Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КРИМИНАЛИСТИКА - СТУДЕНТУ-2015-2016 / КРИМИНАЛИСТИКА-ЛЕКЦИИ, УЧЕБНИКИ и Учебная литература / Практическое руководство по производству судебных экспертиз .doc
Скачиваний:
1185
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
4.64 Mб
Скачать

Литература

Методическое обеспечение исследования документов // Судебная экспертиза. 2005. N 3, 4; 2006. N 1-3, 4; 2007. N 1, 2, 4; 2008. N 1, 4; 2009. N 2.

Новые технические средства, используемые в технико-криминалистическом исследовании документов // Специальная техника. 2000. N 1; 2003. N 2, 4; 2007. N 1.

Образцы заключений экспертов: практич. пособие. М.: ЭКЦ МВД России, 2005.

Пахомов, А.В. Технико-криминалистическое исследование документов, изготовленных с использованием знакосинтезирующих печатающих устройств / А.В. Пахомов, С.Б. Шашкин, А.В. Гортинский. М., 2004.

Технико-криминалистическая экспертиза документов (основные термины и понятия): справ, пособие. М.: ЭКЦ МВД России, 2005.

Технико-криминалистическая экспертиза документов / Криминалистические средства и методы в раскрытии и расследовании преступлений // Материалы III Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. Т. 2: методич. основы судебных экспертиз. М.: ЭКЦ МВД России, 2006.

Технико-криминалистическая экспертиза документов. Волгоград, 2005.

Технико-криминалистическое исследование документов // Экспертная практика. 2003. N 55; 2004. N 56; 2005. N 59; 2006. N 60, 61.

Установление факта имитации реквизитов документов // Криминалистические средства и методы в раскрытии и расследовании преступлений: материалы IV Bcepoc. науч.-практ. конф. М.: ЭКЦ МВД России, 2009.

Шашкин, С.Б. Технико-криминалистическое исследование документов со специальными средствами защиты от подделки / С.Б. Шашкин. Саратов, 2002.

7.19. Трасологическая экспертиза

Предметом судебно-трасодогической экспертизы является установление фактических данных при изучении различных следов в целях определения механизма их образования и определения оставившего их объекта.

Виды трасологической экспертизы по объектам исследования и используемым специальным методикам делятся на: следы человека (гомеоскопия); следы орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств (механоскопия); следы транспортных средств (транспортная трасология); следы животных. Каждый из видов подразделяется на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов и методов, посредством которых производится обнаружение, фиксация, изъятие и исследование их следов.

Экспертиза следов человека включает исследование: следов рук (дактилоскопия); следов зубов и губ; следов ног и обуви; следов ногтей и их частей; следов иных частей тела - участков кожи, не имеющих папиллярных узоров (лоб, нос, щеки, ушные раковины и др.); следов одежды; перчаток и их следов.

Экспертиза орудий, инструментов и механизмов охватывает исследование: следов орудий и механизмов; следов взлома; замков, пломб, запирающих устройств и следов на них; предметов одежды, следов и повреждений на ней; узлов, ручных швов; изделий массового производства; установление целого по частям.

В трансиортно-трасологическую экспертизу входит исследование: следов ходовой части транспортного средства; следов выступающей части транспортного средства; отделившихся частей (деталей) транспортного средства.

Экспертиза следов животных включает исследование: следов ног, подков, лап; следов зубов, когтей животных; клейма (тавра).

Задачи трасологической экспертизы могут быть классифицированы по разным основаниям.

Общей экспертной задачей является разработка методов, технических средств и приемов, направленных на исследование свойств и состояний объекта в целях решения идентификационных и диагностических задач.

Частной задачей является задача конкретного трасологического исследования, определенная заданием следователя (суда). Эти задачи в судебной экспертизе принято строго дифференцировать на идентификационные и диагностические.

Идентификационные задачи, в зависимости от вида трасологических экспертиз, подразделяются на установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов и животных, оставивших следы, а также установление тождества целого по его частям.

Диагностические задачи направлены на обнаружение и фиксацию следов; определение их пригодности для идентификации; установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление взлома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств, способ вскрытия пломбы и т.п.); установление последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов (например, исправность замка и т.д.). Такая дифференциация задач представляется убедительной, если иметь в виду основные задачи экспертизы. Если же исследовать систему подзадач, решаемых в процессе идентификации, то окажется, что среди них много таких, которые направлены на исследование природы свойств, их качественных и количественных показателей, т.е. подзадач, цели и методы решения которых являются чисто диагностическими.

В рамках трасологической диагностики в последние годы, за счет разработанных новых технических средств и методов исследования, появились возможности решения таких задач, как установление факта контактного взаимодействия, реконструктивных, классификационных и ситуалогических.

Установление факта контактного взаимодействия представляет собой интеграционную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом (предметом), а также и тот момент, когда образующий и воспринимающий объекты соприкасались, т.е. контактировали. Большое значение имеет и такая ситуация, когда вещество следа может попасть на объект - следоносителя не только при непосредственном соприкосновении, но и через другие объекты, как это бывает, например, в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологом совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Решая реконструктивную задачу, осуществляется восстановление (реставрация) свойств объекта, которые он утратил в связи с событием происшествия, например свойства сгоревшего изделия по сохранившимся частям или его микрочастицам, найденным на месте происшествия. В решении таких задач большое значение имеют данные об изделиях массового производства (пуговицы, пряжки и другая фурнитура).

Ситуалогические задачи решаются в результате комплексного изучения вещной обстановки места происшествия. В исследовании ситуации наряду со следами и иными объектами, составляющими вещную обстановку места происшествия, эксперты используют результаты анализа всех факторов, влияющих на механизм события происшествия (метеорологические условия, освещение, время суток, физическое состояние участников происшествия и др.).

В ряде случаев классификационные задачи рассматривают как особую разновидность задач, лежащих между идентификационными и диагностическими, либо как идентификационные (разновидность так называемой "группофикации"), либо их относят только к диагностическим. В действительности классификационные задачи (подзадачи) имеются и среди диагностических, и среди идентификационных экспертных задач. Классификация является инструментом экспертной задачи, а не целью экспертного исследования. Выделение классификационных задач носит, в большей мере, условный характер.

В идентификации как процессе исследования решение классификационной задачи в одном случае является этапом исследования, когда проверяемый объект относят к определенному, заранее установленному классу объектов (например, устанавливают, что след ноги оставлен обувью, относящейся к классу спортивной обуви). В другом случае при отсутствии проверяемого объекта можно лишь судить об априорно определенной классификационной группе (установление пола, приблизительного роста человека).

При диагностическом исследовании решением классификационной задачи будет установление того или иного обстоятельства в случае, когда наукой заранее определены классы и состояния внутри этих классов определенных объектов, состояние исследуемого объекта соответствует одному из них. Таким образом, деление задач на идентификационные, диагностические и классификационные имеет смысл только при классификации общих экспертных задач. В структуре же общих задач встречаются подзадачи любого типа, а это свидетельствует о том, что решение всех экспертных задач имеет общие методические основы и осуществляется в целом одинаковыми методами.