Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
hrestomatia.obshay sociologia (2).doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
5.28 Mб
Скачать

Формы человеческой воли*

1. Определение понятий

Понятие человеческой воли, правильного воззрения на которую требует все содержание предлагаемого здесь исследования, следует трактовать в двояком смысле. Так как всякое духовное действие, совершаемое человеком, характеризуется участием мышления, я раз­личаю: волю, насколько в ней содержится мышление, и мышление, насколько в ней содержится воля. Каждый человек представляет со­бой взаимосвязанное целое, в котором находит свое единство много­образие чувств, влечений и вожделений; каковое единство, однако, в первом понятии нужно толковать как реальное, или естественное, а во втором — как идеальное, или искусственное [gemachte]. В первом значении я называю волю человека его сущностной волей [Wesenwille], во втором — его избирательной волей [Kurwille].

2. Отношение к мышлению

Сущностная воля есть психологический эквивалент человече­ского тела, или принцип единства жизни, поскольку последняя мыслится в той форме действительности, которой принадлежит само мышление (quatenus sub attributo cogitationis concipitur1). Та­кая воля включает в себя мышление, подобно тому как организм содержит в себе те клетки большого мозга, возбуждение которых

* Цит. по: Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб., 2002. Кн. 2. Разд. 1. С. 131—134. Цитируемый текст иллюстрирует раздел 2 базового пособия учебного комплекса по общей социологии.

1 Поскольку схватывается под атрибутом мышления (лат.).

следует понимать как соответствующий мышлению физиологи­ческий процесс (в котором, конечно же, задействован и речевой центр). — Избирательная воля есть порождение самого мышления, и потому собственно действительность присуща ей лишь в связи с ее носителем — субъектом мышления, хотя эта действительность может быть познана и признана другими как таковая. Для двух этих столь различных понятий воли общим является то, что они мыслятся как причина или предрасположенность к той или иной деятельности, и потому из их наличия и структуры позволительно выводить определенное поведение их субъекта как вероятное, а при известных сопутствующих обстоятельствах — как необходимое. Но сущностная воля покоится в прошедшем, на основе которого она и должна объясняться как нечто становящееся из него; из­бирательную же волю можно понять только из самого будущего, с которым она соотнесена. Содержание первой представлено в виде зачатка, содержание второй — в виде образа.

3. Отношение к деятельности

Таким образом, сущностная воля относится к той деятельности, с которой она сопряжена, так же, как сила — к работе, которую она выполняет. Отсюда некоторые черты сущностной воли необхо­димым образом сополагаются во всякой деятельности, субъектом которой считается индивидуальный человеческой организм; сопо­лагаются как то, что как раз и составляет такую индивидуальность в психическом смысле. Сущностная воля имманентна движению. Чтобы составить о ней правильное понятие, нужно полностью от­влечься от самостоятельного бытия внешних объектов и понимать соответствующие ощущения или опыт только в их субъективной действительности. Поэтому здесь имеет место только психическая реальность и психическая причинность, а значит, только одновре­менность или последовательность чувственных восприятий бытия, влечения или деятельности, которые, исходя из этого, в их сово­купности и взаимосвязи можно понимать как проистекающие из первоначальных задатков этого индивидуального существа, в какой бы мере его особенное развитие ни обусловливалось в своих модификациях материей ощущений (которая, таким образом, тож­дественна тому, что обычно называется внешним миром, поскольку В рамках последнего тело не может существовать без пищи и других предметов, не только сохраняясь, но и изменяясь благодаря им). Избирательная же воля предшествует деятельности, с которой она сопряжена, и остается вне ее. В то время как сама она обладает только

194

195

мысленно полагаемым бытием, эта деятельность относится к ней как ее осуществление. Общий им обеим субъект приводит в движение тело (которое вообще понимается как неподвижное) толчком извне. Субъект этот есть некая абстракция. Это человеческое «Я», которое лишено облачения всех прочих свойств и существенным образом понимается как мыслящее: как представляющее себе (вероятные или непременные) последствия возможных, от него самого исходящих действий и оценивающее их по конечному результату, идея которого удерживается как масштаб; и далее, как отделяющее такие возмож­ные действия друг от друга, упорядочивающее и определяющее их к последующему воплощению в действительность. Таким образом, согласно этому понятию, мышление почти с механической неукос­нительностью воздействует на нервы, мускулы и тем самым на члены тела. Поскольку такое представление возможно только в рамках физикалистских или физиологических воззрений, само мышление здесь требуется понимать как движение, т.е. как функцию головного мозга, а мозг — как объективно-действительную вещь, заполняющую собой некоторое пространство.

Альфред Маршалл

Альфред Маршалл (1842—1924) — выдающийся английский эко­номист, представитель неоклассического направления. Родился в одном из пригородов Лондона. Получил образование в области по­литической экономии и математики в Оксфорде. С 1862 г. работал в St John Colledge Кембриджского университета, а с 1868-го становится лектором по моральным (общественным) наукам этого колледжа, специализирующимся в области политической экономии. С 1870 г. начал разрабатывать свой проект новой экономической науки. В 1879-м выходит его главный труд (написанный в соавторстве с су­пругой Мэри Маршалл), принесший ему признание и известность в качестве бесспорного лидера британской экономической мыс­ли —- «Принципы экономической науки» (Principles of economics). Особенность новой экономической науки состоит в том, что она переключается с уровня рассмотрения национальных общегосудар­ственных проблем (на чем, прежде всего, была сосредоточена клас­сическая политическая экономия), на уровень реальных отношений между людьми, складывающихся в масштабе предприятия и удо­влетворения повседневных потребностей людей. Сам он определяет предмет своей науки как «изучение человечества в повседневной де­ловой жизни» (Цит. по: Parsons T. The Structure of Social Action. 1968.

196

V. 1. P. 130). Особое внимание в теоретических работах Маршалла занимает проблема преодоления бедности. Решение этой задачи он рассматривал не столько в качестве самоцели, сколько в качестве одного из основных средств повышения уровня цивилизованности общества и формирования нового качества жизни.

С 1884 по 1908 г. А. Маршалл — профессор политической эконо­мии Кембриджского университета. В этот период он большую часть времени посвящает преподавательской работе. Одним из его уче­ников был Д.М. Кейнс — создатель кейнсианства. Кейнс написал специальную работу о своем учителе, в которой дал основательный анализ того, что сделал Маршалл для экономической науки конца

XIX-начала XX в.

Маршалл в качестве эксперта по экономическим вопросам ак­тивно сотрудничал с правительством. С 1890 по 1894 г. был членом Королевской комиссии по вопросам труда. В 1890 г. стал основа­телем Британской (впоследствии Королевской) экономической

ассоциации.

Его «Принципы экономики» переиздавались многократно как прижизненно, так и посмертно. После своей отставки Маршалл издает еще две фундаментальные работы «Промышленность и тор­говля» (1919) и «Деньги, кредит и коммерция» (1923).

Избранный для Хрестоматии текст представляет собою параграф

одной из глав «Принципов экономической науки» (1889). В нем

показано, что по мере развития деятельности у человека возникали

новые потребности, которые стали источником обратного влияния

на эволюцию видов и способов деятельности. Он иллюстрирует один

из аспектов активности человека в обществе, которая рассмотрена

в базовом пособии учебного комплекса (глава 5).

А.З.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]