Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

'УДК 947 ББК 63.3(2)41

Г 86

Серия основана в 1998 году

Гродненский Н. Н.

Г 86 Неоконченная война: История вооруженного кон­ фликта в Чечне / Н. Н. Гродненский.— Мн.: Харвест, 2004.— 672 с— (Военно-историческая библиотека).

ISBN 985-13-1454-4.

Эта книга является одной из первых работ, рассматривающих все аспекты нынешнего вооруженного конфликта в Чечне — не только во­ енные, но также исторические, политические, экономические и соци­ ально-психологические. Автор подробно описал ход первой, второй и третьей военных кампаний в Чечне, проанализировал причины и след­ ствия успехов и поражений обеих противоборствующих сторон.

Книга адресована российским политикам, журналистам, военно­ служащим, сотрудникам спецслужб, а также широким кругам читателей в странах СНГ и Балтии.

УДК 947 ББК 63.3(2)41

Подписано в печать с готовых диапозитивов 30.08.03.

Формат 84х 108'/32- Бумага типографская. Печать высокая с ФПФ. Усл. печ. л. 35,28.

Тираж 5000 экз. Заказ 2301.

ISBN 985-13-1454-4

© Харвест, 2003

К Н И Г А П Е Р В А Я ВСТУПЛЕНИЕ

Бывают бандитские правительства, может ли быть бандитский народ?

В наши дни уже очевидно, что развязыванию войны в Чечне способствовали те же силы, что развалили СССР.

Тогда гражданская война на территории непосредствен­ но РСФСР не началась только потому, что были достаточ­ но сильны центробежные силы, а власть «реформаторс­ кого» режима недостаточно прочна. Однако уже в то вре­ мя прилагались все усилия к тому, чтобы начавшееся рас­ членение страны продолжалось все дальше и дальше и ста­ новилось необратимым. Сценариев для этого хватало.

Война в Чечне 1994—1996 годов — гражданская война. В ней столкнулись две силы. Против голодной, предан­ ной и проданной армии, воевавшей, по сути дела, за со­ хранение государства, была брошена вся накопившаяся за несколько лет мощь режима, развязавшего эту бойню, интересы которого отстаивала не только бандитская на­ емная армия в Чечне, но и «пятая колонна» непосред­ ственно в России. Причем, в значительной мере, имен­ но вклад «пятой колонны» (средств массовой информа­ ции и «демократической общественности» в лице разно­ мастных «правозащитников») принес в результате побе­ ду «сепаратистам».

Недаром еще перед началом боевых действий амери­ канские спецслужбы докладывали, что «готовится не война с Чечней, а война на территории Чечни двух полярных российс­ ких политических сил». (А. Вольский как-то назвал их «парти­ ей войны и партией дураков», разумеется, забыв упомя­ нуть, к какой же партии он относит себя самого).

Развязыванию войны всячески содействовало повсеме­ стное насаждение в Чечне русофобских настроений. «Де-

4

мократические» средства массовой информации всемер­ но способствовали этому, поднимая истерию вокруг мифа о «порабощении русскими чеченского народа».

Кроме того, еще одним козырем для поджигателей вой­ ны стала носящая выборочный характер память о якобы имевшей место «героической борьбе», которую вели че­ ченцы «за свободу» в годы Кавказской войны, а также до­ нельзя мифологизированная память о сталинской депор­ тации и «геноциде», развязанном против чеченцев. При­ чем, что парадоксально, истоки единой методологии оцен­ ки «независимых» журналистов и всевозможных новояв­ ленных «историографов» лежат в марксизме-ленинизме, столь усиленно смешиваемом ими же с грязью.

Прежде чем перейти к событиям чеченской войны, ос­ тавим истмат в стороне, и в первой части книги проведем небольшой экскурс в историю, чтобы в общих чертах оз­ накомиться с исторической подоплекой событий, проис­ ходящих на Северном Кавказе.

ЧАСТЬ 1

КАВКАЗ ПОД НАМИ...

«Злой чечен ползет на берег...»

Все, что построено в Чечне, весь ее промышленный потенциал создан потомками тех русских людей, которые появились там еще в двенадцатом веке и окончательно осели в шестнадцатом, после разгрома последнего оскол­ ка империи Чингисхана — Астраханского ханства.

Сами чеченцы никогда ничего не строили. Основным средством их существования, за счет которого жили чечен­ ские кланы-тейпы, был обычный разбой — бандитизм. (Даже в не столь отдаленное советское время чеченцы предпочитали работать в сфере торговли и обслуживания или же занимались полумафиозными промыслами.)

Еще в 1718 и 1722 годах Петр I направлял в Чечню во­ енные экспедиции для защиты от грабительских набегов русских границ.

Кконцу восемнадцатого века построенная на грабежах

ибандитизме набеговая систем постепенно превратилась в своеобразный экономический уклад. В результате граби­ тельских набегов со стороны чеченских родоплеменных тейпов к тому времени оказались фактически перекрыты все торговые пути России на Кавказе. Помимо этого, при­ легающие территории российского пограничья регуляр­ но подвергались разграблению и разорению.

Известно заявление горцев русскому генералу Румянце­ ву: «Набеги и грабежи - наши занятия, как ваши хлебопашество и торговля».

Столь же широко, как набеги и грабежи, практиковались похищения людей с целью выкупа или продажи в рабство.

С развитием набеговой системы горцам стали сильно мешать демократические принципы язычества и отрица­ ние жестокости христианством. Поэтому все более широ­ кое распространение начало получать мусульманство.

Как известно, священная книга мусульман Коран позво­ ляет объявить «газават», т.е. войну «неверным». Следова-

6

тельно, благодаря исламу, с «войной за веру» горцы стали отождествлять воровство и грабежи у «неверных».

Чеченцы никогда не были особо сильными привержен­ цами мусульманской религии. Они всегда выше «священ­ ного» суда шариата ценили свои родовые тейповые зако­ ны. В качестве примера приведем следующий: если шари­ атские законы запрещают воровство, то у чеченцев воров­ ство у соседа считалось признаком особой смелости и уда­ чи, а запрещено оно было родовыми законами только у «своих».

Со временем набеговая экспансия и грабежи, постоян­ но усиливавшие власть и увеличивавшие богатство горс­ кой знати, стали оправдываться уже не «традиционнос­ тью» и экономической «необходимостью», а «утверждени­ ем исламских догматов».

После принятия шариата низами горцев уже и широ­ кие массы поняли все материальные выгоды «газавата». Ведь «священная война» в широком масштабе приносила намного больше добычи, чем обычные набеги.

Следует отметить, что и в наши дни ислам в Чечне вос­ принимается не как глубокая духовная традиция, а как ис­ точник агрессивной идеологии, ведь наблюдавшийся в годы кавказской войны всплеск религиозного фанатизма не оставил глубоких следов в самосознании чеченцев вви­ ду своей непродолжительности.

В начале XIX века Турция отправила в Азербайджан большую группу своих агентов, которую возглавляли Исмаил Эфенди и Мухаммед Аскери. Они занялись создани­ ем вооруженных отрядов. Кроме того, целью их было про­ поведование мюридизма, которое они вели, призывая к выступлению горцев не только против России, но и хрис­ тиан вообще.

Не найдя в Азербайджане должного сочувствия, они перенесли свою деятельность в Дагестан и Чечню. Там семена мюридизма попали на благодатную почву в лице криминальных элементов.

Программа и требования, предъявляемые мюридизму, составляют содержание тариката, смысл которого — инди-

Ермолов Алексей Петрович (1777-1861)

7

видуальная обработк а психики и сознания с це­ лью намеренного притуп­ ления воли и всех чувств, кроме любви к богу и бе­ зусловного подчинения наставнику (мюриду или имаму).

Таким образом, ислам­ ский мюридизм, основан­ ный на тарикате, ставил цель — подготовить фана­

тиков,

без собственной

воли,

б е с п р е к о с л о в н о

преданных имаму и гото­ вых выполнить любое его приказание.

В результате поддержи­ ваемые «мусульманскими братьями» из Турции грабитель­

ские набеги переросли в войну. Да и Российской империи надоело мириться с существованием у себя под боком бан­ дитского рассадника.

В 1818 году российское командование на Кавказе при­ ступило к установлению военно-экономической блокады горских племен.

Наряду с чисто военными акциями, русские власти ис­ пользовали политику разделения чеченцев на «мирных» и «не мирных», наделяли часть горцев землей на равнине, укрепляли административные порядки. Русскими были построены крепости Форт Петровский, Грозный*, Влади­ кавказ, Нальчик и др.

Горские общества, еще не выработавшие к тому време­ ни четкой и единой политико-идеологической установки, постоянно враждовали между собой. Мужественно отре­ зая головы пленным и вырезая в межусобицах соплемен­ ников, они буквально разбегались при виде русских отря-

* 10 июня 1817 года в русском лагере в долине реки Сунжа «было совершено торжественное молебствие, а затем при громе пушек заложена была сильная кре­ пость о шести бастионах, которую Ермолов назвал Грозной». Так повествует исто­ рик XIX века о рождении города.

8

дов. Причем часто одни горцы участвовали в преследова­ нии русскими войсками других.

Все, что нужно было сделать русским властям, — это дать «свариться» внутреннему конфликту. Но они предпочли решить эту проблему силой. В результате это привело к консолидации под знаменем ислама ряда разрозненных общин. Тем не менее часть чеченских тейпов до такой сте­ пени противилась принятию шариата, что уходила к рус­ ским целыми селениями.

На первом этапе (1817—1829 годы) кавказской войны генералу Ермолову удалось усмирить племена горцев.

Но мир на Кавказе не соответствовал планам Великоб­ ритании и Турции. При поддержке Англии не имевшая возможности вести открытую войну с Россией Турция на­ чала массивные поставки оружия и военных материалов к практически не охраняемому кавказскому побережью.

Лишь в 1830 году к берегам Кавказа пришло более 20 турецких судов с деньгами, военными грузами и инструк­ торами.

О степени вмешательства Англии говорит фак жания 14 ноября 1836 года русским бригом «Аякс» в бухте Суджун-Кале английской шхуны «Винсен» с оружием, по­

рохом и прочими военными припасами.

Второй этап кавказской (точнее, уже чеченской) вой­ ны начался в 1834 году, когда горские племена возглавил имам Шамиль. Он был аварцем по происхождению (родом из Нагорного Дагестана).

Используя идеологию «джихада» (священной войны до победного конца), армия имама почти четверть века звер­ ствовала на Кавказе.

При Шамиле мобилизация общества достигла невидан­ ных размеров. Северо-Восточный Кавказ содержал 5-ты­ сячную армию конников имама и 50-тысячное ополчение.

Все мужчины от 16 до 60 лет несли военную повинность. Даже женщины были обязаны иметь пики с железными наконечниками.

Имам Шамиль (1799-1871)

Зимой 1840 года чеченские тейпы предприняли первую попытку отделиться от Шамиля. Сделали они это не пото­ му, что не принимали ортодоксального мюридизма, а по­ тому, что не хотели жить по суровым законам шариата, предпочтя покровительство либеральных российских вла-

10

стей. Ведь все пороки вайнахов сдерживались лишь благо­ даря воле имама и железным рамкам шариата: за обман, измену, разбой — смерть.

Сам же Шамиль не скрывал своего презрительного от­ ношения к чеченцам, утверждая, что «суть их характера составляет пьянство, грабежи, необузданное своеволие, дикая невежественность и кровожадность».

Опасаясь самим обратиться к имаму, чеченцы предло­ жили за ходатайство его матери Баху-Меседу огромную сумму в 200 туманов (около 2000 царских рублей).

Услышав, что далее его мать просит отпустить предате­ лей, Шамиль не мог поверить своим ушам. Но быстро придя в себя, приказал дать «отступнице от Магомета» 100 ударов плетью, первые пять из которых он нанес собственноручно.

В июле 1845 г. во время кавказской войны русской ар­ мией была проведена самая кровопролитная и бессмыслен­ ная операция. Ее ход и описание дал в своей работе «Его величество желает...» Александр Пронин (17):

«...В конце 1844 г. император Николай I назначил наме­ стником на Кавказе и главнокомандующим войсками От­ дельного Кавказского корпуса генерал-адъютанта Михаи­ ла Воронцова. Его предшественника Александра Нейдгардта отправили в отставку. Самодержец имел повод для не­ довольства: несмотря на то что на Кавказ был переведен 5- й пехотный корпус генерала Александра Лидерса и общая численность русских войск, включая казаков, доведена до 150 тыс. человек, перелом в борьбе в пользу России так и не наступил. Напротив, осенью 1844 г. Шамиль провел удач­ ную военную кампанию и включил в состав имамата — со­ зданного им феодально-теократического государства — многие районы Кайтаго-Табасаранской области.

Воронцову предоставлялись чрезвычайные полномо­ чия с тем, чтобы в течение одной кампании покончить с Шамилем раз и навсегда...»

Замысел операции, которая должна была стать реша­ ющей, отличался николаевской прямолинейностью:

11

лесными чащами Ичке­

 

 

 

рии пройти в глубь Ан­

 

 

 

дийского

горного мас­

 

 

 

сива и овладеть «рези­

 

 

 

денцией»

Ш а м и л я —

 

 

 

аулом Дарго в верховь­

 

 

 

ях реки Аксай. Счита­

 

 

 

лось, что за этим после­

 

 

 

дует капитуляция Ша­

 

 

 

миля, а с ней и замире­

 

 

 

ние мятежных горцев...

 

 

 

«Взятием чеченско­

 

 

 

го аула Дарго, в кото­

 

 

 

ром жил Шамиль, ду­

 

 

 

мали достигнуть поко­

 

 

 

рения всего подвласт­

 

 

 

ного ему простран­

 

 

 

ства, — иронизировал

 

 

 

в своей работе Зиссер-

М.

С.

Воронцов.

м а н - вероятно, по

 

Гравюра

С.Рейнольдса

тому примеру, как На-

с оригинала Т. Лоуренса.

полеон

со взятием

 

 

1823 г.

Вены и Берлина пред­ писывал по своему усмотрению условия Австрии и Прус­

сии. Как не подумали, что какой-нибудь чеченский аулишка с несколькими десятками хижин даже для нищих чечен­ цев никакого особого значения иметь не может, что Ша­ милю, при его ограниченных требованиях хоть каждую неделю переменять резиденцию — особого затруднения не составит?»

Постижение этой нехитрой истины русским солдатам пришлось оплатить большой кровью.

Еще в марте 1845 г. Воронцов обратился к жителям Чеч­ ни и Дагестана с прокламацией, в которой призывал сло­ жить оружие и не принуждать правительство употреблять против них «меры строгости, кои будут гибельны»...

Специально отряженные лазутчики доставили эти лис­ товки в горские селения. Действия они не возымели, зато