Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
79
Добавлен:
16.01.2017
Размер:
61.9 Кб
Скачать

Вопрос 1

Согласно традиционному определению, логика - это наука об общезначимых формах мысли (понятиях, суждениях, умозаключениях), о правилах их образования и вывода, об отношениях между значениями понятий, а также о способах их формализации.

Являясь наукой о мышлении, логика не занимается законами психологического процесса мышления. Тогда какой же аспект мысли изучает логика? Прежде всего - артикуляцию мысли в языке. Именно язык есть

тот исходный, сырой материал, с которым работает логика. Характерно, что греческое слово logos, от которого и образован термин «логика», означает одновременно мысль и язык.

Смысл философии логики состоит в том, чтобы путем анализа языковых форм мысли реконструировать изначальную структуру знания, восстановить картину мира по углу ее преломления

в мысли и языке.

Исходя из этого, предмет логики не может быть ограничен только формальной стороной, т. с. изучением форм мысли в их внутренних взаимоотношениях. Он включает в себя также онтологический и гносеологический аспекты.

Онтологическая грань логики выражает необходимые взаимосвязи между вещами. В этом смысле логика предстает как «логика вещей» или «догика фактов». Это тот первичный образ мира, который и должен быть реконструирован философией логики. Не будь этой изначальной «логики вещей», не было бы и логики мыслей. Сущность языка и сущность мира имеют общую логическую форму. Однако она скрыта за грамматической поверхностной структурой обыденного языка и живой речи. Философия логики как раз

и призвана прояснить этот язык, определить оптшиальную структуру суждения (высказывания), которая бы соответствовала структуре мира.

Гносеологическая грань логики - это универсальные взаимосвязи между понятиями, или сущностями вещей, в их внешнем отношении к миру. В этом смысле логика выступает как «логика понятий» или

«логика идей».

Формально-логическая грань логики выражает универсальные взаимосвязи между понятиями, суждениями и умозаклочениями не со стороны их конкретного содержания и отношения к внешнему миру, а со стороны их структуры и общей формы, со стороны внутренних отношений между значениями понятий.

То, что в современной науке понимается под «логикой», не всегда шиеновалось этим словом. Термин «логика» был введен стоиками в значении одной из частей философии наряду с «физикой» и «этикой». Логика имела здесь прежде всего онтологический и гносеологический смысл.

Вопрос 2

Наука - это и итог познания мира. система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

Цель науки – получение знаний об объективном и субъективном мире и получение объективной истины.

Главные функии науки - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т. д.

Наука – это сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также результаты этой деятельности. Слово «наука» буквально означает знание. Под знанием имеются в виду удостоверенные сведения о материальных и духовных явлениях, верное их отражение в сознании человека. Наш разум движется от незнания к знанию, от поверхностного знания ко все более глубокому и всестороннему. Знания могут быть различными: житейскими, донаучными и научными, эмпирическими и теоретическими.

В чем же состоят принципиальные отличия науки от других областей человеческой деятельности ?

Для ответа на данный вопрос следует обратиться к такой категории, как критерии научности. Вопрос о критериях научности традиционен для теории познания. Его постановка связана со стремлением выяснить гносеологическую природу научного знания, обладающего определенной спецификой по сравнению с многочисленными продуктами познания.

Исследования соотношения «знания» и «мнения», «знания» и «догадки», «знания и «субъективного предположения и т.д. с целью нахождения наиболее существенных особенностей, признаков научности восходят к античности, где они получают широкое распространение и различное воплощение. Суть вопроса, которым задавались античные мыслители, состоит в выявлении предпосылок познавательной обособленности научного знания в сравнении с прочими результатами познания и принципов, которыми должен руководствоваться субъект в своем стремлении к научному знанию, преодолевая догадки, мнения, личностные убеждения.

В качестве основы решения этого вопроса в античности формулировались теоретико-познавательные идеалы, которые, отражая сущностные черты научного знания, приобретали характер установочных ориентиров исследовательской деятельности субъекта познания. Так, уже в те времена было обосновано представление об известной регулятивной шкале гносеологической оценки знания – о критериях научности[6].

Критерий научности – это правила, по которым оценивается соответствие (несоответствие) некоторых знаний обобщенным гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания. Они обусловливают качественную определенность тех оснований, с позиций которых то или иное знание расценивается как научное и зачисляется в разряд научного знания.

К настоящему времени предложено немало трактовок эталонов научности. Естественно, зачастую они не совпадают. Но среди всех этих разнотолкований можно вычленить относительно единые типизированные свойства научности.

К числу типичных гносеологических признаков научности знания, согласно критериям научности, относят: истинность, рациональность, методичность, интерсубъективность, системность.

Истинность. Под истинностью знания традиционно понимается соответствие его познаваемому предмету. На основе признака истинности формулируется дополняющий его признак предметности знания, а именно: всякое знание должно быть знанием предметным, т. е. Характеризоваться отношением к существующему вне его познаваемому, ибо если нет познаваемого, то нет и знания. Однако истинность свойственна не только научному знанию. Ее могут включать донаучные практически-обыденные знания, мнения, догадки и т.п. В этой связи следует определиться с понятием истины.

Интерсубъективность. Данный признак выражает свойство общезначимости, общеобязательности, всеобщности знания в отличие, например, от мнения, характеризующегося необщезначимостью, индивидуальностью. В этом смысле между истиной знания и истинами прочих модификаций познания намечается следующее разграничение. Истины практически-обыденного знания, веры и т. п. Остаются «персональными», так как относятся по недостаточным для того основаниям. Что касается истин научного знания, то они универсальны, «безличны» и принадлежат к формам знания, базирующимся на признании истины по объективно достаточным основаниям.

Системность. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в связную систему, еще не образует науку. В основе научных знаний лежат определенные исходные положения, закономерности, позволяющие объединять соответствующие знания в единую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов и их описание доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. Уже в древности приобретает научный характер философия, логика. У древних народов были накоплены немалые знания о количественных отношениях вещей. На основе этих знаний строились довольно сложные сооружения: дворцы, пирамиды и т. д. Но эти элементарные математические знания долгое время носили лишь донаучный характер: они не были объединены в логически связанную систему на основе общих принципов, закономерностей. Впервые математические знания стали обретать научную форму лишь в трудах Эвклида, который придал им системный характер. Практическая химия так же стара, как и человечество. Но элементарные практические сведения о химических процессах не составляли еще науку. Только в ХVII веке начиная с трудов Бойля химия стала превращаться в науку.

Таким образом, специфика научного знания выражается тремя характерными чертами (признаками) – истинностью, интерсубъективностью и системностью. Каждый признак в отдельности не конституирует определенность науки. Истину включает и ненаука. Интерсубъективным может быть «всеобщее заблуждение». Признак системности, реализованный обособленно от других, обусловливает лишь «наукообразность», видимость обоснованности. И только одновременная реализация этих признаков в известном результате познания в полной мере определяет его научность.

Метафизическое начало науки.

Наука по словам Хайдеггера-это способ, каким для нас предстает все, т. Е. Сущее в целом. Наука уходит своими корнями в определенный способ восприятия сущего и понимания истины. В основе античной философии лежит философское истолкование сущего через человека. На основании этого символом античной науки можно считать логику в самом широком смысле этого слова, как искусство выражения сущего, природы в слове. Нет смысла исследовать природу-она и так открыта человеку.

В средневековой "доктрине" сущее воспринимается как сотворенное Богом. Исследовать природу поэтому здесь также нет необходимости.

Истина сущего дана в откровении Священного Писания. Наука-это свод знаний учителей церкви и все, что связано с разъяснением и толкованием этих учений.

Эпоха возрождения ставит человека в центр сущего. Отныне человек становится точкой отсчета для сущего в целом.

Новое время превращает человека в субъект, а сущее-в объект.

У Р. Декарта сущее впервые определяется как предметность представления, а истина-как

достоверность представления

Соседние файлы в папке Семинары