Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история С древнейших времен до наших дней. Учебное пособие.doc
Скачиваний:
498
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
4.92 Mб
Скачать

Схемы, таблицы, статистические материалы

Первый секретарь ЦК КП Белоруссии К.Т. Мазуров об идеологических воззрениях Н.С. Хрущева

«...почти каждую неделю он (Хрущев) звонил мне в Белоруссию и не толь­ко мне. Часто вызывал меня на ковер, но почти всегда по хозяйственным делам. Никаких политических вопросов. Идеология при нем была в загоне. В узком кругу он говорил о пропагандистах, что это бездельники, нахлебники, что они не нужны народу».

См.: Россия в ХХ веке. – Указ. соч. – С. 587.

Результаты гонения на личные подсобные хозяйства

«С конца 50–х гг. возобновились гонения на ЛПХ. В результате административного беспредела с 1958 г. по 1962 г. поголовье коров на личном подворье сократилось с 22 млн до 10 млн Все это не только подрывало у крестьян стимулы к труду, но и резко обострило продовольственную проблему, т.к. ранее крестьянское подворье давало более товарной продукции сельского хозяйства».

В.А. Исупов, И.С.Кузнецов. Указ. соч. – С. 121.

Итоги освоения целины в Красноярском крае

«Итогом героического труда целинников было освоено в 1958 г. свыше млн га целинных и залежных Земель. Посевные площади возросли на 40% ... Валовой сбор зерна в крае увеличился в 4,6 раза, а среднегодовые заготовки зерна в 1953–1958 гг. давали прибавку в 1,8 раза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.10. 1956 г. Красноярский край был награжден орденом Ленина».

Там же. – С. 387.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ

Н.С.Хрущев «О решении зерновой проблемы и возмож­ности освоения целинных и залежных земель». Из докладной записки в Президиум ЦК КПСС

22 января 1954 г.

«Дальнейшее изучение состояния сельского хозяйства и хлебозаго­товок показывает, что объявленное нами решение зерновой проблемы не совсем соответствует фактическому положению дел в стране с обеспечением зерном.

<…> Приведу некоторые цифры. В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народною хозяйства, значительным увеличением юродского населения и ростом реальной заработной платы из г. в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны. <…>

Потребность зерна на экспорт увеличивается как по продовольственному зерну, так и по зернофуражным культурам, однако из–за недостатка зерна пришлось экспорт определить на 1954 год в количе­стве 190 миллионов пудов (3120 тысяч тонн), тогда как потребность в экспорте определялась в размере 293 миллионов пудов (4800 тысяч тонн). <…>

Выводы о решении зерновой проблемы делались на основе данных видовой оценки урожая. Между тем эта оценка хотя и была ниже плановой урожайности, но значительно превышала фактический сбор зерна. В 1952 году валовой урожай по плану должен был составить 9,2 миллиарда пудов, по определению видовой урожайности на корню 8 миллиардов пудов, а фактический сбор зерна, по данным годовых отчетов колхозов и совхозов, составил 5,6 миллиарда пудов.

Видовая урожайность была завышена. Она складывалась по определению межрайонных инспекторов с учетом полученных заданий по заготовкам. Если видовая урожайность не совпадала с плановыми заданиями по натуроплате, то она межрайонными инспекторами поднималась, подправлялась под заданные цифры. Кроме того, при подведении итогов урожайности по Союзу в данные межрайонных инспекторов вносились дополнительные поправки всегда в сторону увеличения. Следовательно, определение видовой урожайности основывалось не на действительной видовой урожайности, а она подгонялась под заданное количество поступлений хлеба по натуроплате.

Таким образом, видовая урожайность была выше фактического сбора зерна не только на возможные размеры потерь урожая, но и за счет произвольных поправок.

Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна, с тем чтобы государство имело в своих руках в ближайшие годы по заготовкам и закупкам 2500 2600 миллионов пудов зерна продовольственных, фуражных, крупяных и зернобобовых культур.

Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех регионах страны.

На 1954 — 1955 годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 миллионов гектаров, из них в колхозах — 8,7 миллиона гектаров и в совхозах — 4,3 миллиона гектаров. В счет этого задания планом предусматривается расширение посевов зерновых в этих районах уже в 1954 году на 2,3 миллиона гектаров. Что даст освоение 13 миллионов гектаров?

Если принять сбор с одного гектара вновь освоенных земель только 10—11 центнеров, то мы получим дополнительно 800 – 900 миллионов пудов хлеба, из них товарного зерна по обязательным поставкам, натуроплате, закупкам и сдаче хлеба совхозами в количестве 500 — 600 миллионов пудов. Уже в 1954 году колхозы сдадут государству с этих земель 70 миллионов пудов зерна.

Практика работы колхозов и совхозов Сибири и Казахстана, где осваиваются залежные и целинные земли, показывает, что на таких землях урожаи зерновых культур составляют 15 и более центнеров с гектара, а передовые хозяйства получают 20 —25 и больше центнеров с гектара. Поэтому есть все основания принимать в расчет сбор зерна в размере не менее 14–15 центнеров с гектара. При этом валовой сбор зерна составит 1100–1200 миллионов пудов, а товарная часть 800–900 миллионов пудов. Таким образом, в 1955 году при расширении посевов зерновых культур на 13 миллионов гектаров и сборе зерна со всей площади в среднем по 10 центнеров с гектара валовой сбор зерна в стране составит 7,2 миллиарда пудов. <…>

Расширение посевов зерновых культур в восточных районах Союза и получение дополнительно в распоряжение государства 500 — 600 миллионов пудов хлеба позволит изменить существующую неправильную практику заготовок хлеба, при которой погектарные нормы обязательных поставок существуют лишь номинально, а фак­тически с колхозов берется хлеба столько, сколько можно с них получить. <…>

Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению. <…>

При такой системе планирования за колхозами накапливаются большие недоимки. На 1 января 1954 г. после произведенных списаний все же числится за колхозами недоимок, по предварительным подсчетам, 1,5 миллиарда пудов, то есть почти годовой план хлебозаготовок по колхозам.

Наличие больших недоимок дает возможность предъявлять колхозам требования по сдаче зерна независимо от выполнения ими обязательств текущего г.. Из сказанного следует, что действующие погектарные нормы во многих случаях теряют свое значение, а хлебозаготовки приобретают характер продразверстки.

<…> Расширение посевов зерновых культур в восточных районах и увеличение за этот счет поступлений зерна государству даст возможность при установлении новых норм уменьшить поступление зерна государству по обязательным поставкам и натуроплате за счет районов, где все земли освоены, примерно на 200 — 300 миллионов пудов. Но, чтобы не уменьшать государственных ресурсов, этот недобор зерна необходимо будет перекрывать за счет государственных закупок в районах, имеющих хороший урожай зерновых культур. <…>

Чтобы достичь у нас имеющегося в США уровня производства зерна в расчете на сто душ населения, необходимо наряду с дополнительным освоением в восточных районах под зерновые посевы 13 миллионов гектаров обеспечить также получение фактического сбора зерна в среднем по СССР в размере 15 центнеров с гектара». <…>

Хрущев Н.С. Строительство коммунизма в СССР и развитие сельс­кого хозяйства. Речи и документы. В 7 т., Т. 1. 1962. – М., – С. 85–100.