Скачиваний:
1
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
6.18 Кб
Скачать

Самоограничение власти. Краткий курс конституциализма 270 :: 271 :: Содержание 8.3. ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ?

8.3.1. Ограничение государственной власти

Когда революционный процесс разработки конституций обратился к основам естественного права, то задал читателям и пользователям конституций неизбежный вопрос: что значит наличие у человека конституционных прав и что из этих прав следует? Что касается классических негативных прав, то конституционная защита заключается вовсе не в обеспечении возможности людей что-то сделать. В конце концов, если свобода представляет собой исходное состояние, первозданность, то государство не имеет оснований совершать определенные действия, которые уничтожили бы эту возможность.

Исходной точкой является свобода граждан. Гражданин сохраняет свою свободу в государстве. Как впоследствии иногда констатируют конституции стран, освободившихся от патерналистского гнета, разрешено все, что не запрещено. Что-либо регулировать в государственном порядке, ограничивать, запрещать, что само по себе не наносит вреда никому другому, можно, лишь имея на то особые полномочия. Стало быть, исходным пунктом является свобода. Исключение представляет собой возможность законного наложения обязательств, проистекающая из конституционно зафиксированных обязательств по уплате налогов.

В Декларацию 1789 г., по предложению аббата Сьейеса, было внесено положение, согласно которому политическое общество, конституционное государство не означает договорное ограничение свободы; в нем сохраняются естественные свободы, более того, своей полноты они достигают именно в условиях права.

Конституционные права предназначались для ограничения власти. Первая поправка к американской Конституции не указывала на то, что человек волен пользоваться свободой слова и вероисповедания — это для большинства американцев само собой разумелось. Надлежало

270

выяснить, что означает эта свобода с точки зрения государства. (Согласно поправке I, Конгресс не должен издавать законов, ограничивающих свободу слова, печати или вероисповедания; государство не может устанавливать религию.)

Перечень прав меняется, меняется и то, что влечет за собой включение в перечень. Но если согласиться с тем, что конституция представляет собой правовую норму, из которой следуют обязательства, т.е. она имеет нормативную силу, то включение в конституцию прав в системе правового государства придает им нормативный характер.

Провозглашение основных прав накладывает определенные обязательства на государство, но что значит обязанность государства? Все это приводит нас к поиску твердого ядра непосредственной защиты зафиксированного в конституции права и непосредственного юридического эффекта этого права. Включение основных прав или свобод в конституцию означает принятие обязательств государством. Во-первых, обязательства самому не нарушать эти права. Остается спорным вопрос, обязывает ли конституция государство обеспечивать осуществление этих прав по отношению к другим. В известной степени, конечно, государство должно гарантировать осуществление прав, связанных со свободой. В этом смысле основные права означают больше, чем просто конституционно признанная свобода как возможность действия (см. ниже).

Но что значит гарантия со стороны государства? Полагается ли возмещение убытков при нарушении зафиксированных в конституции прав, но последующие законы не уточняли эти права? А если права нарушаются органом, действующим от имени государства или частного лица? Даже в Соединенных Штатах, где любой судья с готовностью листает Конституцию, она лишь в результате длительного развития стала непосредственной юридической основой для вынесения решений о возмещении убытков. Для европейского толкования конституционализма, особенно бытующего в Венгрии, характерна легитимация непосредственного возмещения убытков или иного обжалования по частному праву на основе конституции, если основные права других лиц нарушаются вследствие деятельности, которая не запрещена1.

271

1 В виде исключения германский Конституционный суд для защиты прав личности институционализировал не указанное в законе возмещение убытков, более того, запрещенное до этого законом. Однако этот принцип позже не применялся (суд постановил определить возмещение убытков неимущественного характера в пользу бывшей супруги иранского шаха принцессы Сорейи из-за оскорбительной газетной публикации о ней). 270 :: 271 :: Содержание

Соседние файлы в папке Шайо А. Самоограничение власти, краткий курс конституционализма.- М., 2001.- 292 c. [10-01]