закона воплощает в себе необходимую, сущностную и всеобщую взаимосвязь между собственниками и производителями через посредство взаимосвя­зи между отношениями по поводу условий производства и отно­шениями по поводу его результатов. Основной экономический закон воплощает политико-экономическую цель производства -реализацию экономических интересов собственников; средство достижения этой цели - труд работников, чьи интересы подчине­ны интересам собственников; и противоречие между собственни­ками и работниками, являющееся в данном случае конкретной формой диалектической взаимосвязи цели и средства, а также об­щеэкономической связи производства и потребления.

Подобно основному производственному отношению, основ­ной экономический закон имеет исторически специфические ка­чественные уровни развития, составляющие системообразующую основу производственных отношений отдельных способов произ­водства. Их особенности находят воплощение в движении не про­дукта вообще, а его конкретных социально-экономических форм. Понимание основного экономического закона как "закона дви­жения" того или иного способа производства конкретизируется, таким образом, соотносительно с необходимой исторической дис­кретностью данного закона, движением его системного качества на различных исторических уровнях266. Поскольку социально-эко­номическая форма производства и присвоения прибавочного про­дукта обусловлена достигнутым уровнем производительных сил, - основной экономический закон отражает зависимость от этого уровня непосредственной цели производства и предопределенной ею специфики того или иного исторического типа производст­венных отношений.

Вместе с тем, рассматриваемый закон является законом дви­жения общественного производства в целом, отражает преемст­венность способов производства, причины и необходимость пере­хода от одного из них к другому. Воплощая связь между предель­ностью развития производительных сил в рамках некоторой системы производственных отношений и предельностью возвышения потребностей на базе данного уровня производительных сил, основной экономический закон обусловливает необходимость преодоления этой предельности посредством перехода к более высокому уровню производительных сил и к новому качествен­ному состоянию производственных отношений.

Соотношение основного экономического закона, в его поли­тико-экономической определенности, и общих экономических законов характеризуется диалектическим взаимодействием. Основ­ной экономический закон выступает как историческая форма об­щих экономических законов. Так, максимизация прибавочного продукта в интересах собственников выступает в качестве исто­рического варианта роста производительности общественного тру­да, возвышения потребностей и т.д. В то же время конкретные исторические формы самих общеэкономических законов в рам­ках систем экономических законов отдельных способов произ­водства подчинены действию основного закона. Специфические экономические законы отдельных способов производства, вопло­щая сущностные, необходимые связи между участниками произ­водственного процесса на его данном историческом уровне, пред­ставляют собой форму взаимодействия на том же уровне объек­тивных требований (объективной направленности, ориентации) общих экономических законов и основного закона при системоорганизующей роли последнего.

Основной экономический закон выступает также в качества глубинного фактора, воздействующего на формирование целей в надстроечных сферах. Он, таким образом, несет важную общесо­циальную нагрузку; рассмотренные в аспекте его содержания и роли цели "всего общества" в политической, идеологической и иных надстроечных сферах обнаруживают свою связь с интереса­ми собственников. Вторичный, зависимый характер надстроеч­ных отношений выявляется не в связи с отдельно взятыми эле­ментами базиса, а, главным образом, соотносительно с основным экономическим законом.

Увязывая в целостную систему цели и средства, условия и ре­зультаты общественного производства, отражая направленность экономических интересов и обусловливая их воплощение в над­строечных сферах, основной экономический закон определяет, таким образом, содержание воспроизводства всех социальных отношений на базе воспроизводства производственных отношений. Экономические взаимосвязи, составляющие содержание основного закона, выступают одновременно как механизм воспроиз­водства основного производственного отношения.

Рассмотренные положения характеризуют место проблемы основного экономического закона в системе общей политико-эко­номической теории. Отражая в динамике необходимые сущност­ные взаимосвязи производства и потребления, их исторически пер­сонифицированные воплощения, противоречивое взаимодействие интересов двух "полюсов" системы производственных отноше­ний - основной экономический закон, будучи категориально оха­рактеризован в системе понятий, обусловливает понятийную ор­ганизацию законов науки, их взаимосвязи и субординацию. Не­обходимой формой понятийного отражения системообразующей роли основного экономического закона является основной во­прос политической экономии.