Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копия учебного пособия по геополитике.doc
Скачиваний:
85
Добавлен:
08.03.2016
Размер:
1.32 Mб
Скачать

2.2.4. Россия и Франция

Одним из сильных политических ходов РФ могло бы явиться сближение с Францией. Дуализм географического положения последней (одновременно и морская, и сухопутная держава) заставлял ее немедленно реагировать на любые геополитические изменения. Потеряв колониальные владения в начале 1960-х гг., Париж стал особенно опасаться чрезмерного усиления Германии, и чтобы иметь возможность противостоять ему, обзавелся собственными ядерными вооружениями: баллистическими ракетами средней дальности, стратегической авиацией, космическими системами слежения, подводными атомными ракетоносцами, авиа­носцами и крейсерами.

  • В условиях биполярного мира внешняя политика Франции заключалась в лавировании между двумя сверхдержавами: СССР и США. Теперь же, когда Россия слаба, а атлантисты стараются присвоить себе функции вершителей судеб европейских народов и наращивают военное присутствие на континенте под прикрытием «миротворческих сил», французский генералитет все чаще вспоминает о существовании Москвы, ведь русские все еще остаются единственными, кто способен нанести Америке невосполнимый урон.

Так, министр обороны Французской республики Ален Ришар считает, что нашим странам пришло время скорректировать свою военную доктрину и обсудить вопрос о совместной обороне и безопасности. В 1998 - 1999 гг. Москвой и Парижем утвержден план сотрудничества в этой области, предусматривающий интенсивные консультации высших офицеров генеральных штабов и командующих армиями. На уже прошедших встречах рас­сматривались такие вопросы, как управление кризисами, безо­пасность в Европе, концепции реформирования вооруженных сил, разработка новых воен­ных программ, включая ядерные и т.д. Намечено проведение совместных оперативно-тактических учений и стажировок военачальников. Налажено технико-экономическое сотруд­ничество в освоении космоса и аэронавтике. Однако, как Германия, так и Франция продолжают отстаивать идею продвижения НАТО на восток.

  • В конце марта 1998 г. в подмосковной резиденции «Бор» на встрече президентов России, Франции и канцлера Германии была предпринята попытка создать «большую тройку». Обсуждались прежде всего гуманитарные проблемы. Ширак и Коль рассчитывали за счет расширения экспорта увеличить занятость и сократить уровень безработицы в своих странах, который приблизился к 12%-ой отметке. Стороны заявили о необходимости начать строительство трансна­ционального транспортного коридора Лондон - Париж - Бер­лин - Варшава – Москва с целью создания «единого всеевропейского пространства». Высказывалось опасение, что если США перехватят инициативу и соорудят туннель под Беринговым проливом, то Урал, Сибирь и Дальний Восток станут «продолжением» Америки.

Саммит продемонстрировал, что между его участниками нет серьезных противоречий. Тем не менее, представлять дело таким образом, будто Россия уже вошла в «большую Евро­пу», было бы ошибкой.

2.2.5. Россия и Италия.

Отношения между РФ и Итальянской республикой в начале XXI в. характери­зуются как дружеские. Между ними нет серьезных политических, экономических и территориальных проблем. После падения фашистского режима Б.Муссолини в 1945 г. и вплоть до последнего времени Италия не играла самостоятельной геополитической роли. Однако, сейчас она энергично наверстывает «упущенное». Ее активность особенно заметна на Востоке и в России.

  • Идеологическим обоснованием для усиления контактов в этом направлении выступает концепция европейского континентализма, разрабатываемая политологом К.Террачано - сотрудником миланского журнала «Орион». Ученый полностью разделяет идею единого евразийского государства, хотя и настаивает на этнокультурной дифференциации и относительной самостоятельности регионов. Акцент на упрочении российско-итальянских связей сочетается у него с утверждением о том, что в борьбе с атлантизмом ведущая миссия принадлежит исламскому миру – наиболее последовательному выразителю континентальных геополитических интересов. При этом Европа видится К.Террачано в качестве плацдарма русско-исламского антимондиалистского блока, который один только может привести к подлинному европейскому возрождению.

Надо сказать, что позиции России и Италии в сфере международной политики во многом сов­падают, а сотрудничество в экономике и торговле, как показал исторический опыт (например, строительство ВАЗа, совместное участие в сооружении нефте- и газопроводов) весьма продуктивно. В настоящий момент реализуется новый проект, соединяющий в себе бизнес и культуру: на крупных итальянских предприятиях проходят обучение сотни российских менеджеров.

  • Ре­шающим фактором в отношениях двух стран является важное в геополитическом плане местополо­жение Италии в центре большого и сложного региона – Средиземноморья - прародины современной цивилизации. Восстановление транспортных магистралей, ранее связывавших Советский Союз с Балканами и Ближним Востоком объективно выгодно и Риму. Для него это один из основных каналов поступления сырья, экспорта продовольствия и бытовой техники. Итальянцы очень бы хотели превратить Средиземноморье в эпицентр новой волны экономического роста. Именно этим объясняется их стремление к достижению прочного мира на Ближнем Востоке и установлению конструк­тивного диалога между христианским и исламским миром. И Россия, по их мнению, все еще способна стать главным действующим лицом в решении этих вопросов.

Италия ратует за повышение статуса Москвы не только в Средиземноморье, но и в Европе, а также за предоставление ей эконо­мических, таможенных и инвестиционных льгот. Под­держивая, в целом, расширение НАТО на Восток, Рим призывает делать это осторожно и постепенно, с учетом позиции Кремля, чтобы не вызвать новый виток напряженности, чреватый катастрофическими последствиями.

  • Ряд итальянских политических деятелей (Р.Проди) считает, что полная интеграция России в европейские структуры - более важная и достойная цель, чем совершенствование североатлантического альянса. Ведь когда разные страны связаны согласованной таможенной политикой и общими экономическими институтами, то возникающие между ними отношения гораздо прочнее, чем просто военный союз.

Итак, очевидно, что в геополитическом, экономическом и культурном планах Италия представляет для России в долгосрочной перспективе потенциального союзника, заинтересованного в создании могополюсного и взаимозависимого мира, в котором доминирует сотрудничество, а не противостояние.