Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
русский язык / Goltcova (2).doc
Скачиваний:
642
Добавлен:
08.03.2016
Размер:
972.29 Кб
Скачать

Категория числа

1. Грамматическая категория числа. 2. Способы выражения категории числа. 3. Из истории грамматической категории числа в русском языке. 4. Существительные singularia tantum. 5. Существительные pluralia tantum. 6. Синонимия форм числа в русском языке.

Категория числа — словоизменительная категория, выражающая противопоставление единичности–множественности предметов. В современном русском языке различаются формы единственного и множественного числа: сестра — сестры; земля — земли; волк — волки; ключ — ключи; место — места; море — моря; лошадь — лошади и т. д.

Категория числа выражается в основном морфологически, т. е. при помощи окончаний. Однако дополнительно используются и другие средства:

1. Изменения в основе существительного (усечение, наращение, чередование суффиксов):

вологжанин — вологжане; сын — сыновья; брат — братья; козленок — козлята.

2. Ударение:

город — города; учитель — учителя; волна — волны; озеро — озёра, колесо — колёса, дерево — деревья.

3. В редких случаях супплетивизм основ:

человек — люди; ребёнок — дети.

Показателем числа являются и формы согласуемых слов (прилагательных, местоимений и причастий): новая куртка — новые куртки; красивое платье — красивые платья; прилежный ученик — прилежные ученики. Только при помощи этих слов, т. е. синтаксически выражается число несклоняемых существительных: маленький колибри — маленькие колибри; резвый шимпанзе — резвые шимпанзе и т. п.

В древнерусском языке категория числа была трехчленной: помимо ед. и мн. числа выделялось еще и двойственное, т. е. когда речь шла о двух предметах, использовались особые формы: столh (ед. ч.) — стола (дв. ч.), столи (мн. ч.); село (ед. ч.) — селh (дв. ч.), села (мн. ч.); сестра (ед. ч.) — сестрh (дв. ч.) — сестры (мн. ч.) и т. д. Формы дв. ч. широко используются в памятниках письменности и в произведениях древнерусской литературы, например, в “Слове о полку Игореве”: Ту ся брата разлучиста на брезh быстрый Каялы (тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы). Но уже в XIV-XV вв. двойственное число, заменяясь формами множественного числа, утрачивается. Таким образом, противопоставление единичности / парности / множественности уступает место противопоставлению единичности любой множественности предметов, что свидетельствует о более высокой ступени абстракции.

Однако следы дв. ч. в русском языке довольно значительны. Так, формы им. п. мн. ч. берега, рукава, бока, глаза являются по происхождению формами им. п. дв. ч. Эти существительные, обозначающие парные предметы, исключительно редко употреблялись по отношению к множеству предметов (обычно имеются в виду два берега, два рукава и т. д.), поэтому мн. число от них (рукави > рукавы и т. п.) не сохранились, а после утраты двойственного числа и его забвения в языковом сознании говорящих формы на – а стали восприниматься именно как формы мн. ч. То же самое произошло и с существительными ср. р. плечо, колено, ухо, око, которые в им. п. мн. ч. закрепились с окончанием двойственного числа – и (из h) вместо закономерных для слов ср. р. форм на – а: плеча, колена и т. д. Впрочем, в художественной литературе формы с окончанием –а, архаические и нежизнеспособные, изредка встречаются: И пал без чувств он на колена, достойный казни ждет измена (А. С. Пушкин); Соболью шубу на плеча накинул он – в руке свеча (М. Ю. Лермонтов); Вынувши шинель, он весьма гордо посмотрел и, держа в обеих руках, набросил весьма ловко на плеча Акакию Акакиевичу (Н. В. Гоголь).

Наречие воочию – это бывшее сочетание предлога в с род.– местн. пад. дв. ч. слова око.

С историей дв. ч. связано употребление род. п. ед. ч. в сочетаниях существительных с числительными два, три, четыре: два стола, три друга, четыре окна. Действительно, с точки зрения здравого смысла использование ед. ч. здесь неуместно. Первоначально после слова два существительные имели формы дв. ч. (два стола), а после слов три, четыре – формы множественного (три столи, четыре столи). Однако после утраты дв. ч. формы типа стола стали осознаваться как род. п. ед. ч., а затем окончание – а закрепилось у существительных и после слов три, четыре, поскольку числительные два, три, четыре во многом имели общую судьбу (см. об этом ниже).

Особенностью древнерусского языка было то, что категория числа была универсальной, т. е. охватывала все существительные, включая отвлеченные, вещественные и собирательные. В современном русском языке дело обстоит иначе: многие существительные имеют форму только одного из чисел, что зависит от семантики слова, принадлежности его к тому или иному лексико–грамматическому разряду.

Только формой ед. ч. обладают следующие слова (их называют singularia tantum):

1) вещественные имена существительные (обозначающие вещество, материал): молоко, масло, мясо, сахар, мёд, вино, вода, золото, серебро, нефть и т. д.;

2) собирательные существительные, т. е. слова, обозначающие совокупность лиц или предметов: учительство, студенчество, детвора, молодежь, профессура, беднота, бельё, листва, вороньё и т.п.;

3) имена существительные отвлечённые (абстрактные): белизна, синева, красота, радость, печаль, любовь, ненависть, доброта, ходьба, бегство, влажность и т. п.;

4) имена собственные, употребляющиеся как индивидуальные названия предметов или лиц: Европа, Москва, Волга, Владимир и т. д.

Вещественные, отвлеченные и собственные имена существительные в некоторых случаях все же могут употребляться во множественном числе, однако при этом у них происходят изменения в семантике.

Так, например, вещественные существительные во множественном числе могут обозначать не само вещество, а его сорта, марки3 (масло — маслá: животные, растительные, технические и т. д.). Или: не само вещество, а площади, занятые этим веществом (песок — пески. Ср.: дети играли в песке — экспедиция заблудилась в песках пустыни).

Абстрактные (отвлеченные) имена существительные во множественном числе конкретизируют свою семантику. Ср.: чтение — ‘процесс’ и Ломоносовские чтения — ‘посвященные кому-либо” и т. п.

Примечание. Никогда не образуют форм множественного числа отвлеченные имена существительные на –щин(а) (военщина, дедовщина и под.), а также существительные, восходящие к именам прилагательным среднего рода на –ое, -ее (разумное, доброе, вечное).

Собственные имена существительные во множественном числе могут обозначать либо род, семью (Вечером мы пойдем к Ивановым), либо тип человеческого характера (Молчалины блаженствуют на свете. А. С. Грибоедов).

Примечание. В некоторых случаях между формами единственного и множественного числа имен существительных существуют стилистические различия. Например: получить деньгу вм. деньги (прост.), сесть в кресла вм. кресло (устар.) и т. п.

К существительным, имеющим только формы мн. ч. (pluralia tantum), относятся в основном следующие группы:

1) названия парных или составных предметов: брюки, вожжи, очки, сани, ножницы, перила, ворота, грабли, вилы, подметки, усы, часы, носилки, щипцы, плоскогубцы, бусы и т. п.;

2) некоторые вещественно–собирательные существительные: щи, дрожжи, сливки, духи, чернила, сласти;

3) Существительные, обозначающие отвлеченные понятия: дрязги, враки, финансы;

4) названия игр: прятки, городки, шахматы, шашки;

5) названия временных промежутков: каникулы, сутки, сумерки,будни;

6) географические названия: Карпаты, Бронницы, Люберцы, Мытищи.

В русском языке нередко встречаются случаи, когда единственное число имен существительных употребляется в значении множественного 4, например: Отсель грозить мы будем шведу…(А. С. Пушкин). Ср.: (грозить) шведам. Подобное употребление возможно в следующих случаях:

— у конкретных существительных в собирательном, обобщающем значении: Основной пищей для тигра в Ленкорани был кабан и в меньшей степени благородный олень. (И. Б. Шишкин) [Ср.: пищей для тигров вообще являются кабаны и олени];

— при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков: Тигр в отличие от льва – зверь скрытный и молчаливый (Научн.) [т. е.: все тигры в отличие от всех львов];

— если есть указание на то, что одинаковые предметы принадлежат всем (всему) в данном количественном ряду или находятся в одинаковом к ним отношении: Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком (А. С. Пушкин) [т. е.: каждый мужик утирал себе слезы своим кулаком].

Дидактический материал

I.Объясните употребление единственного числа выделенных имен существительных в значении множественного. Выделите группы таких слов по их семантико-стилистической принадлежности.

1. Грибово – единственное место на Черемшанке, где не держится комар (Ф. Абрамов). 2. – Какой приметы? что свист деньгу выживает (А. С. Пушкин). 3. Дуб, лесная груша, клен, вишняк и терновник, чилига и рябина ... карабкались по всей горе, от низу до верху (Н. В. Гоголь). 4. Бьются кони, грозно машут головой (С. Есенин). 5. Бревно на избах было темно и старо (Н. В. Гоголь). 6. С берез, неслышен, невесом, слетает желтый лист (М. Исаковский). 7. Не пойте над ними надгробных стихов, слезой не скверните их прах! (Л. И. Пальмин). 8. Всякого зверя и в степях и лесах было невероятное количество (С. Т. Аксаков). 9. Кругом стояли ее домашние: слуги в черных кафтанах, с гербовыми лентами на плече и со свечами в руках; родственники в глубоком трауре (А. С. Пушкин). 10. Бунтовщики потупили голову (А. С. Пушкин).

II. Из приводимого ниже списка выберите имена существителъные, употребляющиеся только в единственном числе. Как называются такие существительные в лингвистике? Если слово может употребляться во множественном числе, то укажите присущие им смысловые и стилистические оттенки. Все имена существительные разбейте на семантические группы.

Год, глупость, ложь, вино, ветер, шум, масло, вечность, книга, ель, человек, листва, малина, черешня, рожь, злость, шорох, божество, печаль, песок, вечер, север, юг, вода, кресло, чтение, мороз, месяц, снег, зеркало, спирт, молоко, Чичиков, гора, лесть, бронза, жара, сахар, библиотека.

III.Объясните употребление конкретных, отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе. Укажите смысловые и стилистические оттенки форм множественного числа выделенных существительных.

1. Он задумчиво сидел в креслах (И. А. Гончаров). 2. К Прасковье Федоровне в дом во вторник зван я на форели (А. С. Грибоедов). 3. Подсыхали до срока тощие ржи и овсы (И. Бунин). 4. В гостиной, за фортепьянами, сидела Софья (И. С. Тургенев). 5. Недели через две-три начались морозы, и река стала (Л. Андреев). 6. – В горохах, – сказала старуха (Н. Некрасов). 7. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (И. С. Тургенев). 8. Животные жиры, как правило, твердые вещества. Растительные жиры чаще бывают жидкими, их называют еще маслами (Научн.). 9. Жизнь – обман, но и она порою украшает радостями ложь (С. Есенин). 10. Туркины принимали гостей радушно (А. П. Чехов). 11. Прозрачным сумраком подернуты пески (В. Брюсов). 12. При щелочном гидролизе образуются соли высших жирных кислот, называемые мылами (Научн.). 13. Картины, мраморные статуи, бронзы… поразили его (А. С. Пушкин).

Соседние файлы в папке русский язык