Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг (Психологический тренинг).doc
Скачиваний:
162
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
863.74 Кб
Скачать

Глава 2. Теории происхождения танца

31

бовные пляски не могут быть объяснены только с этой точки зрения и являются, все же, «выражением элементарной физиологической потребности и... имеют немало общего с любовной мимикой больших человекоподобных обезьян» (1958, с. 362).

В противовес этим взглядам нидерландский историк культуры Йохан Хейзинга рассматривает танец как наиболее чистую и совершенную форму игры. Он пишет, что «Танец есть сама Игра», отношение танца к игре есть «тождество сущности» (1938, с. 187). Наиболее отчетливо игровое качество танца проявляется, по мнению ученого, в хороводах, в фигурных и сольных танцах - там, где танец представляет собой зрелище и ритмически организованное движение. Но, в первую очередь, представление о танце как наиболее чистой форме игры основано на отсутствии у него утилитарных функций. С этим нельзя согласиться, так как уже на ранних этапах развития человека танец играл значительную роль и выполнял разнообразные (в том числе и утилитарные, обслуживающие) функции в жизни общества. Как показывают исследования Э. А. Королевой, первобытный танец являлся не только средством психоэмоциональной разрядки, средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством общения, но и «средством» умножения животных, вызывания дождя, обеспечения урожая.

Еще одна группа ученых (А. Мэррей, Р. Коллингвуд, А. Хаскел) рассматривает танец как средство выражения эмоций, как заменитель еще не родившегося языка. Так, английский исследователь Р. Коллингвуд (1942) называет танец матерью всех языков. Американский ученый, президент национального Института бытового танца А. Мэррей считал, что танец на самых ранних этапах своего развития был мимическим, он возник в результате потребности первобытного человека выразить свои эмоции. По мере развития языка необходимость в мимическом танце отпадала, и он трансформировался в подчиненные определенным правилам и традициям движения, став основой многих ритуалов. Определение танца, которое дал А. Мэррей в Американской энциклопедии 1944 года, все же значительно шире такого узкого толкования танца: «Танец - это ритмические движения тела или частей тела, которые исполняются с целью выражения эмоций или служат средством проявления религиозных настроений, средством развлечения или средством передачи тех или иных общественных идей» (цит. по: Э. А. Королева, 1975, с. 148). Аналогичное определение танца дает английский исследователь А. Хаскелл: «Танец - это средство выражения эмоций

путем постоянной смены движений, подчиненных определенному ритму» (цит. по: Э. А. Королева, 1975, с. 149). Таким образом, в первой половине XX века за танцем закрепляется экспрессивная функция, функция выражения эмоций, чувств, настроений, религиозных и даже общественных идей. Еще дальше пошли представители психологических и социально-психологических теорий танца.

Наиболее ярким и последовательным сторонником психологического подхода к танцу был известный немецкий историк культуры К. Закс. В 1937 году в Нью-Йорке была издана его «Всемирная история танца», и с тех пор любая статья или монография, посвященная танцу, не обходится без анализа его взглядов. Не избежим этого и мы. «Психологизм» К. Закса во всем - в определении танца, в классификации танцев народов мира, в привлечении известных психологических теорий (например, теории К. Юнга) для интерпретации танцевальных движений. Несмотря на то что К. Закс подчеркивает социальную обусловленность танца, считает танец источником изучения человечества, он определяет танец через психофизиологические особенности его исполнителей: «Танец составляют не отдельные разрозненные движения, а движения человеческого тела, прежде всего определяемые всей натурой индивидуума и характером его нервных импульсов» (цит. по: Э. А. Королева, 1975, с. 150). Большой практический интерес представляет его классификация танцев народов мира, так как дает критерии выделения разных видов танца, которые затем могут быть использованы в рамках танцевально-экспрессивного тренинга. Мы сейчас не будем говорить о ее теоретической ценности и критиковать эту классификацию хотя бы потому, что она основана на большом количестве фактического материала, а автор подобного труда имеет право на обобщения.

Так, К. Закс делит танцы народов мира на негармоничные и гармоничные. Негармоничные танцы - это экстатические, конвульсивные танцы, исполненные бессознательно в состоянии пароксизма. При исполнении таких танцев полностью или частично утрачивается контроль над движениями тела. По мнению К. Закса, в негармоничных танцах выражается страдание. Автор, анализируя танцы народов мира и разных эпох, находит примеры подобных танцев в Азии, У племен Восточной и Западной Африки, у американских индейцев, У шаманов и членов тайных союзов, у древних греков, у народов Центральной и Западной Европы в эпоху Средневековья. Если мы пойдем вслед за К. Заксом, то обнаружим также немало подобных примеров и в нашей жизни. Многие современные исследования зафиксирова-32

Танцевально-экспрессивный тренинг