Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
Скачиваний:
218
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
5.75 Mб
Скачать

§ 5. Грузино-абхазско-осетинский конфликт

Второй крупнейший конфликт, который до настоящего времени является неисчерпанным, до конца не разрешенным, имеет место в Грузии, Абхазии и Южной Осетии.

У Абхазии была своя история, далеко не всегда связанная с Грузией. Она сформировалась как Абхазское царство, объединилась с Грузией, вышла из нее, самостоятельно присоединилась к России, самостоятельно боролась за советскую власть, была учреждена как независимая советская социалистическая республика, признанная Грузией, и лишь в 1921 г. на основе союзного договора с Грузией вошла в ее состав, а затем в СССР. В сталинско-брежневские времена она активно заселялась грузинами.

На общей нездоровой волне национального раскрепощения и суверенизации в СССР 18 марта 1989 г. в селе Лыхны Гудаутского района Абхазии на митинге абхазского населения по предложению Народного фронта были приняты обращение в ЦК КПСС и Совет Министров СССР «О статусе Абхазской АССР» и постановление о восстановлении Абхазии в качестве союзной республики, что вызвало большое недовольство грузин в Абхазии и всей Грузии. 25 марта в городе Гали состоялся ответный митинг грузин, где было выражено жесткое несогласие с решением абхазской общественности.

4 апреля 1989 г. перед зданием правительства в Тбилиси был организован многодневный несанкционированный митинг с требованиями предоставить суверенитет Грузии, выселить абхазцев из Абхазии и ликвидировать ее автономию. К 8 апреля активность митингующих возросла, они призвали к захвату ЦК Компартии Грузии, останавливали транспорт, загораживали проезжую часть улиц, проводили агитационную работу в других городах Грузии с призывами присоединиться к митингующим. Просьбы к митингующим разойтись и выступление перед ними руководителя Грузинской церкви Илии II не имели положительных результатов.

В ночь с 8 на 9 апреля по решению грузинских и союзных властей органами внутренних дел, внутренними войсками и войсками Закавказского военного округа была проведена операция по вытеснению 8-тысячной толпы с площади. Вооруженная камнями, палками, бутылками и металлическими предметами толпа оказала яростное сопротивление. Военнослужащие внутренних войск применяли резиновые дубинки, слезоточивый газ, а десантники — саперные лопатки. В ходе этой операции получили ранения различной тяжести 69 военнослужащих внутренних войск, 40 военнослужащих армии и 36 сотрудников милиции. Среди гражданских лиц было ранено 200 человек, погибли 16. Еще четыре человека умерли от ранений. В связи с этими событиями были арестованы организаторы несанкционированного митинга, в том числе будущий президент Гамсахурдия. Кровавый разгон демонстрации вызвал недовольство всей Грузии, обострил отношения с Абхазией и союзными властями. Так, в межнациональных конфликтах в Грузии, как и в Азербайджане, обнаружился эффект «матрешки», когда требования суверенитета со стороны грузинского национального меньшинства в СССР вызвали аналогичную реакцию абхазского нацменьшинства в Грузии.

14 апреля в связи с созданием грузинскими властями в Абхазском университете филиала Тбилисского университета в Абхазии поднялась новая волна недовольства. Против разделения университета по национальному признаку выступил Верховный Совет Абхазии. Руководство филиала не подчинилось этому. 14 июля абхазцы блокировали здание университета.

  1. июля число блокирующих достигло 10 тыс. Параллельно в парке им. Руставели собрались грузины (около 1 500 человек). Между ними и абхазцами произошло несколько столкновений. 16 июля массовые беспорядки прошли во всех районах Абхазии, во время которых осуществлены нападения на 13 районных отделений органов внутренних дел, склады оружия ВОХРа и стрельбища, следственный изолятор. Было захвачено два пулемета, 337 автоматов, 113 пистолетов и револьверов, 474 винтовки, 5 526 охотничьих ружей.

  2. человек при этом погибли, около 500 получили ранения, в том числе 30 работников милиции. Из следственного изолятора убежали 180 заключенных.

Конфликтная межэтническая ситуация с периодическими обострениями в Абхазии сохранялась до введения на ее территорию грузинских войск и начала полномасштабной войны между Грузией и Абхазией, о чем, чтобы не нарушать хронологию событий, речь пойдет ниже.

9 апреля 1 9 8 9 г., когда союзные и республиканские власти пытались с и -лой заглушить сепаратистские настроения, Грузия интенсивно взяла курс на выход из СССР. Казалось бы, этот печальный урок будет учтен грузинскими руководителями в отношении своих автономий, у которых были аналогичные сепаратистские настроения, направленные на более полную самостоятельность. Однако этого не случилось. Их поведение в отношении Абхазской автономной республики и Юго-Осетинской автономной области было во сто крат кровавее, чем апрельские события в Тбилиси. Гамсахурдия, придя к власти на волне воинствующего национализма и сепаратизма, провозгласил соответствующий ситуации лозунг: «Грузия для грузин!», чем вверг благополучную Грузию в кровавые конфликты. И, как ни печально сознавать, этот лозунг был поддержан большей частью грузинского населения.

В ноябре 1989 г. неформальное движение Юго-Осетинской автономной области взяло курс на повышение статуса региона до автономной республики. В ответ на это партия национальной независимости Грузии провела многочисленные митинги протеста. 23 ноября более 6 тыс. грузин на автобусах прибыли в Цхинвали для проведения митинга и других акций, что вызвало недовольство жителей столицы Южной Осетии. В течение двух дней в опасном противостоянии находилось до 15 тыс. человек. А вооруженные боевики с той и другой стороны фактически начали войну между собой. Начались непрерывные обстрелы сел области и Цхинвали, захват заложников, выселение осетин из их жилищ. По состоянию на начало августа 1989 г. в трех селах (Мамити-Кау, Монастери и Телиакак) дома осетин были сожжены полностью. Из 25 сел осетины насильственно выселены. В других селах совершались грабежи, кражи, поджоги, угон скота и автомашин, расправы над жителями с целью их выселения с занимаемых территорий. В довершение всего грузинские власти ликвидировали осетинскую автономию и органы власти области. Формально сохранились лишь органы внутренних дел. Единственным правовым защитником осетинского населения была следственно-оперативная группа (СОГ) МВД и Прокуратуры СССР. Но и она в условиях попустительства грузинских властей не могла оказать сколько-нибудь заметной помощи.

9 апреля 1991 г., через два года после тбилисских событий, Грузия приняла акт о восстановлении государственной независимости. Действия союзных властей по защите осетинского населения осложнились. Положение осетин еще более ухудшилось после сильного землетрясения на их территории 29 апреля — 17 мая 1991 г., результатом которого были тысячи разрушенных домов и сотни погибших, раненых и беженцев. Большинство осетин ушло на российскую территорию, в Северную Осетию, что в определенной мере осложнило возвращение ингушей на свои земли, которые были переданы после их депортации Южной Осетии.

По неполным сведениям, в Южной Осетии СОГ было возбуждено 860 уголовных дел о преступлениях, совершенных в межнациональных столкновениях между грузинами и осетинами, в том числе 30 дел о массовых беспорядках, 70 об умышленных убийствах, 100 о тяжких телесных повреждениях, 138 о грабежах и разбоях, 31 об уничтожении государственной собственности, 171 дело об уничтожении личной собственности. В каждом уголовном деле было множество эпизодов. Поэтому число реальных преступных действий было в 4 — 5 раз больше. Большее число их вообще не выявлялось, поскольку осетинские органы правоохраны были упразднены, грузинская милиция не проявляла к выявлению преступлений никакого интереса, а возможности СОГ были крайне ограничены. Примирение сторон произошло при посредстве России лишь в 1992 г.

В это время вновь обострился конфликт между Грузией и Абхазией, которая предпринимала попытки «выдавить» грузин из республики. 14 августа 1992 г. в Абхазию были введены грузинские войска, для вооружения которых было разграблено более 600 вагонов боевого оружия, принадлежащего Закавказскому военному округу. На стороне Абхазии выступили горские народы Северного Кавказа. Конфедерация горских народов, образованная в 1991 г., в которую вошли 16 народов, кроме карачаевцев и балкарцев, вопреки запретам республиканских властей объявила войну Грузии и направила в Абхазию добровольцев.

Попытка России помешать этому взбудоражила Северный Кавказ и вызвала антироссийские настроения. В 1993 г. абхазские войска ценой огромных жертв со стороны грузинского и абхазского населения освободили территорию Абхазии. Между Грузией и Абхазией также при посредстве России под эгидой ООН и с участием ОБСЕ ведутся прямые переговоры. Договоренности не соблюдаются. Но стороны взяли на себя обязательства не допускать возобновления вооруженного противостояния. Они выразили готовность считать Россию гарантом возможных договоренностей. Однако глубокие разногласия между сторонами сохраняются, и вряд ли националисты с обеих сторон остановятся перед насильственным решением абхазской проблемы в соответствующих ситуациях. И в этом конфликте столкнулись два международных принципа: право нации на самоопределение и целостность территории.

Проблема внутреннего межнационального грузино-абхазско-осетинского конфликта не решена до сих пор. Пришедший к власти в Грузии после Гамсахурдия Э. Шеварднадзе вначале, как и его предшественник, пытался решить проблему Абхазии вооруженным путем, в том числе с помощью чеченских боевиков, которые давно обосновались в Панкисском ущелье Грузии. Не удалось. В 2003 г. Шеварднадзе был смещен со своего поста с помощью «революции роз» и насилия. Президентом Грузии был избран М. Саакашвили, который, нарушая имеющиеся договоренности, тоже предпринял попытку решить проблему с Южной Осетией летом 2004 г. вооруженным путем591. Преградой новым вооруженным столкновениям между Грузией и Абхазией, между Грузией и Южной Осетией, стоят миротворческие силы России. Все это приводит к серьезным осложнениям в российско-грузинских отношениях, которые не нужны ни российской, ни грузинской стороне.