Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik.doc
Скачиваний:
88
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
2.13 Mб
Скачать

2. Послевоенный кризис

В целом к 1945 г. в Европе оказалось несколько миллионов наших соотечественников. Правительство Советского Союза стремилось скорее вернуть их домой. Всего было репатриировано в СССР 2 272 тыс. советских и приравненных к ним граждан. Из числа возвратившихся: – 20% получили смертный приговор или 25 лет лагерей; – 15-20% были осуждены на срок от 5 до 10 лет; – 10% сосланы в отдаленные районы Сибири не менее чем на 6 лет; – 15 % направлены на принудительные работы по восстановлению разрушенных войной районов; – 15-20 % получили разрешение возвратиться домой217.

В конце войны и после нее появились новые категории заключенных: власовцы, участники национальных формирований на стороне немцев, рабочие, угнанные из СССР в Германию, бывшие советские военнопленные, так называемые враждебные элементы из Прибалтики, Польши, Восточной Германии, Румынии, Болгарии, Венгрии. По указу 1943 г. аресту подлежали и те, кто активно не боролся с немцами. Всего (кто сотрудничал с немцами и кто активно против немцев не боролся) таких арестовали около 3 млн. человек218. В Прибалтике, на Западной Украине И. Сталин проводил коллективизацию, а точнее массовую депортацию недовольных режимом. Организация украинских националистов выступала за полную ликвидацию колхозов, но против возвращения помещиков и капиталистов. Лидером организации был Роман Шухович (Тур). В 1946-1950 гг. из Западной Украины было депортировано, арестовано и сослано до 300 тыс. человек. Лидеры ОУН либо погибли во время вооруженной борьбы (Шухович), либо были схвачены и казнены (Орхимович). Советскими агентами были убиты в Западной Германии лидеры ОУН Лев Ребет (1957 г.) и Степан Бандера (1959 г.).

Зловещий ГУЛАГ представлял собой государство в государстве. Его внутренняя структура дублировала министерства. В 1948-1952 гг. категория заключенных, приговоренных без суда к десяти годам лагерей, получили новый срок на основании административного решения. Самые известные восстания заключенных произошли в Печоре (1948 г.), Салехарде (1950 г.), Кингире (1952 г.), Экибастузе (1952 г.), Воркуте и Норильске (1953 г.)219. Все они были жестоко подавлены. Восстанием в Печорских лагерях в 1948 г. руководил бывший полковник Советской армии Борис Михеев. Второе восстание в Салехарде в 1950 г. возглавлял бывший генерал-лейтенант Беляев. Восстанием в Кенгире, продолжавшемся 42 дня (1954 г.), руководил бывший полковник Кузнецов. В 1950 г. по приказу ГУЛАГа во всех лагерях было расстреляно 5% заключенных220.

Победа в войне укрепила диктатуру И. Джугашвили. Несмотря на голод 1946 г., вождь не позволил закупать продовольствие за границей. СССР получил репараций на 10 млрд. долларов. На основе немецкого оборудования возникли Минский автомобильный и тракторный заводы. В 1947 г. на киевском заводе «Арсенал» освоили выпуск фотоаппаратов на вывезенном из Германии оборудовании. Немецкие станки тридцатых годов, и японские 1905 г. стояли на предприятиях Томска. До 1955 г. СССР использовал труд военнопленных немцев и австрийцев, а до 1956 г. — японцев.

4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны и его функции были переданы Совнаркому СССР. В 1946 г. народные комиссары превратились в министров, Рабоче-Крестьянская Красная Армия была переименована в Советские Вооруженные Силы, а ВКП(б) с 1952 г. – в КПСС. Увлеченное политикой экспансионизма, кремлевское руководство усилило нажим на россиян. Продолжалось выкачивание продовольствия из деревни. В 1946-1953 гг. государство не только специально занижало цены на сельскохозяйственную продукцию, но и изымало без всякой компенсации треть производимого на селе. С окончанием войны налог продуктами со всех граждан, имевших огороды и скот, не был отменен. Еще в 1953 г. каждый двор сдавал государству 40-60 кг. мяса, 110-120 литров молока, десятки яиц. Налогом облагалось каждое плодовое дерево.

Государство по-прежнему поддерживало убыточные колхозы за счет прибыльных. Пустопорожний трудодень и армия уполномоченных чиновников стали одиозными символами послевоенной деревни. Сельские жители кормились исключительно со своих приусадебных участков, уклонялись от колхозно-совхозной барщины. Даже незначительная продажа выращенной своим трудом продукции существенно пополняла бюджет семьи. В 1952 г. на приусадебных участках, занимавших не более 2% земель, производилась едва ли не половина овощей, больше двух третей мяса, картофеля и около 9/10 яиц. В 1946 г. правительство резко обрезало приусадебные участки селян с целью заставить их активней работать в колхозах и совхозах. Отобранные у крестьян огороды зарастали сорняками. Колхозы и совхозы не успевали обрабатывать закрепленные за ними земли.

Жестокая политика в отношении деревни, сохранение натурального налога с крестьян, а также рабочих и служащих имевших огороды и скот, позволила правительству в 1947 г. заменить карточное снабжение в городах свободной торговлей. Одновременно была проведена денежная реформа, носившая конфискационный характер. Наличные обменивали по курсу 1:1; вклады в сберегательных кассах: до трех тысяч – 1:1, от трех до десяти – 3:2, более 10 тыс. – 2:1. Правительство стремилось к выравниванию доходов граждан. Денежная реформа была направлена против крестьян. Во время войны цены на продовольствие поднялись. Власти стали терпеливо относиться к рынкам, чтобы избежать всеобщего голода. За годы войны крестьяне заработали деньги и хранили их дома. Внезапная реформа привела к тому, что около трети денежной массы не было предъявлено владельцами в государственные сберкассы для обмена. Из оборота изымались деньги, не обеспеченные товарной массой. Цены подняли в три раза, а заработную плату увеличили в среднем в два раза по сравнению с 1940 г. Около 8 млн. сельских жителей покинули свои деревни в 1946-1953 годах221.

Восстановление промышленности и сельского хозяйства СССР осуществлялось за счет занижения заработной платы, принудительного распространения облигаций внутреннего займа. Выплата послевоенного государственного долга началась лишь 40 лет спустя, когда значительная часть этих облигаций была утеряна. Официальная статистика гласила, что промышленность была восстановлена к 1948 г., а сельское хозяйство — в 1950 г. Однако внимательное изучение государственных документов убеждает, что поголовье коров не было восстановлено даже к 1953 г., а добыча угля в шахтах не достигла довоенного уровня и через десять лет после окончания войны222. Урожайность зерновых в 1953 г. была ниже, чем в 1913 г.

В 1952 г. государственные закупочные цены на зерно и мясо были ниже, чем в 1940 г. Цены на картофель, были ниже расходов по его транспортировке. Колхозам платили в среднем 8 рублей 63 копейки за центнер зерна. Совхозы же получали за центнер 29 рублей 70 копеек. На очередном съезде коммунистов в 1952 г. Г. Маленков солгал, что зерновая проблема в СССР решена.

Производство товаров народного потребления к концу 4-й пятилетки так и не достигло довоенного уровня. Население по-прежнему страдало от нехватки товаров первой необходимости, острого жилищного кризиса. В то же время огромные средства вкладывались в строительство дворцов-небоскребов в Москве, монументов, призванных увековечить эпоху Сталина. При Сталине неоднократно снижали цены. Однако следует учитывать огромный взлет цен в начале коллективизации. Резко подняв цены на 1500-2500% Сталин начал их понемногу снижать. Снижение розничных цен происходило за счет занижения закупочных цен для колхозов и совхозов. Еще в 1953 г. заготовительные цены на картофель в Московской и Ленинградской областях равнялись 2,5 -3 копейки за 1 кг. Наконец, большинство населения вообще не ощущало разницы в ценах, как- как государственное снабжение было очень плохим, во многих областях годами не завозили в магазины мясо, жиры и другие продукты.

В пятидесятые годы начались работы по сооружению гидроэнергетических узлов по Днепру и Волге. Энергетические мощности увеличились. Однако часть сельскохозяйственных угодий, прежде всего заливные луга, ушли под воду. Это нанесло тяжелый удар по животноводству. Многочисленные плотины губили рыбу.

Для послевоенного времени характерна уже иная ментальность. Через ужасы войны люди сполна осознали цену человеческой жизни. Они устали от насилия, казарменного коллективизма. Самым сильным желанием стало возвращение к домашнему очагу, к семье. Солдаты везли домой немецкие аккордеоны, швейные машинки, часы, модную одежду, обувь. Фронтовики помнили отличные европейские дороги, ухоженные деревни. Возвращаясь из Европы домой, россияне понимали, что можно жить по-другому, работать на себя. Жертвенный аскетизм тридцатых годов окончательно ушел в прошлое.

После войны заметно усилилась тяга к образованию. Ежегодный выпуск вузов составлял 200 тыс., а техникумов — 300 тыс. Если в тридцатых годах коммунистические чиновники имели дело с безграмотными крестьянами, то в начале пятидесятых годов – с достаточно образованной молодежью. До 1941 г. радио и газеты уверяли, что рабочий класс Европы как никогда близок к революции. Начавшаяся война неизбежно перерастет в социалистическую революцию в Германии и других странах. Для СССР война будет быстротечной и на чужой территории. Красная Армия всех сильней, а ее вождь гениальный стратег. Военные стыдились говорить об обороне; надеялись только наступать и добывать победу малой кровью. Американцы и англичане изображались заклятыми врагами России. Реальная жизнь полностью опровергла пророчества коммунистической пропаганды. Догматы марксизма-ленинизма стали разрушаться.

Пытаясь удержать контроль над сознанием людей, диктатор восстановил разветвленную сеть коммунистического воспитания населения. Однако прежнего эффекта пропаганда уже не давала. Многократно обманутые, побывавшие за границей, люди уже критически относились к сообщениям радио. Газеты в основном использовали для курения табака и как упаковочный материал. Под угрозой репрессий рабочих и служащих заставляли посещать политзанятия. Людей стали судить за восхваление американской техники, за восхваление американской демократии, за преклонение перед Западом. В 1947-1950 гг. развернулось преследование так называемых «космополитов». Космополит – гражданин мира, человек с многочисленными интернациональными связями. Эразм Роттердамский, Карл Маркс, Владимир Ульянов и многие другие были космополитами. Неизвестное широкой публике слово «космополит» потребовалось партийным пропагандистам для обоснования коммунистического изоляционизма. Сталин понимал, насколько опасны для коммунистических устоев любые контакты с демократическими странами Запада. Как всегда, на помощь пропагандистам подключились репрессивные органы. На Московском автомобильном заводе разоблачили и расстреляли 42 космополита.

Борьба с космополитизмом губила ростки новых перспективных научных направлений. Сессия академии сельскохозяйственных наук 1948 г. объявила генетику лженаукой. Последователи американского биолога Т. Моргана подверглись шельмованию. Государственные чиновники противопоставили подлинным ученым шарлатана Т. Лысенко. За несколько месяцев были разрушены два института генетики и растеневодства; ученых уволили, экспериментальные данные уничтожили.

В 1946 г. журнал «Культура и жизнь» потребовал исключить из репертуара театров все пьесы зарубежных драматургов. Прокофьев, Хачетурян, Мурадели не были арестованы. Дело ограничилось травлей. В 1948 г. как «буржуазные» науки третировались кибернетика, психоанализ, волновая механика. В 1946 г. режим начал травлю писателей Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. В 1949 г. арестовали сына Ахматовой – Льва Гумилева223.

Стремлением запугать население страны, пронизано так называемое «ленинградское дело». В 1948-1949 гг. И. Джугашвили расстрелял А. Кузнецова, Н. Вознесенского, М. Родионова, Н. Попкова, Я. Капустина и других руководителей Ленинградской области. Пострадали также чиновники из других городов, выходцы из Ленинграда. Их обвинили в сепаратизме, растрате государственных средств. Ленинград оставался для И. Сталина примерно тем же, чем Новгород для Ивана Грозного. В последние годы жизни Сталина были арестованы министр авиационной промышленности А. Шахурин, маршал авиации А. Новиков, маршал артиллерии Н. Яковлев, академики Григорьев и И. Майский.

13 января 1953 г. газеты опубликовали сообщение о раскрытии заговора врачей. Арестовали М. Вовси, бывшего главного терапевта Красной Армии, В. Виноградова, личного врача И. Сталина и других. Врачам приписали попытку отстранения И. Джугашвили от дел, отравления А. Жданова, сокращение жизни членам ЦК, подрыв здоровья руководящим военным кадрам, пособничество английской разведке, связь с еврейской националистической партией. Лишь после смерти И. Джугашвили врачей освободили. Следователь по делу врачей Рюмин был расстрелян.

5 марта 1953 г. И. Джугашвили умер. Если в Москве многие плакали, то в концентрационных лагерях открыто радовались. У людей появилась надежда на лучшую жизнь. В стране насчитывалось 7 млн. коммунистов и 8 млн. заключенных. Во время похорон И. Джугашвили толпа затоптала в Москве около 500 человек. 27 марта 1953 г. правительство объявило амнистию для заключенных, чей срок не превышал пяти лет. Амнистия предусматривала освобождение несовершеннолетних и матерей, имевших детей в возрасте до 10 лет, а также всех осужденных, независимо от величины срока, за взяточничество, экономические преступления, административные и военные правонарушения. В марте 1953 г. опального Г. Жукова назначили первым заместителем министра обороны СССР, главнокомандующим сухопутными войсками. Сына Сталина – Василия выгнали из армии224.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]