Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Anons_kak_raznovidnost_PR-texta_na_materiale.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
169.37 Кб
Скачать

3.2 Проблема деморализации современного языкового сознания

При создании телевизионного анонса профессиональному журналисту необходимо руководствоваться вкусом и мерой. Безусловно, трансформированные прецедентные высказывания в промотексте выполняют «шоковую» функцию, они помогают привлечь и удержать внимание зрителя, однако в тех случаях, когда речь идет о трагедии, подобная языковая игра выглядит неуместно.

«Артисты погорелого театра» (НТВ, анонс программы «Сегодня в 22:00», май 2005) — о пожаре в театре им. Станиславского и Немировича — Данченко; «Ледник тронулся!» (НТВ, «Главный герой», февраль 2008) - анонс сюжета о том, что в Кармадонском ущелье нашли обломки автомобиля съемочной группы Сергея Бодрова-младшего, пропавшего без вести во время схода ледника Колка.

Мастерство шеф-редактора программы не позволяет ему нарушать профессиональные этические нормы: ерничать, когда речь идет о гибели людей. Это бережное отношение к этическим предписаниям вызывает у телезрителя уважение, позволяет журналисту установить с аудиторией доверительные отношения. Таким образом, прагматический потенциал промотекста усиливается, уважение зрителей к телевизионной программе растет, подтверждается ее репутация качественного СМИ.

Однако так происходит далеко не всегда. Порой складывается ощущение, что у тележурналистов, регулярно освящающих гибель людей, постепенно появляется «профессиональная черствость», цинизм, они привыкают видеть слезы, горе, смерь. Возможно, неуместное использование прецедентных имен и высказываний, вызывающих комический или иронический эффект, когда речь идет о трагедии, - проявление защитной реакции психики журналистов. Но зрители воспринимают подобное речевое поведение как кощунство.

К сожалению, в условиях рейтинговых войн телевизионные журналисты все чаще воспринимают трагедии как шоу. Известен случай, когда популярный ведущий новостей сокрушался о том, что падение пассажирского самолета произошло «не на его эфирной неделе», и все лавры за высокие рейтинги достались его коллеге.

«Муссирование клубнички» — нарочитая сенсационность, скандальность, которая находит свое выражение в скабрезности, грубости, культивировании безобразного, устрашающе агрессивного. Тележурналисты часто используют амфиболию (двусмысленность) (нарушение тождества семантики слова посредством постановки его в такой контекст, в котором это слово одновременно реализует два разных значения), основанную на сексуальной тематике: "Сколько берут за ночь звезды «Камеди Клаб»?" ( «Русские сенсации», НТВ, серия №43).

Журналисты активно эксплуатируют в телевизионном закадровом тексте «шоковую» функцию прецедентных феноменов. Особенно это было распространено в анонсах таких «желтых», массовых программ НТВ, как «Программа Максимум» и «Русские сенсации».

В процессе коммуникации, с демонстративным нарушением журналистом этических норм, зритель чувствует неуважение к себе, испытывает явный дискомфорт, прагматический потенциал промотекста снижается.

Примеры грубого нарушение этических норм: явное паразитирование на таких базовых психологических концептах, как страх, секс насилие. «Это одно из языковых следствий общей ментальной тенденции СМИ - экспансии низменного, т.е. осмысление жизни через призму человеческого низа - общественного, биологического и языкового» [Сурикова, 2007: 142], - пишет Т.И. Сурикова, анализируя этический аспект языка СМИ. Но большинство образованных людей устали от телевизионного «треша» (от англ. «мусор») и делают все, чтобы оградить от подобной «грязи» своих детей, то есть вместо того, чтобы смотреть анонсируемый подобным образом документальный фильм, они просто выключают телевизор. Таким образом, автору промотекста необходимо помнить о «принципе коммуникативного сотрудничества, гармонии интересов адресата и адресанта» [Сурикова, 2007: 143]. В противном случае престиж журналистской профессии продолжит падать, а вслед за этим сократятся рейтинги программ, окончательно потерявших доверие аудитории.

Не стоит забывать и о том, что использование в промотексте прецедентных феноменов сомнительного свойства чревато судебными исками о защите чести и достоинства граждан, о которых идет речь в тексте анонса. Правда, условия современного шоу-бизнеса таковы, что звезды эстрады не только не возражают против такого бестактного упоминания в телевизионных анонсах, но даже сами пытаются договориться с журналистами о подобной «рекламе». Любопытен случай, когда журналист «Программы Максимум», НТВ использовал в закадровом тексте прием атрибутивной номинации и назвал солисток группы «Шпильки» «Поющие трусы». Продюсеры музыкального коллектива решили интеллектуально переиграть «обидчика» и придумали оригинальный PR-ход: солистки группы разработали дизайн новой коллекции женского белья.

Современным журналистам необходимо понимать, что старшее поколение, в отличие от молодежи, обладает определенным «иммунитетом», т.к. было воспитано и обучено советской школой и вузом, которые продолжали традицию русского системного дисциплинарного знания. Взрослые люди могут противостоять «чернухе», которая в последние годы хлынула с телевизионных экранов. Современные подростки в этом отношении абсолютно не защищены. У них формируется «мозаичная» культура, которая дает большой объем знаний, но не предполагает наличие аксиологической шкалы, системы как таковой. Новое поколение не может самостоятельно разобраться, в том, что такое хорошо, что такое плохо. К сожалению, очень часто, услышав в телевизионном анонсе фильма о голых знаменитостях фразу: «Если звезды раздеваются — значит это кому-нибудь нужно», подростки начинают всюду ее повторять. Конечно, кому - то из молодых людей родители и педагоги объяснят, что это трансформированное прецедентное высказывание, восходящие к тексту В. Маяковского. Но после этого творчество В. Маяковского в сознании молодежи начинает ассоциироваться исключительно с обнаженными артистами в кино, на телеэкранах и в прессе.

В последние время в журналистских текстах очень активно используются прецедентные феномены библейского происхождения. Это наблюдение позволяет говорить о процессе десакрализатции современного языкового сознания. Исследуя этот вопрос, И.В. Анненкова пытается выяснить, какие понятия имеют статус сакральных. Проведенный ею анализ показывает, что «священные понятия формируются внутри религии, выходят из нее, непосредственно с ней связаны» [Анненкова, 2008]. Таким образом в системе священных понятий на первом месте стоят тексты Священного Писания (причем речь идет о всех авраамических религиях: христианстве, мусульманстве, иудаизме), а также согласно православной традиции (В России 85% населения исповедуют православие), события и имена Священного Предания. Сюда же следует отнести названия таинств, обрядов, предметов культа и т.п. В. М. Живов, рассматривая кощунственную поэзию в системе русской культуры, пишет о том, что в традиционной («допетровской») системе православной культуры всякая игра с сакральными текстами или церковным обрядом «не может не восприниматься как кощунство»; священные тексты могут появляться лишь в сакральном контексте» [Живов, 2002: 641]. На примере закадровых текстов промороликов НТВ рассмотрим, каким образом происходит десакрализация священных понятий: В анонсе документального фильма Андрея Лошака «Антихрист-суперстар», рассказывающего о людях, которые выбрали «богохульство как путь к скандальной славе», звучит фраза: «Ради красного словца не пожалеет ни отца, ни сына, ни святого духа» (НТВ, «Антихрист — суперстар», 11.06.05). Большинство зрителей видит в этой фразе пример хорошей языковой игры — контаминацию пословицы и прецедентного высказывания, восходящего к тексту молитвы, емкую и образную формулировку основной идеи программы. Однако верующие люди воспринимает подобную "удачную" фразу только как оскорбление религиозной святыни, насмешку. Получается, что, рассказывая о десакрализации западноевропейского сознания, моде на богохульство (в качестве примера А.Лошак приводит мировую славу Мэрлина Мэнсона), автор анонса начинает сознательно кощунствовать.

Образ смерти также активно эксплуатируется телевизионными журналистами, что способствует десакрализации этого понятия. И.В. Аненкова отмечает, что, в отличие от западного архетипа, русский культурный архетип рассматривает смерть, во-первых, не как ужасное событие и явление, а как естественный конец земного существования, границу между миром здешним и миром загробным. Причем загробный мир является таким же реальным. Смерть — это то, что примиряло врагов, сближало любящих и настраивало человека на покаяние и осознание своих грехов. Традиционно смерть понятие прежде всего духовное. Но сегодня сакрально-мистическая подоплека смерти, органичная для русской духовной традиции, русской картины мира, стирается. В анонсе фильма А. Лошака «Лекарство от смерти», посвященного поискам эликсира бессмертии, показана дорогостоящая технология омоложения политиков и бизнесменов путем вкалывания стволовых клеток человеческих зародышей. За кадром звучит следующий текст: «Неужели нас всех переживет Брынцалов? Возьмут ли простых смертных в вечную жизнь? Лошак: «Можно ли заморозить душу? (НТВ, «Лекарство от смерти», 05.03.05).

Журналист употребляет прецедентное имя «вечная жизнь» в буквальном значении, вызывая тем самым иронический эффект. О смерти говорится как о физическом акте, которого в скором будущем вообще можно будет избежать, благодаря новейшим технологиям. Таким образом, понятие смерти постепенно выходит из координат священных символов христианской культуры.

Еще один прием десакрализации образа человека, низведения его до чисто физиологического уровня — это активизация прецедентных феноменов, раскрывающих тему телесного низа. И.В. Аненкова пишет о том, что триада Дух — Душа — Тело составляют полноту христианского представления о человеке. Изъятие двух первых компонентов и гипертрофированная акцентация последнего полностью искажают место человека в общей картине мира.

Авторы промотекстов обязаны противостоять описанным выше разрушительным тенденциям и ни в коем случает не подрывать собственными силами культуру родной страны. Нарушение журналистом этических норм часто приводит к коммуникативному провалу. Поскольку языковые средства, выбранные автором, демонстрируют его отношение к аудитории, которую он, очевидно, воспринимает как недостаточно образованную, не заслуживающую уважения. То, что современные журналисты позволяют себе речевое поведение, которое считают недопустимым в межличностной коммуникации, оскорбляет умного, эрудированного зрителя. Адресат (зритель) испытывает дискомфорт, так как его этическая позиция принципиально не совпадает с позицией адресанта (автора текста) и выключает телевизор. Телеканал теряет наиболее интересную для рекламодателя аудиторию. И сам жанр анонса, призванный привлечь аудиторию, в этом случае не выполняет свою стилистическую задачу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]