Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sbornik_2013.doc
Скачиваний:
246
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
1.29 Mб
Скачать

«Виртуальное» как системообразующий концепт национальной идентичности

Национальную идентичность как основную самоидентификационную модель в границах государства, системы, возможно отстраивать как «собрание мифов, идей и повествований, используемых господствующей группой или коалицией для удержания власти в обществе» [1]. Эта, по сути, технологическая дефиниция показывает работу системы как таковой. Нации как смысловой центр национальной идентичности трактуются Б. Андерсеном как «воображаемые сообщества». Собственно, национальная самоидентификация в качестве продукта «воображения» – проект, формирующийся при помощи дискурсивных практик. Но при этом Б. Андерсен не говорит о ложности или нереальности таких сообществ.

Нация является продуктом определенного способа воображения, а именно, технологического, распространяемого с помощью двух форм воображения: романа и газеты. Это «печатный капитализм» (аудио-визуальный капитализм сегодня). Визуальный капитализм рассматривается как основной механизм системы для выстраивания «виртуального». Интерес представляет структура этих двух форм воображения, так как основной элемент, присущий им обоим, – «гомогенность». Этот концепт обозначает совпадение во времени, измеряемое с помощью часов, при котором одновременность получаемой через печатные источники информации позволяет ощутить обращение ко всем (ко всему сообществу, т.к. нет примечаний для разделения информации по статусу или материальному благополучию) и к каждому отдельно (обращения ко мне здесь и сейчас как к одному из членов сообщества).

Сегодня контроль системы происходит в виде символического насилия с помощью технологических средств. Государство, имея доступ ко всем информационным источникам, создает систему означающих, которые могут быть отнесены к строго определенным означаемым в виде «словаря» смысловых приоритетов. Ф. Анкерсмит в «Возвышенном историческом опыте» представлял «словарь» как систему неких символических критериев, которые позволили бы создать наиболее убедительный нарратив истории в той или иной эпохе. Государство как создатель и хранитель «словаря» выступает источником того символического поля информации, в семантических границах которого субъект способен конструировать свою идентичность. Условием такого словаря должна быть, во-первых, его узнаваемость, т.е. апеллируемость к определенному опыту на рациональном либо иррациональном уровнях. Во-вторых, он должен быть динамичен, то есть, будучи, по существу, символическим полем, не являться замкнутым пространством, а представлять собой открытую систему для введения новых смысловых конфигураций. Имея монополию на конструирование и сохранение такого «словаря», государство может контролировать каждого субъекта, а также быть главнейшим критерием и источником смыслов для самоидентификации субъекта в его территориальном и смысловом пространстве.

Систему возможно представить как платформу для построения социальных взаимоотношений. В ней существует четкая иерархия на протяжении всех каналов от центра к периферии и замкнутость – система представляет собой «замкнутый круг» манипуляции и реакции.

В социальных Интернет-сетях фиксируется новая идентификационная модель – виртуальная идентичность. Она заключается в том, что пользователи Интернета обладают возможностью создать в сети «виртуальную личность», выдав себя за обладателя атрибутов, на которые они не могут претендовать в «реальной» жизни. «Виртуальную идентичность» можно рассматривать как «воображаемую», то есть она не «реальна» как таковая, но она «реальна» для каждого отдельного агента социальной действительности. Теорема Томаса хорошо показывает, как часто происходит путаница «реального» и «воображаемого». Если ситуацию определить как реальную, представить готовые диспозиции и распространить через средства массовой информации, то действия агентов будут вполне реальны для системы.

Механизмы построения иллюзорной действительности описываются двумя видами виртуализации: во-первых, «иллюзия» как четкая схема приобретенных диспозиций (самоконтроль); во-вторых, «иллюзия» как специально сконструированная диспозиция извне. Первый вид «виртуализации» представляется как система актуальных иллюзий человека, где иллюзия – это представление, сформулированное не на основе рационального познания, а лишь как иррациональное представление о факте. Второй вид – это мир управляемых представлений, т.е. специально сконструированных извне симуляций. Симуляция может пониматься как иллюзия, которая создана и передана аудитории посредством любых СМИ с целью воздействия на агентов.

Виртуализация и присущий ей тип идентификации не обозначает нереальность и отсутствие сообщества как нации. Это понятие обозначает невозможность агентов отличить «реальность» как способность выработки сознательного и критического собственного мировоззрения, и «виртуальность» как разделение чужого, механически навязанного извне мировоззрения.

Литература: 1. Андерсен Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсен // Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/anders/index.php - Дата доступа: 10.11.2011.

Белините Алина

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

(Россия, Москва)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]