Добавил:
vk.com Если у вас есть претензии, касающиеся загруженных файлов - пишите в ВК vk.com/id16798969 я отредактирую или удалю файл. Опубликованные файлы сделаны мной, и некоторыми другими студентами ФФиЖ\ИФИЯМ КемГУ (за что им выражаю огромную благодарность) Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
119
Добавлен:
08.05.2018
Размер:
702.46 Кб
Скачать

Слово как таковое

чтоб писалось и смотрелось во мгновение ока! (пенье, плеск, пляска, разметыванье неуклюжих по строек, забвение, разучивание. В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро; в живописи В. Бурлюк и О. Розанова.)

любят трудиться бездарности и ученики. (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписы­вавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев) это же относится и к читателю. речетворцы должны бы писать на своих книгах: прочитав, разорви!

II) чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов связок и петель и заплат занозистая поверхность, сильно шероховатая. В поэзии Д. Бурлюк, В. Маяковский, Н. Бурлюк и Б. Лившиц, в живописи Д. Бурлюк и К. Малевич.)

У писателей до нас инструментовка была совсем иная, напр.:

По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел...

Мы дали образец иного звуко- и словосочетания:

дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу р л эз (кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина)

Самоценное слово, сосредоточенное исключительно на своих выразительных функциях. Слово, освобожденное от прежней предметности и символистской суггестивности

Декларация слова как такового

4) мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного эначения, (не застывшим), заумным Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее (Пример: го оснег кайд, и т. д.)

5) Слова умирают, мир вечно юн. Художник увидел мир по новому и, как Адам, дает всему свои имена. Лилия прекрасна, но безобразно слово лилия захватанное и «изнасилованное». Поэтому я называю лилию еуы — первоначальная чистота восстановлена.

2) согласныя дают быт, национальность, тяжесть, гласныя — обратное — вселенский язык. Стихотворение ив однех гласных:

о е а

и е е и

а е е е

3) стих дает (бессознательно и сознательно) ряды гласных и согласных. Эти ряды неприкосновенны. Лучше заменять слово другим, близким не по мысли, а по звуку (лыки-мыки-кыка)

1) Новая словесная форма создает новое содержание, а не наоборот.

6) Давая новые слова, я приношу новое содержание, где все стало скользить (свдиг)

7) В искусстве могут быть неразрешенные диссонансы — «неприятное для слуха» — ибо нашей душе есть диссонанс, которым и разрешается первый. Пример дыр бул щыл и. д.

8) Всем этим искусство не суживается, а приобретает новые поля.

Статьи Хлебникова.

О раширении пределов российской словесности

    1. Диалектные слова

    2. Устаревшие слова, устаревшие словоформы

    3. Слова из других славянских языков. Запрет на заимствования из западно-европейских языков. Именно Хлебников предложил термин «будетляне» вместо «футуристы», и даже те заимствованные слова, которые уже несколько веков существуют в русском языке. Например, поэзия – баячь.

    4. Звездный язык

    5. Корнесловие

Сам Хлебников в статье «О расширении пределов российской словесности» утверждает, что русский язык должен обогащаться за счет других языков. Речь идет не о заимствованиях, а об исторических и культурных связях. Например, Хлебников упоминает волжских булгар, которые жили на территории России. Или еще он пишет о путях из России в Индию.

Вся статья представляет собой перечень вот таких межнациональных культурно-исторических связей, которые были, по мнению Хлебникова, утрачены и которые следует восстановить. Это должно привести к расширению российской словесности до уровня целого мира. Создание универсального языка на основе русского – это одна из самых глобальных идей Хлебникова.

Каким должен был быть этот всеобщий язык? Об этом вторая статья Хлебникова – «Наша основа».

Начинается так: «Если вы находитесь в роще, вы видите дубы, сосны, ели... Сосны с холодным темным синеватым отливом, красная радость еловых шишек, голубое серебро березовой чащи там, вдали....» Статья начинается, ага.

Дальше он говорит, что все этомногообразие растительного мира произошло из гоорстки семян. Вот для него лес — это язык, а семена — буквы.

Хлебников говорит о проблеме языка, что не хватает слов, поэтому мы выражаем наши мысли с помощью каких-то длинных оборотов. Нужные новые слова для экономии усилий.

Слово делится на чистое и на бытовое. Самовитое слово отрешается от призраков данной бытовой обстановки (похоже на Мандельштама)

Словотворчество — враг книжного окаменения языка и, опираясь на то, что в деревне около рек и лесов до сих пор язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают, то получают право бессмертия, переносит это право в жизнь писем. Новое слово не только должно быть названо, но и быть направленным к называемой вещи. Словотворчество не нарушает законов языка. Другой путь словотворчества — внутреннее склонение слов. Если современный человек населяет обедневшие воды рек тучами рыб, то языководство дает право населить новой жизнью, вымершими или несуществующими словами, оскудевшие волны языка. Верим, они снова заиграют жизнью, как в первые дни творения.

Моложава, моложавый дает слово хорошава: «хорошава весны»; «Эта осень опять холожава». <Борозда>, праздник — морозда, мраздник. Если есть звезды, могут быть мнезды. «И мнезды меня озаряют». Чудо и чудеса дает слова худеса, времеса, судеса, инеса. «Но врачесо замирной воли... и инеса седых времен, и тихеса — в них тонет поле, — и собеса моих имен». «Так инесо вторгалось в трудеса». Полон строит молон. Подобно слову лихачи, воины могут иметь имя мечачи. Трудавец, груздь, трусть.

ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК

Заумный язык — значит находящийся за пределами разума. Сравни Зареч<ь>е — место, лежащее за рекой, Задоншина — за Доном. То, что в заклинаниях, заговорах заумный язык господствует и вытесняет разумный, доказывает, что у него особая власть над сознанием, особые права на жизнь наряду с разумным. Но есть путь сделать заумный язык разумным.

Если взять одно слово, допустим, чашка, то мы не знаем, какое значение имеет для целого слова каждый отдельный звук. Но если собрать все слова с первым звуком Ч (чаша, череп, чан, чулок и т. д.), то все остальные звуки друг друга уничтожат, и о общее значение, какое есть у этих слов, и будет значением Ч. Сравнивая эти слова на Ч, мы видим, что все они значат «одно тело в оболочке другого»; Ч — значит «оболочка». И таким образом заумный язык перестает быть заумным. Он делается игрой на осознанной нами азбуке — новым искусством, у порога которого мы стоим.

Заумный язык исходит из двух предпосылок:

1. Первая согласная простого слова управляет всем словом — приказывает остальным.

2. Слова, начатые одной и той же согласной, объединяются одним и тем же понятием и как бы летят с разных сторон в одну и ту же точку рассудка.

Если взять слова чаша и чеботы, то обоими словами правит, приказывает звук Ч. Если собрать слова на Ч: чулок, чеботы, черевики, чувяк, чуни, чехол и чаша, чара, чан, челнок, череп, чахотка, чучело, — то видим, что все эти слова встречаются в точке следующего образа. Будет ли это чулок или чаша, в обоих случаях объем одного тела (ноги или воды) пополняет пустоту другого тела, служащего ему поверхностью. Отсюда чара как волшебная оболочка, сковывающая волю очарованного — воду по отношению чары, отсюда чаять, то есть быть чашей для вод будущего. Таким образом Ч есть не только звук, Ч — есть имя, неделимое тело языка.

Если окажется, что Ч во всех языках имеет одно и то же значение, то решен вопрос о мировом языке: все виды обуви будут называться Че ноги, все виды чашек — Че воды, ясно и просто.

Сборники кубофутуристов: Молоко кобылиц, Рыкающий Парнас, Первый журнал русский футуристов

Параллельно с группой Гилея развивается и второе направление футуризма — эго-футуризм, лидером его изначально был «Северянин», основавший в 1911 году группу EGO. В 1912 году группа выпутила листовку, в которой объявлялась программа академии Эгопоэзии. Листовка была подписана Северянином, граалем-Арельским, Георгием Ивановым и Константином олимповым.

После того, как Северянин приобрел популярность и демонстративно отмежевался от соратников, лидером эго-футуризма стал Иван Игнатьев, глава «Интуитивной ассоциации эгофутуризма», в которую не вошел ни один член группы EGO.

Наконец, ответвлением эгофутуризма Марков считает альманах «Очарованный странник», редактором которого был Виктор Ховин. Ховин начал с публикаций эгофутуристов, но постепенно привлек таких гилейцев, как Каменский, Хлебников и Гуро, что показывает близость этих двух течений

Таким образом, деление футуристов на группы не имело принципиального значения, и между поэтами разных направлений футуризма иногда больше сходства, чем между поэтами одной группой.

Еще одним основанием для объединения всех ответвлений футуризма в единое целое является такая общая черта, как тяга к автометаописаниям. Многочисленные листовки, манифесты и программы являются, с одной стороны, попыткой объяснить принципы нового искусства неподготовленному читателю, И. Иванющина называет это «заполнение рецептивного вакуума». С другой стороны попытками самоопределления футуристы пытались легитимизировать свое творчество, обосновать необходимость эксперимента, достраивали и структурировали собственную эстетическую систему. Самоопределение создавало эффект корпоративности, интегрировало течение и создавало глобальный футуристический миф.

Специфика футуристической «теории», повышенная проницаемость границ между текстами и метатекстами позволяет рассматривать их как явления одного уровня, как равноправные объекты изучения. Тексты и манифесты сливаются: «Эгофутуризм. Пролог» Северянина заявлен как стихи, но содержат положительную программу. В то же время статьи Хлебникова «Учитель и ученик» и «Наша основа» могут рассматриваться как художественные тексты в силу своей стилистическиой близости собственно художественным произведениям Хлебникова.

ЧЕРТЫ РФ

  • Основная интенция русского футуризма — стремление создань новый мир, новый язык и нового человека. Мир должен лежать вне пространственно-временных координат. Мир воторой природы, в котором солнце вполне реально заколотить в бетонный дом, как это хотели сделать Крученых и Матюшин

  • надежда на антропологическую революцию, коренное преобразование человеческой природы. Главной чертой нового человека становится витальная энергия, сила, воля, герой футуристов — это герой победитель. В отличие от итальянцев, кторые рисовали человека будущего подобным машине, русские футуристы концентрировались на проблемах души и духа

  • Новый язык.Новизна как абсолютная ценность — постоянная динамика — взрывной тип культуры — случайность — игра как культурологическая основа ХХ века. Ребенок и дикарь — идеальные генераторы случайностей

Первая строка «Пощечины» - Читающим наше Новое Первое Неожиданное - явила миру футуристическую систему ценностей. Художественно значимым становится не объективно прекрасное, а новое, статистические редкое. Этот же критерий актуален и для критики, с точки зрения Горького, молодость и стремление к новому были несомненными достоинствами футуристов, а вот Брюсов и Гумилев в своих критиченских отзывах указывают на то, что футуристы ничего особенно оригинального не создали,