Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лит-ра по мед.психологии / Пособие по соматопсихологии .doc
Скачиваний:
327
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
1.13 Mб
Скачать

8.3. Причины психосексуальных расстройств

Для цивилизованного челове­ка характерна «церебрализация» его сексуального поведения, относительная подчинен­ность эротических отношений не столь­ко биологическим законам страсти, сколько центральным корковым влия­ниям. Чем выше умственная работоспособность и творческий потенциал человека, чем живее его воображение, тем длительнее сохраняется половое влечение.

Снижение полового влечения в связи с транзиторной сублимацией (переклю­чением сексуальной активности на по­вышенную деятельность в других на­правлениях), переносится некоторыми людьми довольно легко даже при длитель­ном воздержании. Временное половое бессилие вследствие выполнения опреде­ленных профессиональных обязанностей проходит само собой при устра­нении задерживающих влияний работы и особых тревог у человека не вызы­вает. Полное поглощение личности ум­ственной деятельностью, совершенно вытесняющей половое влечение, кото­рое угасает навсегда, свидетельствует о нали­чии серьезных психических нарушений.

Половую активность человека опреде­ляют в настоящее время как чрезвычай­но сложную психофизиологическую функцию, локализованную вдоль оси гипоталамус – гипофиз – гонады, имеющую предста­вительство в высших корковых цен­трах. Под нерв­ной регуляцией половой функции пони­мают динамическую функциональную систему, объединяю­щую клеточные структуры разных эта­жей нервной системы в единый регуляторный механизм. Неразрывное сочета­ние нейрогуморальных и корковых ком­понентов в структуре либидо обусло­вливает необычайную лабиль­ность последнего под влиянием не только общего жизненного тонуса и чи­сто ситуационных факторов, прежде всего эмоционального состояния и «на­строя» индивида.

Известно, что «сознание и на­строение меланхоликов неблагоприятны для пробуждения полового влечения» (Krafft-Ebing R., 1903). Более или менее выраженная гипестезия (вплоть до пол­ной анестезии) полового чувства харак­терна для любых тяжелых душевных переживаний. Снижение либидо кон­статируют при депрессивных состоя­ниях на фоне церебрального атероскле­роза и объемных процессов головного мозга, хронических интоксикаций и за­болеваний внутренних органов. Резкие колебания либидо рассматривают на­ряду с периодической головной болью и другими психосоматическими симпто­мами как одно из клинических проявлений маски­рованной депрессии.

Половое влечение при субдепрессивных и депрессивных состояниях чаще всего снижено или от­сутствует, половой акт совершается ред­ко не принося соответ­ствующего удовлетворения даже при ненарушенной эякуляции и нормальном оргазме.

Расстройства половой функции возникают не только при органических заболеваниях половых органов и центральной нерв­ной системы, но и при всевозможных невро­тических и псевдоневротических состояниях. Половое бессилие вовсе не обяза­тельно имеет всегда анатомическую основу в виде местного воспалительно­го процесса или заболеваний других ор­ганов и систем. Психическая импотен­ция вследствие эмоциональных пережи­ваний встречается чаще, чем органическая.

Более чем у 90 % больных расстройства половой функции связаны с физической или умственной усталостью, страхом перед половым актом, отвращением к сексуальному партнеру и т. д. Решающим патогенетическим фактором психической импотенции ста­новятся постоянные волнения и огорче­ния, тревоги и житейские заботы, грубые нарушения режима работы и от­дыха и хронические психотравмирующие ситуации в семье и на работе. В числе непосредственных причин поло­вого бессилия фигурируют не только длительная неблагоприятная обстановка для сексуального контакта, но и грубая дисгармония эмоциональной направленности супругов, крайняя несогласован­ность их действий в вопросах мате­риального обеспечения семьи или во­спитания детей, неадекватное поведение одного из су­пругов, конфликтные отношения с про­живающими совместно родственника­ми, плохие квартирные условия и т.д. Особое значение получают при этом психотравмирующие обстоятель­ства, связанные с чувством ущерба, утратой близких, ожиданием каких-то репрессий и другими факторами, затра­гивающими важнейшие аспекты суще­ствования.

Неизменным фоном психиче­ской импотенции оказываются тревога и снижение на­строения (особенно на фоне общей астенизации). По­стоянная половая неудовлетворенность вследствие холодности и равноду­шия партнера или длительное вынужденное воздержание при затянувшемся ухажи­вании («жениховстве») или разлуке, приводят к невротической импотенции.

Стой­кую психическую импотенцию чаще рассматривают как психосомати­ческое расстройство, клиническое проявле­ние страха и тревоги.

С аффективными механизмами связан так называемый невроз ожидания – боязнь неудачи при первом половом акте, обусловли­вающая большую часть случаев психи­ческой импотенции.

Страх неудачи в структуре психосоматических расстройств возникает при мастурбационной ипохондрии. Страх импотенции в связи с онанизмом или половыми излише­ствами в анамнезе, страх заражения жены или зачатия неполноценных детей вследствие перенесенного в прошлом вене­рического заболевания издавна описы­вается при так называемых «обру­чальных» психозах.

Жалобы на тягостные ощущения в области по­ловых органов, утрату полового влече­ния, расстройства эрекции и мочеиспу­скания в сочетании с выраженной ипо­хондрической фиксацией и стойкими явлениями сифило - или канцерофобии расценивают как одну из масок депрессии. В беседе с больным отмечается склонность к ипохондрическому самонаб­людению с фиксацией малейших ощу­щений в соответствующей области и пессимистическая направлен­ность мышления на фоне депрессивного аффекта.

У больных с функ­циональными сексуальными нарушения­ми выявляются стойкие расстройства сна. Характерны наплывы тревожно-тоскливых мыслей и воспоминаний при засыпании. Отмечаются сниже­ние или даже полное исчезновение аппе­тита, заметное похудание (иногда истощение), явная склонность к запо­рам, приступы сердцебие­ний в покое. Упадок работоспособности в первой половине дня сменяется значительным повышением ее к вечеру.

Особое диагностическое значение при­обретает типичный для этих пациентов пёстрый набор вегетативных рас­стройств: бледность и похолодание ко­нечностей, резко выраженный и стойкий дермографизм, лабиль­ность артериального давления и пульса, ощущение жара и приливов, пульса­ция в голове, повышенная потливость, сухость во рту и т. д.

На этом фоне возникают тягостные ощуще­ния в виде парестезий и алгий (ноет, ще­мит, давит, зудит, жжет, дергает, про­калывает) не только в половых органах, но и в других частях тела.

Психогенная импотен­ция, вызванная определенными психиче­скими представлениями (функциональ­ные нарушения половой функции, не имеющие отчетливого анатомического субстрата), легко развивается на фоне астенодепрессивных состояний различного генеза. При этом, физиологической основой ее является дезорганизующее влияние аффекта на регуляторные механизмы половой функ­ции (нарушение корково-подкорковых взаимоотношений).

Идея сексуальной неполноценности, стойко доминирующая в сознании боль­ного психической импотенцией, возни­кает чаще всего как депрессивная идея, как один из симптомов стертой депрес­сии с вялостью и безразличием к окру­жающему, утратой прежних влечений и стимулов к действию. Важнейшим ус­ловием нормализации половой функции является своевре­менное выявление депрессии и правильная оценка патогенетической роли аф­фективных расстройств в развитии сек­суальных нарушений.