Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая Волохова финал.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
11.24 Mб
Скачать

III Стилистические особенности черного юмора в кино.

В данной главе теперь будет идти речь о кино, о том, какие возможности оно предоставляет черному юмору. Прежде всего надо сказать, что между юмором и кино существует внутренняя связь. Кино родилось из оптических игрушек вроде кинетоскопа, заставляющих статичные изображения оживать. Техническая природа кинематографа ставит под вопрос представления здравого смысла о реальности. Сама техника кино осмеивает узость нашего мышления. Своим появлением кино позволило человеку расширить взгляд на мир и на самого себя, как некогда это сделали микроскоп или телескоп. Благодаря оптической системе объектива реальность преображается, и теперь мы можем увидеть то, что не может заметить и уловить наш глаз.

Сама техника кино глубоко поэтична, о чем пишут Луи Деллюк и Жан Эпштейн, говоря о фотогении: «Мой глаз дает мне идею формы; пленка тоже содержит идею формы, идею, записанную вне моего сознания, идею без сознания, скрытую, тайную, но чудесную идею; экран дает мне идею идеи, идею моего глаза, извлеченную из идеи объектива, (идею), то есть (столь гибка эта алгебра) идею квадратного корня из идеи».33Юмор предполагает ту же многоуровневую рефлексию, позволяющую субъекту разыгрывать комедию в своем сознании. Таким образом, юмористический взгляд на мир и взгляд сквозь оптику кинокамеры становятся разными способами обработки реальности, имеющими в своем распоряжении такие инструменты, как ракурс, план, мизансцену, монтаж и спецэффекты. И комическое, и кинематограф – это всегда уже измененный и более пристальный взгляд на мир.

Черная кинокомедия появилась почти сразу с началом истории кинематографа. Фокусник Мельес в «Четырехголовом человеке» 1898 г. отрывает себе голову одну за другой, ставит их на столик и даже начинает петь с ними хором – чем не черная шутка? Режиссер, он же актер, весело лишает себя важнейшей части тела, но и не думает умирать, смерть не является для него окончательным пределом. Трюк повторяется снова и снова, отделенные головы живут своей жизнью, общаясь друг с другом… Это настоящая игра субъекта с самим собой. Мельес был одним из первых экспериментаторов в кино, иллюзионистом и провокатором, не боявшимся идти на воплощение самых радикальных идей вроде «Путешествия на Луну». Правда, до него такое путешествие уже описал Жюль Верн, но в совсем ином, объективном, реалистическом («научно-фантастическом») ключе.

Возвращаясь к черному юмору, стоит повторить, что черная комедия не может быть ни объективной, ни реалистической. Это сугубо субъективный взгляд, отнюдь не претендующий на правдоподобие. Стилистика черного юмора целиком зависит от автора, от его мироощущения и интенций. Именно по этой причине черная кинокомедия – квинтэссенция авторского кино, делающие максимально яркими присущий автору стиль, его индивидуальность. Поэтому в качестве следующего шага я обращусь к кинематографическому стилю и его структуре. Но каково соотношение стиля и материала в черном киноюморе?

3.1. Темы черной кинокомедии

Если в поэзии Бодлер доводит язык до крайности, играя со смыслами обычных слов, за счет чего и создается черный юмор, то с кино дела обстоят иначе, ведь оно не имеет собственного устойчивого словаря. Конечно, за время существования кино образовались некоторые штампы и образы, которые переходят из фильма в фильм и складываются в кинематографическую традицию, но языка как такового, со своим словарем и алфавитом в кино не существует. Так, если Бодлер может использовать в игре слово «смерть», то кинорежиссер этого сделать не может, потому что понятие «смерть» на экране воплощается не в слове, а в образе. Поэтому режиссер выполняет двойную работу — сначала лингвистическую, затем художественную. Сперва он обращается к словесно заданному понятию, а затем оформляет его в виде образа и вносит в контекст других образов.34

Уже в самом выбора понятия и, соответственно, его образа-знака проявляется авторская субъективность. Поэтому перед тем, как перейти к стилистическим особенностям черной кинокомедии, стоит определить несколько тем и образов вокруг которых выстраивается ее стилистика. Эта классификация того, что можно назвать материалом черной комедии – того, что составляет ее фабулу. Общий стержень всех тем — телесность, а именно испытание ее предела, эксперименты с ее бесформенностью и хрупкостью.