Скачиваний:
15
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
3.91 Mб
Скачать

Биологические основы

Глава пятнадцатая БУРЖУАЗНЫЕ НАТУРЫ

Заложено ли существо буржуазности в крови? Есть ли люди "от при­роды" буржуа, которые этим отличаются от других людей? Должны ли мы вследствие этого в особенной "крови", в особенной "природе" искать один из источников (или, быть может, единственный источник) капита­листического духа? Или какое вообще значение имеет характер "крови" в возникновении и развитии этого духа?

Чтобы найти ответ на эти вопросы, мы должны будем припомнить сле­дующие факты и соотношения.

Без сомнения, все формы проявления капиталистического духа, как и все состояния души и психические процессы вообще, коренятся в опреде­ленных "предрасположениях", т.е. в первоначальных унаследованных свойствах организма, "в силу которых в нем заложена и предуготовлена способность и склонность к определенным функциям или предрасполо­женность к приобретению известных состояний" (241). Нерешенным может пока остаться вопрос, обладают ли биологические "предрасполо­жения" к капиталистическому духу более общим характером, т.е. допус­кают ли они развитие в различных направлениях (и могут, следователь­но, составить основу другого поведения, чем именно буржуазного), или же они с самого начала могут быть развиты только в единственном этом направлении. Если дело идет о психических "предрасположениях", то мы говорим также о "наклонностях психического поведения (представ­ления, мышления, чувства, воли, характера, фантазии и т.д.). В более широком смысле мы употребляем слово "предрасположение" безразлично для хороших или дурных наклонностей, в более узком смысле мы разу­меем "унаследованную способность к более легким, более быстрым и более целесообразным функциям психофизического, в особенности духовного характера".

Я утверждаю: то, что все формы проявления капиталистического духа, т.е. душевного строя буржуа, покоятся на унаследованных предрасполо­жениях, не может подлежать сомнению. Это действительно в равной мере относительно явлений, носящих характер естественных побуждений, и относительно "инстинктивного" дарования, относительно мещанских добродетелей и относительно навыков; ко всему этому мы должны пред­полагать в качестве внутреннего основания душевную "склонность", причем может остаться нерешенным (ибо это не имеет значения для производящихся здесь исследований) вопрос, соответствуют ли и в какой мере и каким образом этим душевным "склонностям" телесные (соматические) особенности. Безразлично также для разбирающегося здесь вопроса, как проникли в

[151]

человека эти "наклонности": "приобретены" ли они, и когда, и как; дос­таточно, что они в тот уже безусловно попадающий в свет истории момент времени, в который зарождается капиталистический дух, были присущи человеку. Важно только запомнить, что они в этот исторический момент были у него "в крови", т.е. сделались наследственными. Это действительно в особенности и относительно предрасположения к "инстинктивно" верным и метким действиям. Ибо если мы под инстин­ктами будем понимать также и накопленный опыт, который живет в подсознательной сфере, "ставшие автоматическими волевые и инстинк­тивные действия многих поколений" (Вундт), то решающее значение в их проявлении имеет все же то обстоятельство, что они должны быть своди­мы к известным унаследованным и наследственным "предрасположени­ям", что, значит, именно они не могут быть мыслимы без укоренения в крови. Совершенно безразлично, касается ли дело первичных или вто­ричных (т.е. возникших только в общественной совместной жизни) инс­тинктов.

Вопрос, который мы должны теперь себе поставить, заключается в сле­дующем: являются ли "наклонности" к состояниям капиталистического духа общечеловеческими, т.е. в равной мере свойственными всем людям. В равной мере уже ни в коем случае. Ибо равно предрасположенными люди не являются, пожалуй, ни в одной духовной области, даже и там, где дело касается общечеловеческих наклонностей, как, например, пред­расположения научиться языку, которым обладают все здоровые люди. И оно у одного развито сильнее, у другого более слабо, как показывает опыт относительно ребенка, который то раньше, то позже, то легче, то с большим трудом научается родному языку, и как это особенно ясно про­является при изучении иностранных языков.

Но и по роду своему, полагал бы я, "наклонности" к капиталистичес­кому мышлению и хотению не принадлежат к общечеловеческим пред­расположениям, но у одного они имеются, а у другого нет. Или по край­ней мере они у отдельных индивидуумов имеются в такой слабой степе­ни, что практически могут считаться несуществующими, тогда как дру­гие обладают ими в такой ярко выраженной форме, что они этим резко отличаются от своих собратьев. Несомненно, многие люди обладают лишь ничтожно малым предрасположением к тому, чтобы сделаться разбойни­ками, организовать тысячи людей, ориентироваться в биржевых операци­ях, быстро считать и даже только к бережливости и распределению свое­го времени и вообще к сколько-нибудь упорядоченному образу жизни. Еще незначительнее, конечно, число людей, обладающих многими или всеми теми предрасположениями, из которых зарождаются различные составные части капиталистического духа.

Но если капиталистическая наклонность (как мы для краткости будем говорить) специфически или хотя бы только по степени различна от чело­века к человеку, то является правильным считать натуры с капиталисти­ческими наклонностями, т.е. людей (вообще и в большей степени), прис­пособленных к тому, чтобы быть капиталистическими предпринимателя­ми, особенными "буржуазными натурами", "прирожденными" буржуа,

[152]

каковыми они являются, даже если они никогда по своему положению в жизни не становятся буржуа).

Какого же рода, спросим мы теперь далее, эта специфическая предрас­положенность этих экономических людей, какие своеобразные свойства крови присущи "буржуазной натуре?" При этом мы, конечно, имеем в виду возможно полное выявление буржуазного типа, т.е. такую натуру, которая обладает всеми или почти всеми наклонностями, необходимыми для проявления капиталистического духа.

В каждом законченном буржуа обитают, как нам известно, две души: душа предпринимателя и душа мещанина, которые только в соединении обе образуют капиталистический дух. Согласно этому я бы и в буржуаз­ной натуре различал две различные натуры: натуру предприниматель­скую и натуру мещанскую, что означает, повторим это лишний раз, сово­купность предрасположений, душевных наклонностей, образующих пред­принимателя, с одной стороны, мещанина - с другой.

Соседние файлы в папке Зомбарт. Буржуа