Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бордман И. Архаическая скульптура Греции.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
179.2 Кб
Скачать

Куросы и реализм

В VI в. тип куроса сохраняется почти в неизменном виде: остается каноническая поза, пропорции меняются незначительно. Однако чувствуются изменения в сторону большего реализма. Уши уже не выглядят как волюты, неловкий поворот рук заменяется более естественным, грудная клетка отделяется от живота не тремя и более линиями, а двойной границей, ноги выше коленного сустава приобретают анатомически правильную асимметрию, графическая проработка мускулов и сухожилий уступает методу работы планами.

Однако не верно думать, что лучшее знание анатомии – свидетельство сознательного стремления к реализму. Древний художник всегда работал по образцам, он не ставил перед собой задачу создать натуральную иллюзию, так как его уделом было каноническое священное искусство. Художник создавал символы людей и действительности, которые следовало «читать» строчка за строчкой, как поэму. Лишь позднее возникает искусство, способное обмануть глаз, оперирующее не символами, а сходными подобиями действительности. Разница в возрасте выражалась, в основном, позой и одеждой. Для передачи эмоционального состояния использовался готовый комплекс условных жестов. Выражение лица состояло из гримас страха, боли или вожделения. Что касается знаменитой «архаической улыбки», то ее происхождение можно объяснить технической сложностью пластического перехода от щек к губам. Такая улыбка сохраняется у древних статуй не потому, что является выражением одобрения (ведь это совсем неуместно в погребальной пластике), а потому, что она сообщает лицу большую жизненность. Таким образом, элементы реализма возникают, скорее, случайно, чем сознательно. Прогресс в сторону изобразительности идет постепенно, но он особенно ценен при сравнении с египетской пластикой, где переход от концептуального искусства к изобразительному так и не произошел.

Коры

Разница между женскими дедалическими статуями и корами VI века столь велика, что приходится говорить о зарождении новой типологии. Новый тип основан на изображении одежды. Интерес к этой теме возник сначала в восточной Греции на Хиосе, Самосе, Кикладах, а потом расцвел в аттическом искусстве (коры Афинского Акрополя). Коры редко превышали натуральную величину; чаще они создавались в половину этой величины или даже меньше. Обычно коры изображались стоящими, с левой ногой слегка выдвинутой вперед (в ранних статуях кончики стоп выстраивались в одну линию, в восточных статуях выдвигалась вперед правая нога). Одной рукой кора, как правило, поддерживала одежды, что позволяло изобразить складки, в другой могла держать приношения: плоды, домашнюю птицу, зайца.

Художника вопрос изображения драпировок волновал больше, чем анатомия, поэтому для нас важно уяснить себе, из чего состоял женский костюм. Он не представлял собой готовых элементов одежды: все вещи – это прямоугольные куски ткани, сколотые или прошитые в нескольких местах. Например, ионический хитон – это кусок материи с концами, сшитыми по короткой стороне так, что получается цилиндр. Сверху эта одежда дополняется рядами пуговиц, которые идут от образовавшейся горловины по плечу. Пояс, надетый поверх одежды, образовывал свободные рукава и напуск. Скульпторы обычно изображали мелкие складки хитона на плечах и на груди, а также вертикальные драпировки в нижней части фигуры, хотя все это составляет одну и ту же одежду. Сверху может быть представлен маленький гиматий, или короткий плащ, застегивающийся справа по кромке длинной стороны под левой рукой. В некоторых случаях встречаются плащи, застегивающиеся со стороны обоих плеч (кора из храма Аполлона в Дельфах). Длинный восточный плащ – эпиблема – скрывал всю фигуру и накидывался на затылок. Его изображали без складок, подобно тоге или мужскому гиматию в тех случаях, когда он закрывал лишь затылок и спину. Пеплос представлял собой более тяжелую, чем хитон, одежду с поясом, открытую или сшитую с одной стороны и без рукавов. Отгиб ткани образовывал спереди своеобразный нагрудник. Пеплос мог заменять хитон или надеваться поверх него. Все эти одежды изображались художником в единой композиции так, что их иногда трудно различить между собой.