Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_Psikhologia_Lichnosti[1].docx
Скачиваний:
155
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
943.86 Кб
Скачать

Тезисы логотерапии

•    Стремление к смыс­лу — первичная мотивационная сила в людях. Поиск смысла включает в себя и сознательную деятельность, и установление контакта с духовным бессозна­тельным.

•    Сознание, источники которого находятся в духовном бессознательном, может интуитивно раскрыть уникальные смыслы индивидуума в определен­ных ситуациях. Религиозное бессознательное существует в пределах духов­ного бессознательного.

•    Человеческая свобода — это «свобода для» принятия на себя ответственно­сти за осуществление смысла в сфере, ограниченной смертью и судьбой. Самотрансценденция, в рамках которой люди добираются до смысла вне себя, явля­ется важной характеристикой человеческого существования. Источники смысла включают в себя работу, любовь, страдание, прошлое и сверхсмысл.

•    Экзистенциальный вакуум имеет место тогда, когда люди страдают от ощу­щения внутренней пустоты и недостатка смысла в жизни. Экзистенциальная фрустрация возникает тогда, когда стремление к смыслу фрустрировано. Эк­зистенциальный вакуум сам по себе не является невротическим, но может вести и к развитию ноогенного невроза. Человечество становится все более невро­тическим, в состав широко распространенной невротической триады входят депрессия, наркомания и агрессия.

•   Причины формирования экзистенциального вакуума следующие: наличие у людей менее мощного, чем у животных, инстинктуального основания пове­дения, разрушение представлений о ценностях и традициях, тенденция к ре­дукционизму (к рассмотрению людей в качестве скорее детерминированных, чем детерминирующих существ).

•     Способы, с помощью которых люди сохраняют экзистенциальный вакуум, включают в себя подавление, уклонение от ответственности и уделение недо­статочно большого внимания самотрансценденции.                                                                                         

Цель логотерапии при наличии у клиентов экзистенциального вакуума и ноогенных неврозов — помочь клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевты — воспитатели ответственности. Кроме того, логотерапия эффективна в случаях психогенных неврозов и соматогенных психозов.

•    Логотерапия экзистенциальных проблем, в рамках контекста человече­ских отношений, сосредоточивается на повышении экзистенциального осо­знания и на содействии клиентам в поисках смысла. Используются следую­щие методы фокусировки на смысле: обучение клиентов принятию на себя от­ветственности за смысл, пониманию «голоса» собственного сознания, поста­новка перед клиентами вопросов о смыслах, увеличение количества потенци­альных источников смысла, извлечение смысла в ходе сократического диало­га, использование логодрамы, предложение смыслов и анализ сновидений.

•    Парадоксальная интенция и дерефлексия — логотерапевтические мето­ды, использующиеся для работы с психогенными неврозами.

•   Медицинское «пастырство», с помощью которого логотерапевты помога­ют клиентам находить смысл в страдании, рекомендуется при соматогенных психозах.

Понятие "духовные способности"

Понятие  «духовных способностей» введено в психологию и рассмотрено В.Н. Шадриковым. Анализ философской и психологической литературы показы­вает, что категория духовных способностей практически не раз­работана. Лишь в отдельных работах, например у Джемса, мы встречаем термин "духовные способности", но и здесь дело не доходит даже до определений. Понятие "духовные способности" отсутствует в толковых словарях: его нет как в толковом слова­ре В.Даля, так и в современных словарях. Более часто встреча­ется понятие "духовность", но не в психологической литературе, а в основном в религиозной и художественной. Как правило, ду­ховность связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает дух, душа. В этом слу­чае под духовными способностями понимают свойства духа, не­коего идеального познающего начала Я. В научной психологии нет необходимости исходить из принципа духа как активного на­чала личности.

Духовные способности мы будем трактовать как свойства, ха­рактеризующие функциональную индивидуальность человека. При этом индивидуальность человека мы понимаем, следуя за Б.Г. Ананьевым, как единство и взаимосвязь свойств человека как личности и как субъекта деятельности, в структуре которых функ­ционируют природные свойства человека как индивида.

Духовные способности можно понимать как единство и взаи­мосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, и способностей че­ловека как субъекта деятельности и отношений, выступающих в единстве с нравственными качествами человека как личности. Если обычно мы рассматриваем способности действия, то ду­ховные способности — это способности поступка.

Для понимания духовных способностей важно понять отно­шение категорий деятельности и поведения. Понятие "деятель­ность" выступает синонимом понятия "поведение" человека в широком смысле. Вместе с тем понятие "поведение" имеет спе­цифический смысл. Как отмечает С.Л. Рубинштейн «поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к моральным нормам. Самым существенным в нем является общественное, идеологическое, моральное содержание».

Духовные способности — это качество индивидуальности, определяющее качественную специфику поведения.

Духовное поведение безгрешно и добродетельно. Оно опреде­ляется добродетелями личности. С этих позиций духовные спо­собности выступают как добродетели личности. Добродетели же есть качества человека, выражающиеся в желании делать добро, в умении делать добро, в реальных добродетельных поступках. Добродетель всегда нравственна.

Единичный человек добродетелен, пока следует морали (все­общему), и в этом случае он духовен. Верхом грехопадения яв­ляется использование человеком другого человека в качестве средства для достижения своей цели. Такой человек греховен в своей сущности.

Вернемся к рассмотрению духовных способностей. Часто по­нятие "духовные способности" трактуют как синоним понятия "душевные способности". Здесь этимология понятия объясняет­ся пониманием способностей как свойств духа или души. Но са­ми духовные (душевные) способности понимаются как класси­ческие способности восприятия, памяти, мышления, чувствова­ния. Но такое понимание духовных способностей не продвига­ет нас вперед. Поэтому в научной психологии нет необходимо­сти обращаться к понятию духа или души. Говоря о духовных способностях, мы должны отойти от их обычного рассмотре­ния, как свойств индивида, обусловливающих успех выполнения и освоения деятельности. Или, если говорить более точно, как свойств функциональных систем, реализующих отдельные пси­хические функции, которые имеют индивидуальную меру выра­женности, проявляющуюся в успешности и качественном свое­образии освоения и реализации деятельности.

В духовных способностях индивид возвышается над обычны­ми способностями. Обычные способности выступают в роли того всеобщего, не постигнув которого, не развив их в себе, индивид не может подняться до духовных способностей. Духовные способ­ности вырастают из общих способностей. Это высшая стадия развития способностей. Духовные способности — это способности духовного состояния, которое формируется на основе как духов­ных ценностей личности, так и искушения отказа от долга сле­довать идее, вере, духовным ценностям.

Если сама способность мыслить есть свойство мозга, его осо­бой организации, то мы можем сказать, что организация мозга во многом определяется состоянием (физиологическим и духов­ным), а следовательно, в разных состояниях мозг может представ­лять разные сущности, И поэтому духовное состояние определя­ет и иную сущность мозга» другие его функциональные (интел­лектуальные) возможности позволяют по-иному мыслить.

В духовном состоянии — секрет творчества. Духовное со­стояние определяет отбор информации, характер ее обработки, ус­тановление отношений и характера обобщений. Духовное со­стояние повышает направленную проницательность ума индиви­да, выделяя те свойства объектов, которые позволили разрешить проблему, раскрыть истину.

Духовное состояние возникает как в случаях практической жиз­ни, так и в научном поиске, и в искусстве. Духовное состояние воз­действует на интеллект, т.е, "способность судить, размышлять и отвлекаться, которая называется в практической жизни благора­зумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницатель­ностью, в искусстве — творчеством и вкусом, в науке — способ­ностью открывать, обобщать и схватывать отношение».

Раскрывал связь творчества и духовного состояния надо учи­тывать эволюцию ума. Чтобы понять сложное, надо понять про­стое. Понимание сложного возможно при определенном уровне раз­вития и организации мозга. Существа, у которых нервные узел­ки почти независимы друг от друга или только намечается нача­ло единства нервной системы, не могут иметь сознания. Только у высших животных, может быть только у человека, мозг стал орудием мысли.

Генетически обусловленные предпосылки должны раскры­ваться в индивидуальной жизни путем постоянных упражнений. Эти мысли, высказанные Рибо более 100 лет назад, подтверждаются современ­ными исследованиями в области нейропсихологии, нейрофизиологии и генетики, в преодолении задач отношений индивида и среды. В этих упраж­нениях развиваются наследуемые способности человека. Нервные клетки, не обогащенные в предшествующих поколениях сложной информацией, лишенные физически и химически закреплен­ного ансамбля определенных функций, никогда не могли бы привести к формированию качеств, обеспечивающих сложные формы отражения действительности, развитие сознания. Вместе с тем, как бы ни был бо­гат наследственный код нервных клеток, без сложного многогранного раз­вития индивидуума в окружающей его физической и социальной среде формирование психологии оказалось бы также немыслимым.

Но для того чтобы привести свой ум в духовное состояние, тре­буется длительный путь подвижничества. И ведущую роль здесь играют теоретические и нравственные размышления. Идея духовных состояний находит подтверждение и при ана­лизе клинических данных. Различного рода психические расстрой­ства характеризуются синдромом помрачения, общими призна­ками которого являются «... нарушения ориентировки в месте, времени, обстановке, лицах, собственной личности; блеклость, неотчетливость, неопределенность, призрачность восприятий действительности; отгороженность, отрешен­ность; выключение больного из реальной обстановки; отрывочное, бес­порядочное, фрагментарное, часто бессвязное отражение объектов си­туации, ослабление и нарушение последовательности ассоциативных процессов, трудность воспроизведения событий и переживаний, имев­ших место в период помрачения сознания. Клиническому состоянию свойственна фиксация на идее од­носторонней направленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания. Эти признаки проявляются уже в случаях "сверх цен ной идеи" и прогрессируют в параноидаль­ных состояниях (рага около; noos — мысль, разум). Духовное со­стояние как бы противостоит клиническому состоянию. Оно, как уже отмечалось, характеризуется расширением сознания, яр­костью и ясностью отражения действительности, целостностью это­го отражения, углубленным пониманием собственного Я, четко­стью ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глубоким проникновением в ситуацию, уравновешенностью в отношениях, уверенностью в собственных силах, широтой и проницательностью мышления, позитивным настроением.

В основе природы духовных способностей лежит любовь — лю­бовь к человеку, отечеству, своему народу. Именно эта любовь тол­кает на поиски истины, на раскрытие истории и предыстории че­ловека и этноса. Но они покрыты тайной, и стремление ее рас­крыть направляет на возвышенное постижение, которое свойст­венно подвижникам, святым и пророкам.

В свете сказанного в полном смысле раскрывается проблема воспитания. Общие способности несут в себе черты всех людей, остаются внеисторическими, неизмененными. Они заключают в себе при­родное и универсальное. На базе этого универсального проявля­ется единичное, особенное, духовное. В единичных творениях «че­ловек обретает свое знание и волнение, свои идеалы и их проти­воположность, свои масштабы, свой образ мышления, свои сим­волы, сбой внутренний мир».

Через историю отдельных культур проходят безличностные, общезначимые знания и умения, присущие сознанию как тако­вому. В противоположность безличностному знанию выступают личностные знание и умение. На основе личностно-значимых знания и умения формируется духовность как способность тво­рить лнчностно-значимое, которое может стать и общественно зна­чимым, В этом личностно-значимом человек отражает себя, свое понимание, свой смысл, свои цели.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]