Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бордман И. Архаическая скульптура Греции.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
179.2 Кб
Скачать

Ранняя архаическая скульптура

Не только стиль дедалического искусства имеет место в древней пластике. В Греции сохранилось немало произведений из кости, известняка, терракоты, которые вполне отличны от дедалического стиля. Такова терракотовая мужская фигура из Танагры. В греческой пластике чувствуется в VII веке возрастающее совершенство скульптурной техники, свобода композиции, все большая независимость от геометризированных приемов двухмерной дедалической скульптуры, возрастает монументальность образов. Бронзы более информативны, чем терракоты. Некоторые – совершенно обособленные фигуры, имеющие собственную базу и не являющиеся частью мебели или сосуда.

Даже на Крите встречаются произведения не-дедалические, видимо, восходящие тоже к восточным прототипам, но иного происхождения. Например, миниатюрный кифаред с головой пре-дедалического типа фигурой напоминает поздние геометрические бронзы, так как его поза отличается непосредственностью. Фигура человека, несущего на плечах барана, имеет критские черты в одежде и моделировке лица, но отличается той глубиной и объемностью, которая чужда дедалическому стилю. Происхождение последнего направления связывают с исконным искусством местного критского населения – этеокритским не-эллинским искусством.

Пелопоннес в Олимпии – важный центр производства вотивных бронзовых статуэток. Интересна фигура воина, напоминающая фигуры геометрических «Зевсов», но отличающаяся большей объемностью и детализацией в проработке мускулов и экипировки.

Интересны изделия из дерева и кости. В числе важнейших косторезных центров следует назвать Фригию и Лидию. Примечательно украшение арфы из Эфеса восточное в своей основе. Зарождающееся чувство монументальности присутствует в фигуре юноши с о. Самос, отличающейся простотой и изяществом, то есть тем, чем мы восхищаемся в зрелой греческой пластике, которой свойственна монументальность в миниатюрном и ювелирность в монументальном.

Мраморная монументальная пластика до 570 г. до н. э.

Первая мраморная скульптура

Ранее было рассмотрено ближневосточное влияние на искусство Греции, для которой контакты с востоком были плодотворны в смысле освоения новых материалов и технологий.

Новые достижения в искусстве были обусловлены культурными и торговыми контактами с Египтом, куда греческие наемники приглашались в качестве военной силы или для ведения торговли. Именно египетские крупномасштабные каменные статуи произвели на греков впечатление, в силу своей монументальности, которая исконно была заложена в греческой культуре, но проявляла себя пока лишь только в эпической поэзии. Важно, что египетские статуи были изготовлены из твердых пород камня, в отличие от мелкой греческой пластики из известняка и песчаника, для обработки которых достаточно было плотничьих инструментов. Таким образом, новый материал требовал новых технологий в обработке. В Греции для статуй стали использовать мрамор разного происхождения. Мрамор о. Наксос отличался крупнозернистой структурой и искрился. Паросский мрамор, напоминающий по текстуре сахар, отличался полупрозрачностью. Пентелийский камень был плотный, непрозрачный, иногда слегка окрашенный розовато-рыжими окислами. Однако текстура камня интересовала древних мастеров лишь с точки зрения обработки, а не декоративных качеств: ведь статуи раскрашивались.

Египтяние при обработке статуй пользовались трудоемким и долгим методом растески и полировки, не имея железных инструментов. Греки, имевшие в своем распоряжении железные ножи и стамески, могли убыстрить процесс и усовершенствовать технику. Известно, что последние использовали плоское долото и лучковое сверло. Блоки расщеплялись при помощи сухих деревянных клиньев, смоченных водой. Полировка осуществлялась порошкообразной смесью или наждаком.

Египетское влияние чувствуется не только в вопросе материала и технике, но также в облике архаических куросов с ногой, выставленной вперед как бы в позе застывшего шага, с прижатыми к телу руками, сжатыми в кулаки, иногда держащими фрагмент короткого жезла. Греческие статуи представляли юношей совершенно обнаженными, в отличие от египетских произведений. Иногда фигуры, происходящие из районов островной Греции, изображались с поясом.

Египетские мастера того периода предваряли работу над статуей своеобразным наброском на самой поверхности блока. Они покрывали поверхность специальной размерной сеткой, определяющей канон пропорций. Двадцать одна ячейка этой разметки определяла размер фигуры от стоп до глаз. В Греции такой метод также был известен. Как мы узнаем из сочинения Диодора, два самосских скульптора Телекл и Феодор решили изготовить две половины будущей статуи раздельно. Используя метод размерной сетки, они преуспели в этом и две части скульптуры идеально совпали. О знании греками определенных пропорциональных канонов говорит также известное теоретическое сочинение Поликлета.

Назначение статуй, прежде всего, связывалось с погребальным культом. Скульптуры также посвящались богам и в этом случае имели вотивное значение. Об облике ранних деревянных статуй известно очень мало. Древние авторы чаще всего говорят о их грубости и несовершенстве. Их священный статус мог усиливаться либо преданием о том, что тот или иной идол «упал с неба», либо одеждой, которой украшались подобные изваяния.

Стилистика деревянных скульптур могла быть дедалической. Они были достаточно большими. Например, каменная база для культовой деревянной статуи из Герайона на о. Самос имела углубления около 57 кв. см. Ранние мраморные статуи имели невысокие базы, которые стесывались вровень с контуром стоп. Фигура крепилась к базе при помощи свинца. Сфинксы и грифоны помещались на дорических или ионических колоннах.

Куросы

Внешний вид подобных статуй сложился еще в VII в. Прямая постановка в пространстве, прижатые к телу и слегка согнутые в локтях руки со сжатыми кулаками, левая нога выдвинута вперед с тем, чтобы передать динамику шага. Куросы изображались обнаженными, если не считать пояса – которые по виду напоминает критские женские пояса – ожерелья и ремешка на голове. В некоторых редких случаях изображалась обувь. Бронзовые воины имели шлем и пояс. Конечно, куросы не были воинами, только пояс позволяет вспомнить о традициях критской борьбы с захватом за пояс, и в этой связи гипотетически приписать куросам спортивно-атлетический статус.

Куросов иногда называют архаическими «Аполлонами», но они не были культовыми статуями и не изображали конкретное божество: в противном случае они имели бы в руках соответствующие атрибуты. Чаще всего, это были приношения в храм мужского божества, заменяющие кровавые жертвы. Большинство из них происходят из святилищ Аполлона, очень редко – Посейдона (святилище на мысе Сунион). Встречаются даже, но крайне редко куросы из женских святилищ Афины и Геры. Известно назначение куросов как надгробных памятников, которые вытеснили древнейшие антропоморфные глыбы, устанавливаемые на могилах раньше. Изваяния не имели портретного сходства с умершим, но они должны были напомнить родственникам и друзьям о красоте молодости. Именно поэтому возрастные характеристики куросов колеблются весьма незначительно, представляя во всех случаях отрочество или зрелую юность. Отождествить куросов с воинами не удается. Исключение составляют лишь те случаи, когда на могиле написано: «пал в сражении». Знаменитый бронзовый курос из Дельф обладает теми же внешними характеристиками, что и его мраморные «собратья», отличающиеся гораздо худей сохранностью. Голова статуи вполне дедалическая, присутствует и неизменный критский пояс. Дело в том, что Крито-Дельфийский союз был достаточно стабильным объединением, из-за общего культа Аполлона Дельфийского. Поскольку Крит не имеет собственного мрамора, не исключено, что он имел мраморные разработки на островах, при которых были мастерские.

Различие региональных школ отчетливо чувствуется лишь после 600 года. Островные куросы, например, происходящие с Делоса и Наксоса, являют собой несколько иной тип фигур: это стройные узкобедрые юноши с волосами, уложенными в локоны, напоминающие нитки бус. Один из наксосских колоссов имеет пояс – это редкий пример мраморного изваяния с поясом за пределами Делоса, что свидетельствует о том, что пояс не является исключительным атрибутом аполлонических статуй.

Аттическая пластика этого периода, то есть около 600 г. до н. э. представлена Дипилонской головой из Афин и близким ей по стилистике Нью-Йоркским куросом, происходящим из сельской местности в Аттике. Провинциальное происхождение последнего угадывается в его пластическом несовершенстве. Эта статуя выполнена очень тщательно с учетом египетских пропорциональных канонов. Детали фигуры моделированы достаточно убедительно, но нереалистично. Статуя предполагает строго фронтальную точку обозрения. Ее монументальность достигается не столько единством всех элементов, сколько позой и размером. Видно, что художник не вполне освободился от ощущения границ каменного блока, о чем свидетельствуют плоские широкие скулы юноши. Зато графическая проработка верхней части лица очень удачна.

Образ куроса мог приспосабливаться и к статуям программного характера. Таков юноша, несущий барана, с о. Фасос и группа Клеобиса и Битона, являющаяся посвятительным даром из Дельфийского святилища. Их необыкновенно мощные фигуры и обувь на ногах напоминает об их истории, так как они прославились тем, что без труда везли колесницу, обладая недюжинной силой. Эта группа сохранила авторскую подпись: «…мед из Аргоса». Различие между каменными близнецами состоит в том, что фигура, имеющая более сильные повреждения, вероятно, была исполнена подмастерьем из Ионии.

Коры

Назначение женских статуй – то же, что и у мужских. Некоторые носят демонстративно погребальный характер, как, например, фигуры из Аттики, Самоса, Теры. Известны коры из святилищ Артемиды (Делос), Афины (Милет) и др. Женские фигуры этого времени совершенно дедалические по своему облику. Например, фигура, посвященная Никандрой делосской богине, сильно напоминает рассмотренную выше статую из Оксерра. Датировка Никандровой статуи затруднена, поскольку ее упрощенные формы могли быть результатом сложностей, возникших при обработке твердого камня.

Перирхантерии (Perirrhanteria)

Перирхантерии – небольшие мраморные бассейны, поддерживаемые тремя женскими фигурами, известны в достаточном количестве в VII в. Величина фигур достигает метра. Типология подобных изделий восходит к Сирии и Кипру, где были распространены сосуды, поддерживаемые сфинксами или божествами, стоящими на львах. В Греции перирхантерии происходят из святилищ Лаконии, Олимпии, Дельф и др. Ранние датировки, предлагаемые некоторыми учеными, не оправдывают себя, так как в фигурах нет ничего дедалического. Гладкие, прекрасно моделированные тела, острые черты лица напоминают стиль Лаконии. Изделия из сероватого мрамора, вероятно, были исполнены здесь из местного материала. Другие, видимо, изготовлены там, где обнаружены (острова Родос, Самос), несмотря на единство стиля всех перечисленных произведений. Датироваться они могут не ранее, как последней третью VII века.