Скачиваний:
2
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
6.98 Кб
Скачать

Самоограничение власти. Краткий курс конституциализма 8 :: 9 :: 10 :: Содержание Моему отцу посвящается

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В начале 1994 г. американским научным обществом American Council of Learned Societies (ACLS) мне было предложено написать популярную книгу для широкого круга читателей о том, зачем Венгрии нужна конституция. Завершив над ней работу, я подумал, что и для читателей других бывших социалистических стран может представлять интерес краткое введение в конституционализм, написанное на основе опыта посткоммунистического периода.

Понятие "конституционализм", словно широкое покрывало, может охватывать многое. Я не буду уделять внимание только тому, что явно из-под него выбивается. Так, остались в стороне расчеты на основе партийных интересов, соображения сиюминутной политики. Догм же, если только они "помещаются под покрывалом", я как раз не оспариваю. Не могу сказать ничего плохого, например, о монархической форме правления, ибо при должном ограничении власти короля она может быть полностью конституционной.

Что же касается тоталитарных или корпоративных форм правления, то в данной работе я заявляю однозначно: они недопустимы. Это неприятие категорично даже в тех случаях, когда они у многих находят одобрение.

Продолжая традиции Ф. Бэкона, своей задачей считаю также развенчивание "идолов"1 — ошибочных представлений, заблуждений, парализующих наш разум. Это тем более важно, что ошибочные взгляды, пришедшие в Венгрию из различных эпох, начиная с доктрины Короны Святого Иштвана и кончая якобинско-коммунистическим учением о народном суверенитете, под личиной конституционализма и сейчас опутывают паутиной общественное сознание. Вдобавок и сама печальная история Венгрии, а также всей Центральной и Восточной Европы повинна в том, что у нас находили пристанище конституционные идеи всякого рода и толка за исключением идеи классического конституционализма.

8

В отечественных дискуссиях о конституционализме не хватает принципиальных соображений, вдохновленных фантазией. Экспериментирование с непривычными идеями расценивается как смешная мечтательность.

В этой книге рассматривается система требований, которые вытекают из принципов конституционализма и которые выходят на "очную ставку" с существующим строем. Конституционализм настойчиво и несколько старомодно требует ответа на вопрос, не препятствует ли ограничению свободы очередной предложенный вариант государственного регулирования и "обустройства".

В мою задачу не входит агитация читателей в пользу конституции по моему вкусу, мне всего лишь хотелось облегчить им выбор. Однако в тех случаях, когда я не сдерживаюсь и все же даю пристрастные рекомендации, я обращаю внимание читателей на это. После ознакомления с конституционными возможностями принятие обществом конституции, равно как и связанное с ней уважение, может стать осознанным.

Во время работы над книгой я позаимствовал множество идей у ряда выдающихся личностей, среди которых в первую очередь мне хотелось бы упомянуть Джеймса Мэдисона (1751 —1836) и графа Алексиса Шарля де Токвиля (1805—1859). Они гении сохранения правопреемственности. Большой долей правды, которая содержится в этой книге, я обязан им. Дж. Мэдисон, а он был в 1787 г. одним из самых полезных разработчиков американской конституции, в своих публицистических эссе "Записки федералиста", популяризировавших конституцию перед ее принятием, нашел (вместе с удачными решениями возникающих проблем) наилучшее обоснование строя, покоящегося на принципе разделения властей. Сам этот строй был основан на столетнем историческом опыте и неправильном его истолковании Шарлем Монтескье. Токвиль наиболее полно вскрыл многочисленные факты, свидетельствующие о непростых отношениях конституционного строя и демократии, и с присущим ему аристократизмом отдал предпочтение свободе, обуздав демократию (по крайней мере, на бумаге).

Еще одна личность, которую я не могу не упомянуть, это немецкий профессор Карл Шмитт (1888—1985), ставший в зените своей славы идеологом фашизма. Он — тайный демон моей книги, подлый полугений, который сформулировал, пожалуй, самые каверзные принципиальные возражения против конституционализма. (В более резкой форме их можно найти в бездушной "реальной политике" конституционных государств, разъедающей конституцию подобно ржавчине.)

Иного рода долг у меня перед ACLS, оказавшим мне поддержку. Собственно взяться за эту работу меня уговорили ведущие сотрудники

9

именно ACLS — профессора Стэнли Катц и Ирэна Грудзиньска-Гросс. Благодарностью — и не только за эту книгу — я обязан Будапештскому колледжу, в стенах которого я имел возможность целый год размышлять и творить, а также Центрально-Европейскому университету, основанному Джорджем Соросом, обеспечившему и на этот раз условия духовной независимости. Наконец, было бы несправедливо не отметить, что эта книга, в конечном счете, готовилась к публикации в научной "мастерской" Института государства и права АН Венгрии.

10

1 Бэкон Ф. Новый органонъ. СПб., 1874. 8 :: 9 :: 10 :: Содержание