Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лукашук - Современное право международных договоров_Т.2, 2006.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
08.03.2016
Размер:
2.5 Mб
Скачать

2. Специальные ограничения полномочий на выражение согласия государства или международной организации

В международном праве издавна существует положение, согласно которому инструкции, выданные представителю, ведущему переговоры, являются внутренним документом делегации. Х. Уолдок предложил проект статьи, по которому, если полномочия представителя ограничены определенными положениями, то несоблюдение им этих ограничений не влияет на действительность согласия. Исключением является случай, когда эти ограничения доводятся до сведения других договаривающихся государств. Это положение касается, прежде всего, случая нарушения представителем выданных ему инструкций. В комментарии Комиссии говорилось, что "специальные инструкции не влияют на согласие с договором, выраженное представителем, если они только не были доведены до сведения другого государства или других государств" *(384).

Если договор подлежит последующему одобрению органами государства, то эта проблема не имеет особого значения. Определив, что выход за пределы инструкций дал отрицательные результаты, государство отклоняет одобрение. Одобрение договора, принятого с выходом за пределы инструкций, означает обоснованность поведения представителя. Поэтому речь идет о случае, когда договор принимается окончательно, несмотря на имевшее место нарушение инструкций. Практике известно очень мало случаев отказа от договора в результате нарушения представителем предоставленных ему инструкций.

Комиссия международного права сочла, что для обеспечения безопасности международных сделок правило должно состоять в том, что данные государством специальные инструкции своему представителю могут иметь значение для других государств, если они были доведены до их сведения до заключения договора *(385).

На Венской конференции 1968-1969 гг. предложенная статья получила одобрение. Отдельные поправки носили в основном редакционный характер *(386). В конечном счете было сочтено, что предложенная Комиссией формулировка является оптимальной. Статья была принята единодушно: 101 голосом - "за", "против" и воздержавшихся не было *(387).

Комиссия международного права предлагала два пункта статьи. Один из них касался государств, а другой - организаций. При этом различия были несущественны *(388). С учетом этого на Венской конференции 1986 г., обсуждавшей право договоров с участием международных организаций, статья была принята как единая для государств и международных организаций *(389).

Согласно ст. 47 "Специальные ограничения правомочия на выражение согласия государства или международной организации" если правомочие представителя на выражение согласия государства или международной организации на обязательность конкретного договора обусловлено специальным ограничением, то на несоблюдение представителем такого ограничения нельзя ссылаться как на основание недействительности выраженного им согласия, при условии что участвовавшие в переговорах государства и организации не были уведомлены об ограничении до выражения представителем такого согласия.

Приведенное положение соответствует общему правилу об ответственности в случае нарушения указаний, закрепленному в ст. 7 Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния: "Поведение органа государства, или лица, или образования, уполномоченных осуществлять элементы государственной власти, должно рассматриваться как деяние данного государства по международному праву, если орган, лицо или объединение действуют в этом качестве, даже если оно превышает свою власть или нарушает указания".