Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Yazyk_i_emotsii_v_aspekte_lingvokulturologii_V_I_Shakhovskiy.rtf
Скачиваний:
382
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Управляйте своими эмоциями

Говорите о конкретном факте. Не навешивайте ярлыков. Ваши слова должны быть связаны только с поступком человека, но не с оценкой его личности. Если сотрудник опоздал, не обобщайте: «Вы — безответственный!». Речь должна идти лишь о конкретном опоздании.

Не требуйте невозможного — говорить можно только о том, что человек в силах изменить, то есть ваша критика должна быть конструктивной. Недопустимы фразы типа: «Вы слишком стары для этого…», «Конечно, при таких родителях…»

Постарайтесь говорить именно о том чувстве, которое вы действительно испытываете по этому поводу. «Мне было очень обидно, что вы сказали мне при всех…» Так как вы говорите не о сути замечания, а лишь о собственных эмоциях, это не провоцирует ответное возражение и исключает развитие ссоры.

Не стоит домысливать и приписывать свои домыслы другому — не интерпретируйте его поступок (поведение). «Мы тут обсуждаем, а ты сидишь помалкиваешь, тебя это не волнует…» Ограничьтесь в своих замечаниях лишь констатацией того, что вам не нравится.

Попробуйте не давать советов («Я бы на твоем месте…») и не ставить оценок («Это не разумно…», «Это нереально…»). Тем самым вы занимаете поучающую позицию, которая едва ли принесет пользу.

Не копите обиды, не делайте предметом обдумывания по ночам («Я ему скажу…», «А если он мне ответит…», «Ну тогда я ему…»). Не припоминайте давних обид — вы-то их помните, а другой уже забыл, о чем шла речь. В то же время, прежде чем сказать первое слово, будьте уверены, что в данный момент вас готовы выслушать. Поэтому лучше не выяснять отношения, когда человек занят работой или плохо себя чувствует, или прямо с порога, а также в присутствии других.

Всегда высказывайте претензии лично человеку — нельзя допускать «призрачные намеки» в его присутствии. «А вот некоторые сотрудники постоянно опаздывают…», «А кое-кто считает…». Такие фразы ставят человека в двусмысленное положение: ответить нельзя, потому что имя не названо, а промолчать тоже, ведь окружающие поняли, о ком речь. Подобная атмосфера в коллективе не способствует нормальным деловым отношениям.

Приложение 3

Универсальные ценности в эмоциональных ассоциациях

Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете).

Не спорь с собеседником, по какой стороне улицы идти. Иди по той стороне улицы, по которой хочет он, но веди его туда, куда надо тебе.

Постоянная важность — признак посредственности (Вольтер).

Люди высокой культуры не враждебны к чужому мнению и не агрессивны (Д.Лихачев).

Ум теряет все свое очарование, если он проникнут злостью (Р. Шеридан).

Люди ненавидят тех, кому они вынуждены лгать (В. Гюго).

То, что мы называем общественным мнением, является в сущности общественной эмоцией (Б. Дизраэли).

Люди ненавидят то, что не понимают (А. Ибн-Эзраз).

Если человек способен выслушивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождем (Н. Броцлав).

В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от доброжелательных (Ф. Бэкон).

Приложение 4

Решение и разделениеDecision and Division (Newsweek. October 16. 1995. P. 24—66)

В течение нескольких лет в американском правосудии проводилось следствие и слушалось дело об убийстве известным боксером Симпсоном его жены и ее любовника. Симпсон — афро-американец, а поскольку Америка борется против расовой дискриминации и гордится демократическими устоями, то данное судебное разбирательство и его финал вскрыли не заживающую до сих пор расовую ненависть, так как его оправдали. Жена Симпсона была белой женщиной, и белое население требовало его осуждения, а афро-американцы настаивали на его оправдании, так как считали, что суровый вердикт мог бы быть вынесен и ожидался белым населением в основном из-за его цвета кожи. Вынесенный оправдательный приговор расколол Америку на две части, что было видно из многочисленных публикаций, в том числе, и в Нью-Йорк Таймс. В этом журнале была опубликована громадная статья «Decision and Division», которая показала глубокую пропасть между белыми и черными. Эта пропасть была представлена в данной статье не только вербальными эмоциями, но и в языке тела белых и черных граждан Америки.

Обратите внимание на невербальное поведение, представленное на фото (см. ниже) в этом журнале: мимику, жесты, телодвижения — позы и др. Они выражают противоположные кластерные эмоции: у белых — разочарование, недовольство, грусть, раздражение, злость, ненависть и другие отрицательные эмоции. У черных — ликование, радость, торжество, восторг, злорадство, счастье, удовлетворенность и т. п.

Эмоциональное состояние Америки в минуту объявления (decision) действительно раскололо (division) Америку на два враждебных лагеря и высветило глубокую расовую ненависть, спрятанную под маской демо­кратии. Но это разделение долго не продержалось (по крайней мере, в официальной прессе); уже через день об этом событии не было и слова. Америка вновь была единой и расово не противоречивой страной. Этот факт подтверждается и недавними выборами президента США: им стал Барак Обама, что свидетельствует о примате действительной демократии в этой стране.

Приложение 5