Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гусарова_Логика и методолгоия науки_Пособие.doc
Скачиваний:
744
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
1.85 Mб
Скачать

§ 10. Научная картина мира и ее эволюция

Понятие научной картины мира.

Структура научной картины мира – следующая:

центральное теоретическое ядро,

фундаментальные допущения

частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.

Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняет свое существование достаточно длительный срок. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Например, в физики к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принципы сохранения энергии, постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле, движение.

Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира обладает организованностью, т.е. является системной, и обеспечивает синтез знаний, т.е. имеет интегративную функцию.

Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения универсума. Она накладывает определенные ограничения на характер допущений "разумных" новых гипотез, тем самым направляет движение мысли. Поэтому можно говорить о нормативной, а также о психологической функциях научной картины мира.

Итак, научная картина мира создает общетеоретический фон исследования и координирует ориентиры научного поиска.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира (18 век – конец 19 века).

Источники: теория Галилея и Ньютона.

Метафора: мир – единый большой механизм; графический образ – прогрессивно направленное линейное развитие с жестко однозначной детерминацией во времени.

Основная модель: объекты существуют сами по себе в строго заданной системе координат, возмущающих факторов и помех нет; субъект познания (наблюдатель) никак не влияет на объекты.

Изучается: причинно-следственная связь между состояниями объектов.

Неклассическая картина мира (конец 19 века – 60-е гг. 20 в.)

Источники: термодинамика, теория эволюцииДарвина,теория относительностиЭйнштейна,принцип неопределенностиГейзенберга, гипотезаБольшого Взрыва,фрактальная геометрияМандельброта.

Представители: М. Планк, Э. Резерфорд, Нильс Бор, Луи де Бройль, В. Паули, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, П. Дирак, А.А. Фридман и др.

Метафора: мир – сеть взаимосвязанных событий. Любое свойство того или иного участка этой сети не имеет абсолютного характера, а зависит от свойств остальных участков сети; графический образ – колебания вокруг магистрального направления развития.

Основная модель: развитие системы направлено, но ее состояние в каждый момент времени детерминировано только статистически.

Объект науки – не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом (т.е. добавляется человек + инструменты + социальная ситуация). Отдельные срезы реальности несводимы друг к другу. Изучаются не неизменные вещи, а те условия, попадая в которые они ведут себя так или иначе.

Постнеклассическая картина мира (70-х гг. XX века – наше время).

Источники: синергетика Германа Хакена (Германия), теория диссипативных структур Ильи Пригожина (Бельгия) и теория катастроф Тома Рене (Франция). Автор концепции – академик В. С. Степин

Метафора: мир – это организованный хаос = нерегулярное движение с непериодически повторяющимися, неустойчивыми траекториями. Графический образ: древовидная ветвящаяся графика.

Основная модель: мир – это наложение открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее каждой системы остается неопределенным. Ее развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого "укола", чтобы система перестроилась (произошла бифуркация) и возник новый уровень организации.

Объект науки: изучаемая система + исследователь + его инструментарий + целевые установки познающего субъекта.

В.С. Степин выделил следующие признаки постнеклассического этапа:

  • революция в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.п.);

  • распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ;

  • повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей;

  • изменение самого объекта - открытые саморазвивающиеся системы;

  • включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений;

  • использование в естествознании методов гуманитарных наук;

  • переход от статического, структурно ориентированного мышления к мышлению динамическому, ориентированному на процесс.

Постнеклассическая наука исследует не только сложные, сложно организованные системы, но и сверхсложные системы, открытые и способные к самоорганизации. Объектом науки становятся и "человекоразмерные" комплексы, неотъемлемым компонентом которых является человек (глобально-экологические, биотехнологические, медико-биологические и т.п.). Внимание науки переключается с явлений повторяемых и регулярных на "отклонения" всех видов, на явления побочные и неупорядоченные, изучение которых приводит к исключительно важным выводам.

В результате изучения различных сложно организованных систем, способных к самоорганизации ( от физики и биологии до экономики и социологии ), складывается новое – нелинейное – мышление, новая "картина мира". Ее основные характеристики – неравновесность, неустойчивость, необратимость.

Уже поверхностный взгляд позволяет увидеть связь постнеклассической картины мира и идеологии постмодернизма.

Проблема корреляции постмодернизма и современной науки была поставлена Ж.-Ф.Лиотаром ( Lyotard J.- F. 1979 ). Действительно, постмодернистская социальная теория использует категории неопределенности, нелинейности, многовариантности. Она обосновывает плюралистическую природу мира и ее неизбежное следствие – амбивалентность и случайность человеческого существования. Постнеклассическая картина мира и, в частности, синергетика дает своего рода "естественнонаучное" обоснование идеям постмодернизма.

Вместе с тем, несмотря на существенные достижения современных наук в построении научной картины мира, многие явления она принципиально объяснить не может:

объяснить гравитацию,

возникновение жизни,

появление сознания,

создать единую теорию поля

найти удовлетворительное обоснование той массе парапсихологических или биоэнергоинформационных взаимодействий, которые сейчас уже не объявляются фикцией и чепухой.

Выяснилось, что объяснить появление жизни и разума случайным сочетанием событий, взаимодействий и элементов невозможно, такую гипотезу запрещает и теория вероятностей. Не хватает степени перебора вариантов периода существования Земли.

Трактовка рациональности в разных картинах мира.

В современной науке рациональность, законосообразность является одной из главных ценностей, отождествляется с целесообразностью. Напомним, что под рациональностью понимается способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно.

Научная рациональность, т.е. мысленное конструирование идеальных объектов, которое признает наука, ограничивает свободу моделирования. Она признает лишь те идеальные объекты и процедуры, которые актуально либо потенциально практически значимы.

По существу, рациональность отождествляется с методологией науки. По мнению Н. Моисеева, "реальность (точнее – восприятие человеком окружающего, которое его сознание воспринимает как данность) порождала рациональные схемы. Они в свою очередь рождали методы, формировали методологию. Последняя становилась инструментом, позволявшим рисовать картину мира - Вселенной (универсум) рациональным образом" .

Однако в условиях неклассической и, особенно, постнеклассической картины мира возник кризис в интерпретации понятия рациональности. Сквозь призму классической рациональности мир представал как законосообразный, структурно-организованный, упорядоченный, саморазвивающийся. Вместе с тем классический рационализм так и не нашел адекватного объяснения акту творчества, эвристичности.

Постнеклассический образ рациональности включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целерациональных действий и поведение человека. В новый, расширенный объем понятия "рациональность" включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не традиционные для классического рационализма прагматические характеристики, например, польза, удобство, эффективность. В новой рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа: "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", "киборг-отношения", которые сами являются порождениями научно-технического прогресса.

Как это конкретно реализуется? Вводятся понятия «закрытой» (классической) и «открытой» (неклассической, многоцелевой) рациональности. Тогда то, что представляется рациональным в "закрытой" рациональности, перестает быть таковым в контексте "открытой".

Например, решение проблем производственных не всегда рационально в контексте экологических. Или деятельность, иррациональная с позиции науки, может быть вполне рациональной с других точек зрения, к примеру, с точки зрения получения ученой степени.