Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
12
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
21.58 Кб
Скачать

Курс криминалистики 250 :: 251 :: 252 :: 253 :: Содержание 7 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИКА

7.1. ПОНЯТИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМАТИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Содержание криминалистики, как и любой области научного знания, нуждается в определенном упорядочении, распределении по тем или иным разделам, отраслям, т.е. в систематизации.

Принципы систематизации и основные элементы криминалистических систем и классификаций рассматриваются криминалистической систематикой - специальным разделом общей теории криминалистики, основывающемся на положениях системно-структурного подхода к изучению явлений действительности. Такими общими положениями системно-структурного подхода называют следующие:

1. Исходным принципом системного исследования служит представление о целостности изучаемой системы. Из этого вытекают два вывода:

система может быть понята как нечто целостное лишь тогда, когда она как таковая противостоит своему окружению - среде, в которую входят и другие системы;

расчленение системы приводит к понятию элемента - далее неделимой в рамках данной системы единицы, свойства и функции которой зависят от ее места в рамках целого.

Свойства и функции элемента взаимоопределены свойствами и функциями системы, т.е. свойства целого не могут быть поняты без знания некоторых свойств элементов, и наоборот.

2. Каждая исследуемая система может расчленяться самыми различными способами, поэтому элемент в соответствующих случаях рассматривается как нечто сложное, например, как подсистема. В свою очередь, система как нечто целое может рассматриваться как подсистема по отношению к системе более высокого уровня.

3. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. В системах особое место занимают связи, которые могут быть выявлены лишь на системном уровне рассмотрения объекта. Такие связи называют системообразующими. Совокупность связей и их типологическая характеристика приводит к понятию структуры системы.

4. Структура системы (или ее организация) может строиться как по "горизонтали" (связь между однопорядковыми компонентами системы), так и по "вертикали" (связь между разнопорядковыми компонентами в зависимости от уровней систем). "Вертикальная" структура позволяет говорить о понятии уровней системы и их иерархии.

В литературе система определяется как "комплекс некоторых объектов или элементов, находящихся в определенном отношении друг к другу"1, или как "совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам"2. Структура понимается как строение объекта3, закономерная связь между элементами4, как единство элементов, их связей и целостности5, как организация6, как известная сеть отношений между объектами7 и т.п.

Рассматривая криминалистическую науку как единое целое, обладающее внутренним единством составляющих это целое и объективно связанных друг с другом частей, постигая содержание этого целого, мы тем самым познаем структуру системы, то есть существенные связи между элементами системы.

250

Системный подход к содержанию криминалистики характерен для всех этапов ее развития. Но только сравнительно недавно системное рассмотрение науки, которое протекало стихийно, нашло свое развернутое обоснование в системно-структурном методе исследования, активная разработка которого началась в 60-х годах нашего столетия. Пионером применения в криминалистике системно-структурного метода является А.И. Винберг, исследовавший общие принципы его использования и направления приложения8. Исследования в этой области плодотворно проводил В.А. Жбанков9.

С помощью системного подхода формируется представление о системе криминалистической науки и структурах ее подсистем - общей теории, криминалистической техники, криминалистической тактики, криминалистической методики. Системный подход позволяет научно обоснованно осуществлять классификацию криминалистических объектов, являющуюся одним из необходимых условий использования практикой криминалистических рекомендаций, совершенствования этой практики и осуществления связей внутри самой науки.

Определяя структуру общей теории криминалистики, мы выделили в ней специальный раздел, содержание которого отражает потребности науки в систематизации, упорядочении накопленных ею знаний, создание необходимых условий, облегчающих их использование практикой, обеспечивает коммуникативные связи между исследователями. Поскольку, по образному выражению одного из философов, "наука - не свалка эмпирического материала, а упорядоченное знание", именно эту функцию упорядочения знания и выполняет специализированный раздел общей теории криминалистики - криминалистическая систематика. Содержание этого раздела составляют различные криминалистические системы как форма организации научного знания высокого уровня и криминалистические классификации как средство накопленных и особым образом систематизированных научных криминалистических знаний, разрабатываемое криминалистикой для практики борьбы с преступностью.

И системы, и классификации (различие между ними носит в принципе прагматический, уровневый характер) - результат системно-структурного подхода к изучению объектов криминалистической науки. С помощью системного подхода формируется представление о системе криминалистики и структурах ее подсистем: общей теории, криминалистических техники, тактики и методики. Системный подход позволяет научно обоснованно осуществлять классификацию криминалистических объектов.

Классификация - категория логическая. Ее определяют как логическую операцию, состоящую "в разделении всего изучаемого множества предметов по обнаруженным сходствам и различиям на отдельные группы, или подчиненные множества, называемые классами"10. Н.И. Кондаков пишет, что классификация - это "распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы", и при этом "составление классификаций подчиняется всем правилам деления объема понятия"11. В этом аспекте классификация выступает как система соподчиненных понятий.

Как деление объема понятия рассматривал классификацию М.С. Строгович, хотя и считал ее "особой формой" деления: "Всякая классификация есть деление (особая его форма), но не всякое деление является классификацией. Любое деление может быть произведено для какой-либо практической цели, и оно отбрасывается, теряет значение, когда эта цель достигнута. Классификация же, будучи создана, получает устойчивый характер, сохраняется длительное время, пока она не будет заменена новой, более удачной классификацией"12. Особой формой деления понятия считал ее и В.Ф. Асмус13, против чего возражал И.Я. Чупахин: "Классификация как прием научного исследования не имеет по существу, с логической точки зрения, признаков, отличающих ее от того, что обычно называется делением понятия или просто делением. Условное отличие термина "классификация" от термина "деление" состоит лишь в том, что первый термин употребляется преимущественно к разработанным системам в науках, второй - к тому делению объектов, которое не имеет научного значения либо является несложным, неразветвленным"14.

Итак, классификация есть деление понятия. Что же такое понятие? Как его можно определить?

251

Б. Фогараши пишет, что "понятие есть высший продукт человеческого мозга, высшего продукта материи, основная форма мышления, выражающегося в звуковом языке; оно путем обобщения выделяет общие элементы объективного внешнего мира, предметов и существующих между ними связей, резюмирует их и таким образом отражает в мыслях определенные части и связи объективной действительности"15. В формальной логике фигурируют более простые определения понятия как целостной совокупности суждений о каком-либо объекте, ядром которой являются суждения, отображающие существенные признаки объекта16; "понятием называется форма мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки вещей и явлений"17 и т.п. Понятие есть выражение некоей общности объектов материального мира, обладающих существенными общими признаками.

Из числа процедур с понятиями в рассматриваемом аспекте интерес представляет деление понятий. М.С. Строгович называет делением понятия "распределение по группам тех предметов, явлений, которые подходят под данное понятие, т.е. составляют его объем"18. В.Ф. Асмус считает деление понятий логическим приемом19. Этот прием и используется при классификации, которая, по мысли Асмуса, и есть такое "распределение всех предметов известного класса по разрядам, при котором переход от одного разряда к другому совершается систематически, по определенному правилу, каждый предмет класса попадает в какой-нибудь один из разрядов класса, а сумма всех предметов во всех разрядах оказывается в точности равной сумме всех предметов класса"20.

Деление понятия и формирование таким образом классификации подчиняется строгим логическим правилам такого деления. Естественно, формирование классификации должно осуществляться по правилам деления понятий.

Правила деления понятий заключаются в следующем.

1. Одно и то же деление следует осуществлять на одном и том же основании. Основанием деления служит признак (группа признаков). Типичной ошибкой при делении понятий является смешение оснований деления, когда в одном и том же акте деления используются различные основания деления.

В качестве основания деления следует выбирать не всякий случайный признак, а существенный признак, выражающий качественную сторону делимого понятия.

2. Члены деления должны исключать друг друга. Иными словами, каждый отдельный предмет должен находиться лишь в одной группе и не больше чем в одной, он не может быть одновременно и тем и каким-либо другим. М.С. Строгович иллюстрирует это положение простым примером: деление субъектов права на физических и юридических лиц правильно, ибо любой участник правоотношения - либо физическое, либо юридическое лицо, но не может быть и тем и другим21 .

3. Сумма предметов во всех полученных при делении видах должна в точности равняться сумме предметов разделенного понятия, т.е. сумма видов должна исчерпывать весь объем делимого понятия22.

4. Члены деления по отношению к делимому понятию должны быть ближайшими видами, непосредственно низшими понятиями, а по отношению друг к другу - соподчиненными понятиями.

Каждое понятие обладает определенным объемом и содержанием. Объем понятия - это то множество предметов (класс), каждый из которых обладает признаками, содержащимися в понятии. Содержание понятия - это совокупность свойств, признаков, отношений, которая отличает это понятие от иных. Увеличение содержания влечет за собой сокращение объема понятия. При делении понятия видовые понятия будут богаче родового, поскольку число общих признаков для вида больше, чем для рода. Так, если для родового понятия преступления основанием деления на виды будет единственный признак, объединяющий все преступления в род - общ-нественная опасность деяния, то для вида - преступлений против жизни добавляется по крайней мере еще один признак - посягательство на жизнь человека и т.п. Таким образом, можно заключить, что объем и содержание понятия находятся в обратном отношении: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.

Понятия обычно классифицируют по роду и виду. Род (genus) и вид (species) - термины по своему происхождению зоологические и ботанические. Но их значение в логике иное, чем в этих науках. Понятие, объем которого больше, чем объем другого, подчиненного понятия с

252

более узким объемом, именуется в логике родовым, а подчиненное понятие - видовым. Термин "класс" (classis - группа) обозначает в логике любое множество.

Другой классификацией понятий в логике является разделение их на общие и индивидуальные. Это различие проводится на основе объема (орудия преступления - кастет; преступник - вор и т.п.). Наконец, различают конкретные и абстрактные понятия, когда разделение понятий производится на основе их содержания. "Когда мы говорим об абстрактных понятиях, мы подразумеваем под этим то, что понятия лишаются индивидуальных, отклоняющихся, случайных свойств явлений и выделяют их известную общую черту или общие черты, мысленно их фиксируют и определенным образом выражают в словах"23. Таким общим понятием, например, служит понятие преступления. Конкретные понятия выражают совокупности признаков или отдельные признаки конкретных предметов. По отношению к общему понятию преступления конкретным будет понятие преступления, описанного в любой статье Особенной части УК.

В науке и практике нередко употребляют термины "классификация" и "группировка" как равнозначные, тождественные. Практически именно так используются эти термины в обыденной речи: "Группа. 1. Несколько человек, животных, растений, предметов, находящихся близко друг от друга... 2. Внутренне связанное объединение... Группировать... объединять, соединять в группу, в группы, располагать группами; классифицировать... Группировка... собрание, объединение в группу, расположение группами; классификация..."24. Однако с логической точки зрения эти понятия отнюдь не одно и то же, не говоря о том, что понятие "группа" ни в логической, ни в философской литературе специально не выделяется. Логическое понятие "класс" означает объединение предметов по одному или нескольким существенным признакам. "Необходимо, чтобы в качестве основания для деления предметов (классификации - Р.Б.) брать наиболее существенные и важные в практическом отношении признаки"25. В.И. Веденин совершенно прав, когда пишет, что "понятие "класс" характеризуется знанием признаков исследуемых объектов. Если же в совокупности каких-то объектов не установлены общие характеристические признаки, то перед нами реальная группа объектов, объединенных лишь степенью близкого друг к другу расположения, природа и сущность которого нам неизвестна или не определена"26. И заключает: "Группы объектов существуют реально независимо от сознания человека, а классы объектов не могут существовать вне сознания и деятельности, вне установленных определенностей и достигнутых знаний"27. Именно осознание общности признаков служит необходимой предпосылкой построения подлинно научной классификации, выполняющей не только познавательную, но и прогностическую функции науки.

Как следует из изложенного, при описании процесса деления понятий, классификации используется термин "предмет". Но совершенно очевидно, что при этом не имеется в виду какой-либо предмет в его вещественном выражении, а речь идет о понятии предмета, что более точно следовало выразить термином "объект". Поскольку логическая классификация оперирует понятиями, а не реальными предметами, ее следует отличать от эмпирической, практической классификации - распределения реальных предметов по классам, родам и видам на основе научной логической классификации (от лат. classis - разряд, facio - делаю, - распределение). В реальной науке и практической деятельности обычно речь идет именно об эмпирических классификациях, однако имеющих действительно научную основу и подчиняющихся всем логическим правилам их формирования.

Систематизация, дополняемая классификацией, - необходимый элемент общей теории криминалистики. С ее помощью теория не только упорядочивает свое содержание применительно к предмету и объектам исследования, но и выражает собственную структуру, различия и переходы, а также внутренние связи между своими частями. Таким образом, система общей теории криминалистики, помимо сказанного, является и средством самовыражения теории вовне.

В то же время криминалистическая систематика, как раздел общей теории криминалистики, помогает разрешить проблему упорядочения всего содержания науки, построения ее системы, в которой находит свое место и общая теория криминалистики.

253

250 :: 251 :: 252 :: 253 :: Содержание

Соседние файлы в папке Белкин Р.С. Курс криминалистики