Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

[T.YU._YUreneva]_Muzeevedenie(BookFi)

.pdf
Скачиваний:
12
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
14.23 Mб
Скачать

при этом своей спецификой. Художественный образ

вэкспозиционном ансамбле во многом создается творческой фантазией художника, которая, однако, базируется на глубоком и всестороннем знании экспонируемого объекта. Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики, учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации.

Вих числе такие немаловажные данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных

вней экспонатов, количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, которую способен усвоить человек за полтора — два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы

различными способами концентрировать внимание зрителя и подд е Р ж и в а т ь в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.

Образность в музейной экспозиции возникает тогда, когда в созданной художником эстетической среде в результате сопоставления различных экспонатов, взаимно дополняющих друг друга, возникает новая информация, новые знания о процессах и явлениях. В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в механизме его формирования участвуют также знание и размышление.

Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ансамбле как единое целое. В создании этой целостности и проявляется профессионализм художника, умеющего грамотно и творчески использовать различные ар- хитектурно-художественные средства.

Наиболее предпочтительный прием создания образа — это использование подлинных музейных пред- 4ull метов, когда разнообразие их характера, форм и цвета

позволяет создать четкую и пластическую композицию. В литературе последних лет подобные экспозиционные комплексы, включающие разные типы му- (ойных предметов, иногда называют музейными натюрмортами5.

Как уже говорилось, предметы-подлинники спо- i обны документировать друг друга, однако их сопоставительный и взаимодополняющий показ не всегда возможен. Ведь включенные в один экспозиционный комплекс музейные предметы могут быть однотипными, несовместимыми либо их количество оказывается недостаточным, чтобы сформировался новый образ. Поэтому возникает потребность в использовании других средств и приемов.

К числу таких средств относятся карты, схемы, диаграммы, различного рода научные реконструкции, размер, цвет и форма которых могут быть заданы конкретными экспозиционными потребностями. Иногда они становятся настоящими произведениями искусства, как, например, в музее-заповеднике «Старая Ладога» (Ленинградская область), где в одной из башен XII в. художник А. Скрягин воплотил оригинальное художественное решение исторической экспозиции. Ее тематические комплексы наряду с подлинными средневековыми доспехами, оружием и грамотами включали кованные металлические планы сражений, пояснительные тексты были высечены на созданном из обожженного дерева фрагменте крепостного частокола, а макраме из грубых канатов с вкраплением металлических фрагментов являлись географическими картами6.

В сочетании с подлинными предметами научновспомогательные материалы помогают формировать образное представление об определенном явлении, феномене, процессе. Но при этом художник должен не забывать о том, что большинство музейных посетителей не всегда может отличить уникальную реликвию от выразительной реконструкции, поэтому «подавать» научно-вспомогательный материал следует таким об-

5 См. Музейные термины // Терминологические проблемы муюеведения: Сб. науч. тр. / ЦМР. М., 1986.

с См.: Розенблюм Е. Время и пространство в музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспози-

ЦИЯ. М . , 1 9 9 6 . С. 190.

г vi > > u a i u i . r ' f . T . u . - ; ' «rr. ,TAV>":KJU Й S " Д ^

29"

разом, чтобы он не «убивал» менее аттрактивные подлинники.

Используются научно-вспомогательные материалы в ограниченном масштабе, в противном случае может исчезнуть специфика музейной экспозиции. Правда, в особых случаях экспозиции могут строиться преимущественно на копийном материале. Например, в Тульской области в 1980 г. к 600-летию Куликовской битвы открылся музей «Куликово поле», экспозиция которого построена главным образом на тщательно выполненном научно-вспомогательном материале, поскольку подлинные памятники шестивековой давности собрать в достаточном количестве не представлялось возможным. Преимущественно на воспроизведениях подлинников строятся экспозиции для особых категорий посетителей — детей и слепых, которым важно познакомиться с предметом на ощупь. Но подобные исключения лишь подтверждают общее правило современной музейной методики, согласно которому основу художественного решения экспозиции составляют экспонаты-подлинники, а научно-вспомо- гательный материал используется главным образом как подсобное средство, позволяющее сделать экспозицию более выразительной и доходчивой.

На современном этапе развития искусства музейной экспозиции активная роль стала отводиться бутафории, которая используется тогда, когда возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события. В музеях можно увидеть фрагменты палубы корабля, уличные фонари, имитации части улиц с булыжной мостовой, фрагменты шахт, верстовые столбы и т. д.

Труд бутафора перестал быть ремеслом, и бутафорский предмет порой воспринимается как самоценное произведение. Поиски динамичности в построении экспозиции привели к тому, что в музеях стали нередко появляться тематические комплексы, воссоздающие атмосферу определенной эпохи с помощью обстановочных сцен и интерьеров, причем в создании этого своеобразного музейного зрелища наряду с музейными предметами принимают участие и бутафорские. Степень погружения посетителя в иную предметную среду может

452 быть полной, но может быть всего лишь намеком на кон-

кретный контекст, в рамках которого следует рассматривать подлинные экспонаты. Однако бутафория, как и научно-вспомогательные материалы, не должна превращаться из средства в самоцель, когда подлинные предметы теряются среди театральных декораций.

Вткань музейной экспозиции нередко включают-

ся и специально создаваемые для нее произведения искусства7. Например, по заказу Музея Чесменской победы (Петербург) художники Ломоносовского фарфорового завода исполнили на роскошных блюдах изображения кораблей, участвовавших в знаменитом сражении. Выполняя функцию научно-вспомогатель- ных материалов, эти блюда в то же время имеют самоценное значение произведений искусства.

Вкомплексе художественно-выразительных средств, используемых при создании современных экспозиций, важная роль отводится специальным приспособлениям для демонстрации экспонатов, то есть экспозиционному оборудованию. В экспозиционном ансамбле оно одновременно выполняет как утилитарную, так

иархитектурно-художественную функции8. Утилитарная функция заключается в обеспечении сохранности экспонатов, защите их от вредных воздействий окружающей среды, повреждений и хищений. Архи- тектурно-художественная функция состоит в организации объемно-пространственной среды экспозиции

исоздании оптимальных условий для наиболее рационального размещения предметов.

Всовременной музейной практике применяется специальное (уникальное) и универсальное оборудование. Образцы специального оборудования создаются для конкретного музея с учетом специфики экспонатов, архитектуры помещений и многих других факторов, важных с точки зрения художественного решения экспозиции. Универсальное оборудование представляет собой различные унифицированные, модульные гибкие системы, которые чаще всего используются на выставках и в крупных музейных центрах.

1 См.: Розенблюм Е. Указ. соч. С. 190-192.

8 См.: Майстровская М.Т. Архитектурно-художественные компоненты в музейной экспозиции // Музееведение. Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев. М., 1985.

С. 27 — 47.

 

и

практика музейного дела

 

В зависимости

 

от характера экспо-

 

зиционных матери-

 

алов

и основных

 

идей архитектурно-

 

художественного

 

решения экспози-

 

ции употребляются

 

различные

типы

 

экспозиционного

 

оборудования .

 

Для

плоскостного

 

экспонирования

 

используются вер-

Государственный Исторический му-

тикальные щиты,

зей. Археологические памятники древ-

или стенды, раз-

него Херсонеса

личные по конст-

 

рукции и принци-

 

пам установки в ин-

 

терьере. Иногда во

 

избежание

пере-

 

грузки экспозиции

 

или в целях эконом-

 

ного использования

 

имеющихся площа-

 

дей часть экспози-

 

ционных материа-

 

лов

намеренно не

 

выставляется

для

 

непосредственного

 

обозрения. Этот так

 

называемый «скры-

Государственный Исторический му-

тый план» помеща-

ется в турнике-

зей. Зал археологии. «Каменный век»

ты — подобия кни-

ги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскостные материалы — документы, плакаты, фотографии.

Для пространственного экспонирования используются: витрины разных конструкций и форм — горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора; подиумы

возвышения для открытого экспонирования объем-

454

[лава 5. Мрейная экспозиция

пых предметов; универсальные модульные системы

каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые.

i ^р, Выставка произведений Д.Г, Левицкого.

,. Государственная Третьяковская галерея. 1986.

'''

Художник В. Шпак

При проектировании оборудования учитывается

его пропорциональность относительно экспонатов

и экспозиционных залов, способность органично впи-

саться в интерьер по стилю, цвету, габаритам. Но при

этом непреложным является следующее правило: воз-

 

действие оборудования на посетителя должно быть

 

вторичным по отношению к экспонату. Это не значит,

 

что оборудование должно быть абсолютным нейтраль-

 

ным или невидимым. Напротив, оно должно непре-

 

менно включаться в образное решение экспозиции,

 

но характер этого включения должен быть тщательно

 

продуманным.

" •

466

Экспозиционная практика последних десятилетий показывает, что оборудование может нести основные образные характеристики экспозиции, но оно может быть и относительно нейтральным, функционально связанным с характером экспонатов. Оборудование может быть стилизованным, повторяя своими формами художественные приемы эпохи создания памятника, но может быть и контрастным, и в этом случае оно призвано отделить современную экспозицию от исторического интерьера.

Например, создавая в 1986 г. в Третьяковской галерее выставку произведений Д.Г. Левицкого, авторы приняли решение экспонировать картины в стилизованном интерьере XVIII в., отражающем художественный дух эпохи. Для этого в архитектурное пространство выставки были помещены канделябры, часы, вазы, а фоном для экспонирования полотен служили щиты, задрапированные фисташково-зеленым бархатом в виде портьер с тяжелыми, ниспадающими, перехваченными складками.

Активными и специфическими компонентами ар- хитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей. Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета экспонатов. Определенные цветовые и световые решения могут добавлять недостающую контекстную информацию.

Например, в Государственной Третьяковской галерее на выставке «Екатерина Великая и Москва», парадной и представительной, приуроченной к 850-ле- тию города, в основе экспозиционного образа леже^о создание ассоциативной среды в виде дворцового зала. Красно-пурпурный колорит выставки в сочетании с позолотой резных рам и красочной живописью портретов современников императрицы создавал атмосферу торжественности и величия. Совершенно иной характер присущ выставке Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина «Сокровища Трои», где экспонируется всемирно известная

456 археологическая коллекция Г. Шлимана. В основе

ГМИИ им. А.С. Пушкина. Парадная лестница с колоннасюй

[лдва 5. Музейная экспозиция

\ удожественного решения экспози- м,1Ш — образ классической археологической экспозиции конца XIX в., с присущей ей эстетикой, сдержанность ю

ичеткой пространгтвенной организа- и,ней. Высококачественное оборудова11 не выполнено на современном дизайнерском уровне

иорганично вписано в среду выставки,

сее мягким полу-

мраком подсветки и благородным коричневым колори-

том, помогающим создать атмосферу тишины и неторопливого течения времени9.

Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений. Правильное соотношение элементов экспошционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант — все это имеет первостепен- i |ую важность для создания художественного экспозиционного образа. Пространственным членением экспозиции можно организовать движение посетителей и ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, ввести пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, объединить разрозненные части в единое целое.

Например, для временных экспозиций в ГМИИ им. А.С. Пушкина обычно отводятся Белый зал, ко-

9 См.: Майстровская М.Т. Музейный образ — поиски и находки

дет

(экспозиционное искусство 90-х годов) // Музееведение. На пути

к музею XXI века; музейная экспозиция. М., 1996. С. 342 — 346.

4D/

Часть II. Теория и практика мрйного

 

лоннада и два замы-

 

кающих

ее

зала.

 

В Белом зале работы

 

размещаются по пе-

 

риметру стен, а наи-

 

более значительные

 

произведения груп-

 

пируются в апсиде.

 

Центральная

часть

 

зала остается

сво-

 

бодной,

и только

 

ближе к колоннам

 

и перпендикулярно

 

долевой оси может

 

стоять несколько

 

щитов, но принцип

 

симметрии и урав-

 

новешенности

при

 

этом сохраняется.

Белый зал Государственного музея изобра-

На колоннаде про-

зительных искусств им. А.С. Пушкина

изведения тоже рас-

 

пределяются по пе-

риметру стен. Этот принцип размещения, во многом продиктованный архитектурой здания, является традиционным, однако в выставочной практике музея есть весьма оригинальные подходы к решению экспозиции в данном архитектурном объеме.

 

Один из таких подходов продемонстрировала вы-

 

ставка «Финская живопись. 1750—1900», организо-

 

ванная в музее в 1979 г. По продольной оси Белого за-

 

ла были установлены щиты с двусторонней развеской,

 

линия которых прерывалась в центре зала своеобраз-

 

ной зоной отдыха зрителей. Перпендикулярно этим

 

щитам стояли такие же, но сдвоенные. Картины распо-

 

лагались только на щитах; белые мраморные стены за-

 

ла оставались свободными. Фон для экспонирования

 

живописи был двух цветов — зеленовато-коричневый

 

для двойных перпендикулярных щитов и светло-беже-

 

вый для остальных щитов. Их светлая окраска преду-

 

преждала появление у зрителя нежелательного ощу-

 

щения от темной линии по оси зала. Пропорции щи-

 

тов, их расстановка, соотношение с колоннами зала,

458

система освещения в виде вынесенных вперед дугооб-

 

Выставка «Финская живопись» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фрагмент экспозиции. Дизайнер Юхани Палласма

разных кронштейнов — все это создавало самостоятельное пространство, в котором находился зритель. Экспозиция «вела» его наиболее удобным путем, но при этом оставляла свободу выбора. Архитектура Полого зала не включалась в образную структуру выггавки; скрытая малыми формами, она отходила на иторой план.

От привычной развески по стенам финские дизайнеры отказались и на колоннаде. Картины размести- л ись на щитах, вставленных в пролеты между колоннами, Такое пространственное решение изолировало жспозицию каждой колоннады и не отвлекало зрителей на противоположную сторону. Мраморные стены, < >< таваясь «чистыми», давали отдых для глаз.

Спустя несколько лет в том же помещении музея о ила организована выставка произведений из собрания Г.Г. Тиссен-Борнемиса, которая запомнилась не только шедеврами западноевропейской живописи XIV — XVIII вв., но и своей художественной, пластической формой. Вдоль стен Белого зала была установлена конструкция в виде монолитного щита с полукруглыми пилястрами, делившими на части плоскость стен. М каждой из этих частей размещалось по одной, а в отдельных случаях по две картины. Пилястры одновременно выполняли функции экранов, из-за которых на

картины направлялся мягкий свет. Всю конструкцию 459