Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия / Классики(русские) / Лосский Н / Учение о перевоплощении.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
342.53 Кб
Скачать

Интуитивизм

1. Очевидность как самосвидетельство предмета

Со времен Декарта большинство философов считает абсолютно достоверным следующее положение: найденное мною в моем сознании есть всегда нечто абсолютно достоверное, как факт моего сознания. Я вижу, что гуляю в лесу вместе с моим другом, приехавшим ко мне издалека, и беседую с ним; возможно, что это сновидение, я в лесу не был и мой друг ко мне приехать не мог, но все же вполне достоверно то, что у меня только что были переживания прогулки в лесу и беседы с другом. Человек, которому ампутировали ногу, чувствует боль в ноге и прикрывает ногу одеялом; ноги у этого человека нет, но вполне достоверно, что переживание боли в ноге, как бы продолжающей существовать, у него есть.

==136

Абсолютная самодостоверность сознаю объясняется тем, что предмет сознания наличествует в сознании, он имманентен сознанию. Mожно поэтому формулировать абсолютно достоверный исходный пункт философии так: знаю о предмете, имманентном сознанию, вполне достоверно, поскольку оно не выходит за предел наличного в сознании и представляет собою cамосвидетельство предмета о себе. Критерий абсолютной достоверности этого знания есть очевидность, т. е. составленность его только из того, что присутствует в сознании. Сомнение о таком знании нелепо, потому что это знание не есть копи предмета, оно не есть символ предмета, оно просто и прямо содержит в себе свой предмет в noдлиннике, как опознанный. Акт непосредственного созерцания предметов в подлиннике я называл словом интуиция. Согласно теории знания, которую я начал разрабатывать в 1903 г., все наше достоверное знание получается не иначе, как посредством такого непосредственного наблюдения предметов в подлиннике. Поэтому свою теорию знания я называю интуитивизмом.

Громадное большинство философов не останавливается на той совершенно точной формулировке абсолютно достоверного исходного пункт философии, которая дана мною выше. Они под меняют тезис абсолютной достоверности всего имманентного сознанию тезисом абсолютной достоверности сознания, понятого как совокупность объективных психических состояний. Иными ело вами, они полагают, что все имманентное сознанию состоит только из субъективных психически: процессов. Поводом к этой субьективизации и психологизации всего состава знания служат сообра-

==137

жения о том, что находящееся в сознании может оказаться сновидением, иллюзиею, галлюцинациею и т. п. На первый взгляд кажется несомненным, что эти явления должны во всем своем составе быть только субъективными психическими состояниями того, кто их переживает, а так как они по существу однородны со всеми остальными содержаниями сознания, то приходится думать, будто бы весь состав сознания слагается из субъективных психических состояний обладателя сознания. Эта мысль лежит до настоящего времени в основе теории знания множества философов. Нетрудно, однако, показать, что она содержит в себе методологическую ошибку и не может служить исходным пунктом философии. В самом деле, впервые анализ сознания и наблюдение над различными слагаемыми его может установить, что следует разуметь под словами «субъективный» и «психический». Этот анализ и эти наблюдения должны производиться под руководством действительно вполне достоверного тезиса, именно, что все найденное в сознании абсолютно достоверно. Интуитивизм есть теория знания, разработанная мною именно таким методом. Она изложена мною с разных сторон во многих моих книгах и статьях *. Поэтому я здесь лишь вкратце изложу сущность своего интуитивизма и буду говорить подробнее только там, где внесу дополнения к своей теории.

* См. мои книги «Обоснование интуитивизма», 1 изд. 1906 г. 3 изд. 1924 г. (есть немецкий и английский перевод), «Логика» 2 изд. 1923 г. (есть немецкий перевод), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция», 1938 г. (поанглийски в пяти брошюрах), «Общедоступное введение в философию», изд. «Посев», 1956.

==138

Сознание всегда есть сознание о чем-нибудь. Назовем то, что сознается, словом объект, или предмет сознания, например, когда я сознаю твердость своего письменного стола, т. е. непроницаемость его для моей руки, сознаю белизну стены дома, свою радость, предметы сознания суть твердость, белизна, радость. Твердость не есть сознание твердости. Что присоединяется к твердости для того, чтобы она была сознанною твердостью? Акт внимания, направленный на твердость, несомненно имеется в составе сознания твердости. Если мое внимание совершенно отвлекается от твердости и направляется на другие предметы, твердость выпадает из моего сознания. Акт внимания есть своеобразное переживание: он направлен вне себя на предмет, он получает смысл и содержательность от предмета, на который направлен. Назовем такие действия термином интенсиональные акты.

Наблюдать интенциональные акты нелегко. В повседневной жизни нас интересуют предметы, на которые интенциональный акт направлен, а вовсе не интенциональный акт. Нужна та ступень культуры духа, на которой существует высоко развитая философия и психология, чтобы развилось такое утонченное самонаблюдение, которое необходимо, чтобы замечать и исследовать интенциональные акты. Особенно трудно, конечно, наблюдать тот интенциональный акт, который сопутствует всякому акту внимания и может быть назван актом осознания, или актом сознавания. Он состоит в том, что нечто, например белизна, твердость, не просто существует, а становится существующим для меня в некотором

==139

своеобразном смысле, именно в том, который выражается словами «сознаваемая мною белизна». Сознание белизны не есть еще познанность ее: знание возникает тогда, когда я отдаю себе отчет в том, что это белизна, а не чернота, краснота и т. п. Иными словами, сознанное должно быть еще подвергнуто интенциональному акту различения, посредством которого я нахожу, с чем оно сходно и от чего отличается. О других интенциональных актах, необходимых для познавания предмета, можно теперь еще не говорить и обратиться к вопросу, что такое «я», которое уже несколько раз упоминалось здесь.