Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Метелев.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
422.4 Кб
Скачать

2. Типы преступников

В зависимости от комплекса и целей обращения к криминальному сексуальному поведению можно выделить 4 типа людей, из которых один тип - это лица, совершающие изнасилование без причинения жертве повреждений, опасных для жизни, и три типа людей, совершающие убийства. Описание последних приводится ниже.

Первый тип. Преступники совершают убийство ради обладания жертвой, чтобы избежать опознания ею. Криминальные действия обеспечивают лишь овладение объектом сексуальных притязаний. Эта категория лиц более близка по своим характеристикам к простым насильникам.

Второй тип. Для преступников этой группы убийство является неотъемлемой частью сексуальных действий. Их можно рассматривать как истинных сексуальных преступников. Убийство совершается с целью достижения оргазма, в процессе переживания оргазма, после пережитого оргазма.

Обычный половой акт либо невозможен, либо не приносит всей требуемой высоты ощущений. Для достижения оргазма требуется дополнительная внешняя стимуляция. Вид жертвы, переживание острых ощущений вызывает необходимый эмоциональный подъем и сексуальную готовность. Возможно, это состояние близко к ощущению «прихода» у наркоманов. По имеющимся у нас данным, потребность в агонировании жертвы, связана с сопереживаниями преступника, когда он всем телом входит в резонанс с агонирующей жертвой и дополнительные ощущения (конвульсии жертвы) «переходят» в тело преступника, компенсируя субъективно недостаточный уровень ощущений (конвульсий), порождаемых его собственным семяизвержением. Вероятнее всего, что необходимый уровень ощущений достигается за счет выброса гормонов (адреналиновый выброс).

Вторым моментом, привлекающим данных людей к совершению убийств, является то, что после потери сознания жертвы как бы впадают в благодушие, становятся послушными. Убийцы в этот момент чувствуют, что жертва их не отвергает, подчиняется. Они счастливы обладанием жертвы, которая им желанна и которая в этот короткий период покорна.

Третий тип. Преступники этой группы совершают убийство, руководствуясь стремлением уничтожить жертву. Данный вид преступления зачастую не учитывается как сексуальное, поскольку в большинстве случаев отсутствует факт изнасилования. Более того, в подавляющем проценте случаев жертва даже не обнажается.

Убийство происходит быстро, резко, без стремления вступить в контакт, без желания затягивать процесс. Убийство происходит ради убийства. Вместе с тем сексуальный характер убийства проявляется в том, что ранения множественные, стереотипные и наносятся в сексуально значимые области (грудь, живот, половые органы, ягодицы, шею). Заключение о возможном сексуальном характере преступления особенно вероятно, если наряду с проникающими ранениями имеются следы стереотипных надкалываний, царапины и т.п.

Третий тип преступников можно разделить. В первом случае это те, кто по тем или иным причинам пострадал из-за женщин и мстит им. Во втором случае сложность в обладании женщиной обусловлена заложенными моральными установками, которые формально звучат правильно, но идут в противоречии с принципами построения взаимоотношений между полами. Преимущественно это происходит при чрезмерной опеке со стороны матери (либо другой воспитывающей женщины), контролирующей поведение. С раннего детства закладывается необходимость, важность подчинения конкретной женщине, следования ее морали, установкам. Однако, начиная с 15-17 лет подобные программы, закладываемые женщинами, приходят в противоречие с личными интересами опекаемого молодого человека. И, если молодой человек в силу каких-либо причин не может перестроиться на реализацию своих интересов, то появляется «комплекс», оказывающий постоянное гнетущее давление на подсознание. В результате стремление освободиться от материнской опеки трансформируется в стремление уничтожить женщин вообще. Вместе с тем авторитет матери велик, а опекаемая личность слишком слаба, поэтому агрессия направляется на других женщин.

Люди, у которых убийство является частью сексуальных взаимоотношений и которые решаются на подобные действия, имеют ряд особенностей. В подавляющем большинстве случаев они в сексуальном отношении не представляют интереса для окружающих (как по своим внешним данным, так и по мужским качествам), с другой стороны, у этих лиц снижен социальный контроль поведения. В детстве отношения со сверстниками не складывались, и чем старше они становились, тем отчетливее проявлялась их неустроенность в жизни. Естественно, что у лиц с неустроенной личной жизнью могут появиться проблемы в области секса. Такими людьми в клиническом отношении являются лица с проявлениями шизоидности, а также лица с органическим поражением центральной нервной системы. К последним с долей условности можно отнести и олигофрению как крайнее проявление органической неполноценности центральной нервной системы (ЦНС). Наиболее неблагоприятен прогноз для лиц с сочетанием шизоидности и органического поражения ЦНС.

Таким образом, когда «ущербная» личность с ее недостаточными адаптивными способностями сталкивается со сложными социальными требованиями современного общества, то у нее рождается мучительное чувство несправедливости, осознание собственной ущербности, невозможности каких-либо попыток устроить свою жизнь сообразно своим представлениям.

К убийству они готовятся долго, иногда несколько лет, созревая для этого морально. Процесс формирования не равномерно поступательный, а в виде сдвигов (этапов). Переход к каждому последующему этапу является необязательным и подавляющее большинство лиц «отсеивается», оставаясь на том или ином этапе.

Потребность к насилию формируется у этих людей постепенно, начиная с детства. Предшествуют этому умственные фантазии, в которых сочетаются картины «сладострастного обладания» с насилием. В этих фантазиях они видят себя как социально и сексуально активную личность. На деле же они не способны реализовать свои мечты.

Сексуальные фантазии сосредоточены на образах обладания жертвой. После снятия сексуального напряжения «не удовлетворяющим способом» (мастурбация) возникает чувство ненависти к себе, к тем, от кого зависит это состояние. В дальнейшем развивается чувство пагубности своего пристрастия к прекрасному полу, стремление освободиться от всего, что с этим связано. Суррогатное удовлетворение сексуальных потребностей все чаще становится тягостным. Однако здесь сразу же следует оговориться, что периоды, «нарастания полового влечения - разрешения его» часто могут быть крайне желательными и проходить в максимально удовлетворяющей форме. Именно эти периоды желательного удовлетворения сексуальной потребности способствуют еще большему нагнетанию в последующем чувства неудовлетворенности собственной половой жизнью. Это происходит потому, что организм периодически как бы дает понять, насколько приятна и желанна сексуальная жизнь. Поэтому сексуальные периоды носят разбросанный характер: то происходит «счастливое самоудовлетворение», то оно является крайне тягостным. Именно за счет этих «качелей» с течением времени формируется внутренний диссонанс между желаемой сексуальной жизнью и реальной формой удовлетворения полового влечения.

Если в периоды между возрастными кризисами ничего особенного не происходит, то в «переходные», кризисные промежутки, при нарастании полового влечения, возникает стремление развязаться с этой потребностью, уничтожив объект вожделений, виновный, по их мнению, в этом. Для части описываемых лиц это становится основой сексуального поведения.

Следующим шагом реализации программы преступного поведения является «рекогносцировка» на местности. С одной стороны, эти люди в данный период не имеют намерений совершать преступления по сексуальным мотивам, с другой, мысленно проигрывают эти ситуации уже на местности. Неоднократно в одиночестве они посещают места, подходящие, по их мнению, для совершения сексуальной агрессии. Нередко выбранное место используется для мастурбаций и т.п. Затем «избранные» места все более оцениваются с точки зрения реальности совершения преступления. В этот период «любимые» места могут меняться и число их уменьшается.

И, наконец, в период обострения чувства неполноценности, необходимости принять какое-то решение, который, как правило, выпадает на один из переходных возрастов, формируется, а впоследствии и осуществляется программа преступных действий.