Скачиваний:
7
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
9.54 Кб
Скачать

Международное гуманитарное право 150 :: 151 :: 152 :: 153 :: Содержание § 2. Гуманитарные нормы, касающиеся положения

личности в вооруженных конфликтах

международного характера

а) Гуманитарные аспекты выбора средств ведения войны

Они определены Положением о законах и обычаях сухопутной войны, являющимся приложением к Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., и рядом других

150

актов. С учетом того, что воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю, в ходе вооруженного конфликта запрещается употреблять яд или отравленное оружие; предательски убивать или ранить лиц из состава населения или войск воюющей державы; убивать или ранить комбатанта, который безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; употреблять оружие, снаряды или вещества, способные причинить излишние страдания; истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобные действия" настоятельно вызываются военной необходимостью. Недопустимо атаковать или бомбардировать незащищенные города, селения, жилища и строения. В случае осады и бомбардировок населенных пунктов должны приниматься необходимые меры для того, чтобы, насколько это возможно, щадить храмы, здания, используемые для целей науки, искусств и благотворительности, исторические памятники, госпитали и места, где сконцентрированы больные и раненые, если подобные здания и места не служили одновременно военным целям. Недопустимо отдавать на разграбление город или местность, даже если они взяты приступом.

Ограничение жестокостей войны содержится в ряде других международно-правовых актов, в частности в Протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны, в Протоколах I — IV к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, от 10 апреля 1981 г. (от имени СССР была ратифицирована 2 июня 1982 г., вступила для СССР в силу 2 декабря 1983 г.).

Применительно к рассматриваемому вопросу Протокол I к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны имеет определенные новеллы по сравнению с содержанием Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. Если Конвенция содержит общую формулу о том, что воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю, то Протокол I устанавливает, что не должно быть неограниченным право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны. Ограничение подобного права сторон касается любого вооруженного конфликта. При этом запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, которые способны причинить излишние повреждения или

151

излишние страдания. Вводится запрещение применять методы или средства ведения военных действий, имеющих своей целью причинить (или можно ожидать, что они причинят) обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Особое внимание уделено обязанностям сторон в отношении новых видов оружия: при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны договаривающаяся сторона должна определить, подпадает ли применение этих видов и средств под запрещение, содержащееся как в указанном Протоколе, так и в каких-либо других нормах международного права, применяемых к данной стороне. Протокол I, запрещая вероломство, определяет его признаки. Нельзя прибегать к вероломству, результатом которого будут убийства, нанесение ранений или захват в плен противника. Под вероломством понимаются действия, рассчитанные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан согласно международному праву предоставить ее, с целью обмана этого доверия. Согласно Протоколу I актами вероломства, в частности, будут являться симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия или симулирование капитуляции; симулирование выхода из строя вследствие ранений или болезни; симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта. Вместе с тем Протокол I не запрещает использование военных хитростей, хотя и вводящих противника в заблуждение или заставляющих его действовать опрометчиво, но не нарушающих норм международного права и не связанных с вероломством (использование маскировки, ловушек, ложных операций, дезинформации).

Протокол I вводит уточняющие положения, касающиеся пощады: запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе (Конвенция 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны ограничивалась положением о том, что воспрещается объявлять, что никому не будет дано пощады).

Протокол I предоставляет гарантии лицам противной стороны, вышедшим из строя. Гарантии заключаются в том, что лицо, вышедшее из строя, не может подвергаться нападению. При этом фактические обстоятельства должны свидетельствовать о том, что такое лицо находится во власти противной стороны; ясно выражает намерение сдаться в плен или находится без сознания или каким-либо другим образом выведено

152

из строя вследствие ранения или болезни и в силу этого не способно защищаться. Условием признания вышедшим из строя является также положение о том, что в любом таком случае это лицо должно воздерживаться от враждебных действий и не пытаться совершить побег.

Небезынтересны и положения, касающиеся лиц на борту летательных аппаратов. Если лицо покидает летательный аппарат, терпящий бедствие, на парашюте, оно не должно подвергаться нападению в течение своего спуска на землю. В случае, когда такое лицо приземляется на территорию, контролируемую противником, ему предоставляется возможность сдаться в плен до того, как оно станет объектов нападения, при условии, что оно само не совершает враждебных действий. Естественно, что под воздействие названных положений не подпадают воздушно-десантные войска.

Другие акты, а именно Протоколы I — IV к Конвенции 1981 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, также связаны с гуманитарными аспектами положения личности в вооруженных конфликтах. В частности, запрещается при любых обстоятельствах использовать мины, мины-ловушки и другие устройства, будь то в случае нападения, обороны или в порядке репрессалий, против гражданского населения как такового или против отдельных гражданских лиц. Запрещается неизбирательное применение данного оружия. Любая установка этого оружия будет считаться его неизбирательным применением, если повлечет случайную гибель гражданского населения, ранения гражданских лиц, чрезмерный ущерб гражданским объектам. Также недопустимо при любых обстоятельствах подвергать гражданское население нападению с применением зажигательного оружия. Такое нападение недопустимо в отношении любого военного объекта, расположенного в районе сосредоточения гражданского населения. Объектом нападения с применением зажигательного оружия не могут быть леса или другие виды растительного покрова, за исключением случаев, когда указанные природные элементы используются для того, чтобы укрыть или замаскировать комбатантов.

Протоколы I — IV к Конвенции 1981 г., усилив запрет на ведение военных действий против гражданского населения, позволили в определенной мере увязать правила ведения военных действий с условиями современной войны.

153

150 :: 151 :: 152 :: 153 :: Содержание

Соседние файлы в папке Тиунов О.И. Международное гуманитарное право.- М., 2000.- 328+XII c