Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия права ответы.docx
Скачиваний:
264
Добавлен:
17.05.2018
Размер:
248.06 Кб
Скачать

30. Естественно-правовая концепция общего блага.

Понятие "общего блага" относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Сам термин общее благо встречается впервые у Сенеки, однако данное понятие по существу разрабатывалось уже древнегреческими авторами (Демокрит, Платон, Аристотель), а затем Цицероном и римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделяли мыслители средневековья и нового времени (Фома Аквинский, Гроций и др.).

В своем учении о политике Аристотель отмечал, что политика – наука о высшем благе человека и государства (полиса). При этом под "высшим благом" по существу имеется в виду во многом то же самое, что в дальнейшем стали называть "общим благом". Государство (полис), по Аристотелю, — высшая форма общения, и в этой политической форме общения и организации жизни людей все остальные формы общения (семья, селение) достигают своего завершения. В государстве человек, согласно Аристотелю, достигает своей высшей цели (благой жизни). Государство (полис) и представленные в нем высшее благо и справедливость являются выражениями политической природы человека и тем самым носят естественноправовой характер.

"Общее благо" у римских авторов (у Цицерона, Сенеки, римских юристов, стоиков) коренится в естественном праве и является выражением естественно-правовой справедливости. Реальный источник "общего блага" и его естественноправового характера – объективная природа человека, т.к. человек по природе своей — существо политическое (Аристотель), социальное (римские авторы).

Общее благо членов социально-политического сообщества — это благо всех его членов на основе естественноправового признания блага каждого. По своей естественноправовой сути общее благо всех и благо каждого — это одно и то же. Для признания, реализации и защиты такой концепции общего блага объективно необходимы общая власть (государство) и общеобязательные законы, соответствующие тем же всеобщим требованиям естественного права и естественноправовой справедливости.При этом государство, выражающее и защищающее общее благо, представляет собой "дело народа" и одновременно "общий правопорядок" (Цицерон). Аналогично обстоит дело и в естественноправовой концепции государства (полиса) Аристотеля.

С позиций естественноправовой трактовки общее благо, государство и законы — это необходимые формы выражения объективной природы человека как существа социального (политического) и разумного. Здесь социальность, политичность и разумность человека по существу совпадают. Разумно понятая социальность (политичность) человека — это общее благо, государство и законы, соответствующие требованиям естественного права.

Общая социальность (политичность) и разумность людей, лежащая в основе концепции общего блага, предполагает свободу и равенство людей как членов данного социального (и политического) целого, как субъектов этого "общего правопорядка". При этом античная концепция общего блага исходит из деления людей на свободных и несвободных. Несвободные находились вне пределов общего блага членов общности, субъектов права вообще. Здесь важную роль сыграло христианство как религия свободы (утверждение всеобщей свободы и равенства людей).

Демокрит под благом понимал счастье. Но счастье не в современном понимании; счастье – это жизнь по правде, т.е. жизнь, которая соответствует требованиям природы. А это предполагает согласование своих поступков с требованиями природы, жизни. Реализация счастья обеспечивает человеку свободу, а обществу и государству – справедливость.

Сократ высшим качеством человека считал мудрость – т.е. единство знания и умения различать добро и зло; одной из главных добродетелей является законопослушание. Сократ отождествлял закон и справедливость. Законы обеспечивают полисную свободу – т.е. общее благо всем гражданам. Именно Сократ задал этот вопрос: что есть благо? Он не конкретизировал, он говорил, что могут быть поступки и вещи, которые могут быть положительными для человека (сюда он относил также и правдивость).

Платон тоже пытался дать определение блага. Он дал философское определение блага – это то, что существует ради его самого, т.е. благо должно быть чем-то полезным, значимым, тем, что существует ради него. Делается акцент на неутилитарность этого понятия. Благо не должно связываться с какой-то выгодой, благо должно быть нечто высоким, т.е. ориентиром, тем, к чему стремятся люди (истина, справедливость).

Аристотель уже ввел понятие общего блага в обиход. Общее благо – это правильное государство. В ряду правильных государств Аристотель отдавал предпочтение политии. В правильном государстве каждый гражданин может проявить себя в управлении. Для этого необходимо установление справедливых законов и имеет реальную возможность приобретать индивидуальные блага. Приобретая индивидуальные блага, в совокупности в обществе, в государстве достигается общее благо. Поэтому реализация и достижение индивидуального блага обеспечивает достижение общего блага в государстве.

Проблеме высшего блага уделял внимание римский сенатор Сенека. По его мнению, жить сообразно природе вещей – это удовлетворять свои физические потребности, отдавать должное материальной жизни, но не соблазняться ей, уметь пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом. Такую жизнь, согласно этим принципам, Сенека и считал высшим благом

Период Средневековья. С появлением христианства под благом понимается появлением всего сущего. Несмотря на разные подходы, в конечном итоге речь идет о том, чтобы определить как жить.

В новое время преодолевается индивидуализм блага и оно рассматривается как благо общественное и благо личное. Френсис Бэкон считал, что первое должно преобладать над вторым. Бэкон считал, что высшим проявлением общественного блага – это долг, как обязанность и обязательства человека перед другими людьми. Т.е. получается, что если долг перед другими.

В 17-18 вв развитие философии идет по пути рационализма. Тут появляются новые направления определения смысла и содержания понятия общего блага. Рене Декарт определял благо как познание истины, первопричин материального мира. Знание этих причин позволят создать наиболее комфортно.

Спиноза отождествлял благо со свободой. Но свобода должна быть разумной. Свобода – это подчинение страстей разуму; т.е. свобода в пределах необходимости.

Кант рассматривал благо как единство разума, долга и свободы. Человек у Канта – это и есть высшая ценность. Человек выступает и законодателем и законоисполнителем. Осознание свободы и долга и их сочетание обеспечивает нормальное сочетание; но это возможно лишь при правильном сочетании.

Кантом заканчивается традиция поиска. На смену понятия блага приходит другой термин, который используется активно. Синоним благу – это ценность. Понятием ценность широко пользуется Гегель в «Философии права». Он рассматривает ценность как количественную характеристику явлений, а с другой стороны значимость этой вещи для человека. В этом аспекте рассматриваются нематериальные блага и нематериальные ценности.

Вопросами понимания, что есть благо и что есть ценность занимались Ницше (возмутитель умов). Ницше разделил бытие на объективную реальность и мир ценностей, значений и смыслов человеческого сознания. Ценность – это всегда смысл, которые человек вкладывает в вещь или извлекает; т.е. то, что дает возможность не только удовлетворять, а получать опыт также и знания. Поэтому для Ницше важны такие явления, как несправедливость, заблуждение, так как они давали человеку определенный опыт, определенные знания; как не стоит поступать.

Неоконтиантцы понимали под ценностью не столько материальные вещи. Т.е. ценности априори существуют, изначально заложены. Они основными ценностями считали истину, право, счастье.

Таким образом, благо – это синтетический феномен, имеющий множество аспектов, в силу чего разные авторы акцентировали внимание на какой-то его отдельной грани. Видели благо в чем-то одном, добродетелях, условиях жизни, красоте. Попытки найти единственное благо оказались безуспешными, но сам процесс поиска был достаточно плодотворный, он и позволил сделать вывод, что это сложное явление.