Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5курс / ТГП / Материал по Теории Государства и права / Проблемы правоведения / Попондопуло / Часть 2 / Понятие и признаки инновационной деятельности

.htm
Скачиваний:
17
Добавлен:
08.06.2016
Размер:
24.63 Кб
Скачать

Понятие и признаки инновационной деятельности Предыдущий | Оглавление | Следующий

Глава V. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Понятие и признаки инновационной деятельности

Понятие инновационной деятельности. Термин «инновация» (inno­vation – новшество; нововведение – англ.) появился в отечественном экономическом и юридическом лексиконе в начале 1980-х гг., будучи «включенным» в общий смысловой контекст обширнейшего гумани­тарного понятия научно-технического прогресса.

Его появлению в России мы обязаны прежде всего теоретическим разработкам ученых, занимающихся системными исследованиями[1].

В то же время следует подчеркнуть, что понятием «нововведение», не прибегая к его англоязычному аналогу, широко пользовались специа­листы самых различных отраслей знаний, в том числе и правоведы. Например, становление института адвокатуры в российском судо­производстве было названо российским исследователем истории адвокатуры И.В. Гессеном нововведением[2].

Следует различать понятие инновационной деятельности в широ­ком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятель­ностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой дея­тельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности. В настоящей главе используется преимущественно узкая трактовка понятия инно­вационной деятельности, областью применения которой является научно-техническая сфера.

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 81

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с деятельностью, направленной на использование научных знаний с целью получения нового или улучшения производимого продукта либо способа его производства, приобретает особую актуальность в на­шей стране в связи с проводимьми реформами. Традиционно научно-техническая политика в России всегда рассматривалась как основа экономического роста страны, поэтому значительная часть правового массива и научных исследований посвящалась вопросам внедрения достижений науки и техники и ускорению научно-технического прог­ресса[3]. Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществ­лялось посредством многочисленных актов, издаваемых минис­терствами и ведомствами. Отсутствие четкого законодательного базиса развития научно-технического потенциала страны порождало селек­тивность регулирования и не создавало стройной нормативно-правовой системы, которая была бы способна опосредовать реальные законо­мерности научно-технической революции, одной из движущих сил которой выступают нововведения.

Однако было бы неверным полагать, что закономерности научно-технической революции и роль инноваций на различных ее этапах были обойдены вниманием предшественников современных законодателей и исследователей феномена научно-технического прогресса. Еще в начале XX в. известный экономист Йозеф А. Шумпетер заложил теоретические системные основы инновационной деятельности, а его последователи развили данное направление с позиций экономической науки[4].

Легального определения инновации, равно как и инновационной деятельности, на уровне закона РФ не существует и в настоящее время. Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике», в котором предполагалось установить юридически значимое понятие инновационной деятельности, в принятом варианте, к сожале­нию, не содержит такого определения, хотя оно и присутствовало в зако-

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 82

нопроекте[5]. Официальное разъяснение понятия инновационной дея­тельности содержится в совместном письме, утвержденном Иннова­ционным советом при Председателе Совета министров РСФСР 19 апре­ля 1991 г. № 14-448 и Министерством финансов РСФСР 14 мая 1991 г. № 16/135 «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности»[6].

В соответствии с названным документом, которым надлежит руко­водствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмот­ренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедрен­ческих предприятий, инновационной (внедренческой) деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуаль­ного продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. К этой деятельности, в частности, отнесены следующие направления научно-технических и посред­нических работ:

– организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобре­тений, «ноу-хау», научно-технических разработок, научных произве­дений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммер­ческих обозначений и других произведений, на которые распрост­раняются международно признанные права, относящиеся к интеллек­туальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и пере­дача новых образцов техники, технологий и научно-технической доку­ментации, подготовка производства;

– проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;

– патентно-лицензионная деятельность.

Нетрудно заметить, что в приведенном определении, носящем рекомендательный характер, вне сферы предоставления льгот по налогообложению, отсутствуют названия ряда продуктов интеллек­туальной деятельности, создание и использование которых, без­условно, должно быть отнесено к разряду соответствующих направ­лений научно-технических работ. Это объясняется тем, что законода­тельство о полезных моделях, селекционных достижениях, программах для ЭВМ и базах данных, топологиях интегральных микросхем, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, а также законодательство об авторском праве и смежных правах введено в дейст­вие позже появления анализируемого письма.

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 83

Функциональной нагрузкой элементов, составляющих данное определение, являются направления экономической и организа­ционной активности в сфере научно-технических и посреднических работ, которые отражают динамику процесса образования конечного продукта безотносительно к субъектам, участвующим в этом процессе.

Признаки инновационной деятельности. Опираясь на приведенное выше определение инновационной деятельности, которое, как отме­чалось, имеет узкоспециальную направленность, покажем характерные признаки данного вида деятельности.

Во-первых, это деятельность по созданию и использованию интел­лектуального продукта.

Во-вторых, это деятельность по доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Рассмотрим эти признаки более подробно, отметив сначала отли­чие первого признака от второго, поскольку они могут существовать независимо друг от друга и, по существу, олицетворяют этапы инно­вационной деятельности.

В первом случае результатом деятельности выступает сам интеллек­туальный продукт, создаваемый и используемый его творцом либо используемый по законным к тому основаниям третьими лицами.

Во втором случае результатом деятельности являются реализуемые на рынке товары, воплотившие новые и оригинальные идеи.

Однако эти отличия, хотя они и имеют место, не столь сущест­венны, поскольку использование продукта интеллектуальной деятель­ности, являющегося по своей природе объектом идеальным, практи­чески тождественно реализации идеи в виде готового товара. Данное утверждение может быть дополнено аргументом, опирающимся на гос­подствующую среди специалистов точку зрения, в соответствии с кото­рой продукты интеллектуальной деятельности можно и даже нужно рассматривать в качестве товара[7].

Возвращаясь к первому из сформулированных нами признаков, характеризующих инновационную деятельность, подчеркнем, что тер­мины «создание» и «использование интеллектуального продукта», обра­зующие содержание инновационной деятельности, несут в себе мно­жество законодательно установленных особенностей, определяемых сущностью создаваемых и используемых интеллектуальных продуктов.

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 84

Часть из них, например, произведения науки, подчиняются требо­ваниям законодательства об авторском праве и считаются созданными с момента выражения идеального продукта (в данном случае – произ­ведения) в какой-либо объективной форме, позволяющей иным лицам, кроме автора, ознакомиться с произведением. Охраняемые продукты технического творчества, например, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, подчиняются предписаниям патентного законодательства и считаются созданными по факту их признания в качестве таковых компетентным государственным органом.

Специфику создания имеют и такие результаты интеллектуальной деятельности, как селекционные достижения. Продукт селекции, вне зависимости от того, охраняем ли он либо только допущен к исполь­зованию, должен существовать, а следовательно, и использоваться только в натуре, что кардинально отличает его от любого технического решения, традиционно являющегося объектом патентного права.

В отличие от пользования имуществом в широком смысле, не говоря уже о пользовании вещами, использование значительной части продуктов интеллектуальной деятельности следует понимать двояко. В качестве использования интеллектуального продукта в первом зна­чении необходимо рассматривать факт применения соответствующей идеи либо информации при воплощении их в материальном носителе. Это общее утверждение конкретизировано в соответствующих норма­тивно-правовых актах, регулирующих отношения по поводу того либо иного интеллектуального продукта, либо доктринально выводится из данных законодателем определений[8]. Например, в отношении полез­ных моделей законом установлено, что продукт (изделие) признается изготовленным с использованием запатентованной полезной модели, если в нем использован каждый признак полезной модели, включенный в независимый пункт формулы, или эквивалентный ему признак (п. 2 ст. 10 Патентного закона РФ).

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 85

В качестве использования некоторых продуктов интеллектуальной деятельности во втором значении необходимо рассматривать факт при­менения материального объекта, в котором реализована та или иная идея или информация, представляющие собой идеальный объект в фор­ме произведения, изобретения, обозначения и т.д., путем его введения в хозяйственный оборот посредством ввоза, хранения, предложения к продаже, продажи и т.п.

Например, владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком путем изготовления, применения, ввоза, продажи, предложения к продаже, иного введения в хозяйственный оборот или хранения с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком (ст. 4 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»[9]).

Обращаясь ко второму признаку инновационной деятельности, обратим внимание на то, что его основным содержанием являются действия по доведению новых и оригинальных идей до готовой товар­ной формы. Очевидно, что последняя может выражаться во множестве разнообразных изделий, работ, услуг, технологий, научно-технической документации, произведений науки, ноу-хау, коммерческой инфор­мации и т.д.

Данный признак характеризует начальный и конечный этапы инновационного процесса, обозначая, так сказать, путь от абстрактного решения к реальному продукту, а от него к прибыли. Именно в этой краткой формуле заключается сущность инновационной деятельности и направление ее осуществления.

В экономических исследованиях называются две разновидности такого направления[10]. К первой из них относят так называемую «линей­ную» модель инновационного цикла, в соответствии с которой идея проходит ряд стадий, трансформируясь в объект техники, технологии либо иной продукт по следующей схеме: фундаментальные исследо­вания, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы,

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 86

технологические разработки, производство, торговля, потребление[11]. Второе направление определяется как «цепная» модель инновацион­ной деятельности. Согласно этой модели инновационный процесс совершается не по линейной цепочке передачи знаний от стадии к стадии, а по цепочке с обратными связями между всеми составляющими ее звеньями. Определяющим моментом работоспособности такой моде­ли будет критерий эффективности связи между различными стадиями, которые проходит идея с начала до конца инновационного процесса.

Приведенные модели представляют картину, отчасти идеализи­рованную, поскольку степень их реализации на практике зависит от целого ряда факторов, решающим из которых будет инновационная политика государства, призванного в данном случае правовыми и эко­номическими средствами оптимизировать взаимодействие между звеньями инновационного процесса.

Примером такой оптимизации может служить Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»[12], который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потре­бителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). Данный закон регулирует отношения, затрагивающие так называемые «интеллектуальные» стадии инновационного процесса, что отличает научную и научно-техническую деятельность от иннова­ционной. В этом легко убедиться, проанализировав, вчастности, содер­жащиеся в ст. 2 закона определения научной (научно-исследова­тельской) и научно-технической деятельности.

Научная деятельность своим результатом имеет новые знания, которые должны быть получены путем проведения фундаментальных научных исследований либо применены путем проведения прикладных научных исследований (две первых стадии инновационного процесса).

Научно-техническая деятельность своим результатом имеет все те же новые знания, но получаемые и применяемые для решения техно­логических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем (стадии опытно-конструкторских работ и техноло­гических разработок).

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 87

Для полного цикла инновационной деятельности требуется нали­чие еще и «материальных» стадий, а именно, производства, торговли и потребления.

Завершая краткую характеристику признаков инновационной дея­тельности, следует обратить внимание на еще один ее аспект, а именно, ответить на вопрос; является ли инновационная деятельность предпри­нимательской в чистом виде либо только содержит элементы предпри­нимательства. Ответ на него носит дискуссионный характер и должен быть, очевидно, сформулирован в пользу второго утверждения, хотя уже имеются специальные работы, в которых инновационная деятель­ность понимается в целом как предпринимательство[13].

Не отвергая, безусловно, наличия таких элементов предприни­мательства, как риск, самостоятельность, возможность получения при­были при реализации конечного результата\инноваций, иннова­ционную деятельность все же в большей степени необходимо рассмат­ривать как разновидность деятельности, включающей в себя лишь элементы предпринимательства.

Это объясняется тем, что создание новых и оригинальных продук­тов и их внедрение как элементы первых стадий инновационного про­цесса не относятся к предпринимательской деятельности в точном значении этого понятия, ибо решающим критерием, определяющим коммерческий успех, является качество новой конечной продукции, технологии и машин. Именно они будут выступать в облике имущества, товаров, работ или услуг как средств, из которых и с помощью которых предприниматель извлекает прибыль. На первых же стадиях иннова­ционного цикла деятельность, как правило, бесприбыльна.

[1] Инновационные процессы // Труды семинара Всесоюзного научно-иссле­довательского института системных исследований. М., 1982; Кругликов А Г. Инно­вационная концепция научно-технического прогресса // Структура инновационного процесса. Сб. статей. М., 1981.

[2] Гессен И. В. История русской адвокатуры. Т. 1 М., 1914.

[3] См., напр. Дозорцев В.А. Законодательство и научно-технический прогресс. М., 1978, Зенин И.А. Наука и техника в гражданском праве. М., 1977, Мансфилд Э. Экономика научно-технического прогресса. М., 1970, Анчишкин А.И. Наука – техника – экономика. М., 1989.

[4] См., напр. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капиталов, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982; Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики 1997. № 9. С. 84–97; Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М., 1990.

[5] Российская газета. 1995. 1 сент.

[6] Информационный бюллетень. 1991. № 9.

[7] См., напр.: Литвак Б.Г. Изобретение как товар // Вопросы изобретательства. 1988. № 1. С. 12–16; Дементьев В. Н. О правовом и экономическом режиме технических знаний в современных условиях // Вопросы изобретательства. 1988. № 1. С. 17–22.

[8] См. ст. 10 Патентного закона РФ // Ведомости РФ. 1992. № 42. ст. 2319; Сг.22, 40 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Ведомости РФ. 1992. № 42. ст. 2322; ст. 32 Закона РФ «О се­лекционных достижениях» // Российская газета. 1993. 3 сент.; ст. 1, 5 Закона РФ «О прав­овой охране топологий интегральных микросхем»// Ведомости РФ. 1992. № 42. ст. 2328; разд. 2, разд. 5 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях // СП СССР. 1973. № 19. ст. 109; п.4 сг.54 ГК РФ; п. 8, 9 Положения о фирме // СЗ СССР. 1927. № 40. ст. 395; гл.3 Закона РФ «О правовой охране программ для вычислительных машин и баз данных» // Ведомости РФ. 1992. № 42. ст. 2325; ст.6, 15, 16, 19, 20, 21 и др. Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости РФ. 1993. № 32. ст. 1242.

[9] Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.

[10] Гапоненко И. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к но­вому технологическому порядку. С. 85–86; Оппенлендер К Х Необходимость и пред­посылки новой инновационной политики // Вопросы экономики 1996. № 10 С 118, Klines., Rosenberg N. Overview of Innovation // The Positive Sum Strategy Harnissmg Technology for Economic Growth Wash , National Academy. DRESS, 1986.

[11] Подобная схема инновационного цикла предлагалась А.А. Александровым, но мы изначально исключили из нее элемент распределения, предшествующий торговле, поскольку он в настоящее время утратил былую значимость (см.: Алек­сандров А. А. Основные направления концепции правового обеспечения НТП // Вопросы изобретательства. 1990. № 7. С. 7–10).

[12] СЗ РФ 1996. № 35. ст. 4137.

[13] См., напр. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предприни­мательство. Учебное пособие. М., 1997.

Предыдущий | Оглавление | Следующий