Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЛУЧШАЕМ ПАМЯТЬ.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
30.10.2018
Размер:
1.25 Mб
Скачать

Вовлечение чувств

Слуховая память, один из наиболее древних мнемонических средств, учит нас использовать ритм и рифму. Древние народы придумали эту организацию слов, чтобы сохранить в памяти истории, легенды, традиции, в том числе религиозные обряды. Вы можете прибегнуть к этим средствам, чтобы улучшить свою вербальную (словесную) память. Как известно, вербальная память доминирует у 40% людей. Это люди, восприимчивые к словам, ритмам и звукам. Непроизвольно они мыслят каламбурами, игрой слов и словесными ассоциациями. Совершенствоваться в своей речи посильно каждому. Для этого не требуется обладать вдохновением Гомера или быть членом Французской академии. При запоминании чего-то очень полезны даже посредственные рифмы. В связи с этим вспомним о рекламных стишках. Их никак нельзя назвать «поэзией», но, положенные на простенькие мелодии, они становятся «прилипчивыми» и врезаются в память. Подумайте только, разве не поразительно, как они сами собой приходят вам на ум? Можете ли вы напеть музыку Дима, Дарти или позывные телевизионных передач? В качестве упражнения для запоминания словесных мнемонических правил составьте список из шести предметов, которые вы будто бы желаете купить, и для трех из них сочините по паре рифмованных строк. Положите список в карман и проверьте, помните ли вы эти три предмета лучше, чем остальные.

Кинестетическая, или «мышечная», память — это тип памяти, который мы используем при движениях, банальных или необычных, — от шагов в танце до исполнения фортепьянной пьесы на концерте. Этот тип памяти очень восприимчив к повседневной практике и повторению; он предшествует вербальной памяти. Вы можете привлекать память этого типа для повторения произносимых слов или каких-либо действий. Найдите себе достаточно обширное помещение, чтобы там можно было свободно двигаться; подумайте, какое движение может ассоциироваться с тем, что вы хотите запомнить, и проделайте это движение. Скажем, если вы желаете запомнить какие-нибудь фразы или песню из кинофильма или пьесы, делайте то, что и актеры: повторяйте их жесты и попробуйте физически прочувствовать их эмоции. Повторение роли или пьесы подразумевает гораздо больше, чем простое повторение текста: в процесс вовлечены и чувства, и мысли. Именно этим способом вы можете запомнить такие выразительные слова, как, скажем, последняя фраза Батлера (Кларк Гейбл) в фильме или спектакле «Унесенные ветром»: «По правде говоря, моя дорогая, мне на все это глубоко наплевать!» Произнесите ее громко, думая о Скар-летт с искаженным лицом при виде любимого человека, когда он стоит у порога, готовый ее покинуть. Если вы при этом сделаете выразительный жест и прочитаете фразу с надлежащей интонацией, вы запомните ее еще лучше, так как следы слуховой памяти особенно стойки. Иногда полезно даже преувеличивать движения. Например, если вы захотите запомнить, что запираете дверь на ключ, утрируйте усилия, с которыми вставляете ключ в замочную скважину и поворачиваете его. Это игра с участием всего тела. Другой пример: отключайте газовую плиту с подчеркнуто театральными жестами, наклоняясь отдельно к каждой рукоятке или кнопке и убеждаясь, что она стоит в положении «выключено». Делайте это сознательно, именно с целью запомнить совершенное действие. При этом вы можете прибегать к танцевальным па или жестам, характерным для пантомимы. Вы найдете это даже забавным!

Зрительная память, называемая также «фотографической», несомненно, самая полезная из всех: она преобладает у большинства (60%) людей, и на ней основана большая часть мнемонических систем. Лишь немногие из нас пошли в развитии этой способности до конца — артисты, чертежники, художники, фотографы, декораторы, кинематографисты, ремесленники и многие другие, работающие со зрительными образами, используют ее профессионально, но только «мнемонисты», люди с феноменальной памятью, раскрывают ее возможности полностью во всех случаях жизни для запоминания самой различной информации. Они придают структуру разного рода мнестическим системам с помощью образных ассоциаций. Как показали многолетние научные исследования, каждому из нас под силу развивать свою способность к зрительному запоминанию в любом возрасте — у всех потенциально есть наклонность к построению зрительных образов. Много примеров тому вы найдете в главах о воссоздании таких образов и о рассеянности. Вот один пример, связывающий зрительную и кинестетическую память. Предположим, вы хотите запомнить, что хорошо закрыли двери и окна перед уходом. Тогда обходите весь дом в определенной последовательности и, переходя из комнаты в комнату, закрывайте окна и двери определенными движениями. Для каждого из этих движений создайте свой мысленный «штамп». Тогда вы обнаружите, что каждый уголок вашего дома имеет какую-то особенность: при закрывании усилия будут в разных местах различными. Например, вы заметите, что «окно в голубой комнате сейчас закрыто, до него всегда так трудно добираться из-за стоящего перед ним письменного стола!» На чувственном уровне ваша память в точности сохранит все движения, которые вы делали сознательно.

Я выбирала примеры, касающиеся трех главных чувств, но вкус и осязание тоже могут значительно увеличить шансы на вспоминание. Чем больше чувств принимает участие в записи следов памяти, тем проще извлечение информации. Это немного напоминает «рыбалку» с опознавательными знаками-подсказками в качестве крючков для ловли воспоминаний. Когда вы забрасываете удочку с пятью крючками, у вас больше шансов поймать рыбу, не правда ли? Так же обстоит дело и с памятью. Нужно шире привлекать чувственные знаки-подсказки, и вы сами будете поражены результатами.

Люди, наделенные синестезией, испытывают ощущения смешанного качества, например звуки могут восприниматься окрашенными. Большую роль в возникновении ассоциаций у них играет воображение.