Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Semeynaya_psikhoterapia / Otvety_semeyn_psikh_20-40.docx
Скачиваний:
75
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
139.99 Кб
Скачать

23

Аккомодация - это  техника присоединения к семье путем подражания стилю и особенностям  поведения членов семьи. Она имеет две основных составляющих. Во-первых,  психотерапевт предпринимает определенные усилия с тем, чтобы приспособиться к  стилю поведения, принятому в семейной системе. Завоевать внимание семьи  удается благодаря модификации собственного поведения, но последующие переживания  необходимо концептуально организовать. Об успешной аккомодации свидетельствует  готовность каждого члена семьи поделиться с психотерапевтом своими  переживаниями.

Вторым компонентом  техники аккомодации является признание и уважение существующей семейной  структуры. Поначалу психотерапевт играет по правилам семьи до тех пор, пока не  удастся исподволь ввести новые. Один из способов аккомодации к семейным правилам -  обращаться к членам семьи через добровольного посредника из их числа. В каждой  семье вырабатываются собственные, уникальные способы такого взаимодействия.  

Все попытки  психотерапевта осуществить вмешательство, прежде чем будет создана терапевтическая  система, будут отвергнуты семьей. Проблемы неизбежны и в том случае, когда  психотерапевт неверно понимает смысл аккомодации, путая ее с общительностью и  приветливостью. Присоединиться не значит быть особенно сговорчивым или дружелюбно  настроенным; это значит быть вместе с семьей.

Отслеживание.

Отслеживание  семейной коммуникации напоминает техники отношений, заимствованные из  клиент-центрированной психотерапии (Rogers, 1961). Нерегламентированные  вопросы, отзеркаливание содержания разговора и эмоций вкупе с  предупредительным поведением помогают психотерапевту наладить контакт с семьей. Более  сложные техники отслеживания подразумевают умение «слушать третьим ухом». При этом  психотерапевт реагирует на такие мысли и чувства, на которые не удается ответить  самим членам семьи. Иногда описание паттернов коммуникации облегчается при  использовании метафор. Преобразование  семейной реальности с помощью метафор происходит за счет отслеживания  коммуникации в семье, как на уровне ее содержания, так и самого процесса.  Отслеживание, как одна из форм аккомодации, эффективно лишь в том случае, когда  психотерапевт настраивается на язык семьи, вместо того чтобы навязывать свой  собственный.

Мимесис.

Мимесис по-гречески означает  «подражание» или «копирование». С. Минухин (Minuchin, 1974) пользуется этим термином для обозначения аспектов техники  присоединения, связанных с необходимостью для психотерапевта перенять стиль, настроение,  позу членов семьи. Если психотерапевт снимает галстук и пиджак при работе с  семьей с низким социально-экономическим статусом, это значит, что он использует  мимесис. Кроме того, психотерапевт может поделиться с членами семьи личными  переживаниями по поводу аналогичной собственной проблемы. Опытные психотерапевты  структурного направления пользуются имитацией по большей части без особого умысла,  просто руководствуясь естественным стремлением присоединиться к семейной  системе.

Вместе с тем  психотерапевт может использовать мимесис при взаимодействии лишь с одним из членов  семьи (например, принимая ту же позу), чтобы к нему подстроиться. Как правило, в  этом случае его цель состоит в создании временной коалиции с этим членом семьи для  изменения расстановки сил.

В структурной семейной  психотерапии аккомодация одновременно является вмешательством, а вмешательство  нельзя осуществить без аккомодации.

24

Существуют три основные стратегии структурной семейной терапии, каждая из которых пользуется определенным набором приемов. Это вызов симптому, вызов семейной структуре и вызов семейной реальности.

Вызов, брошенный симптому

В семье, которая обращается за терапевтической помощью после длительной внутренней борьбы, обычно в качестве носителя проблемы выделен один из ее членов. Она обрушивает на терапевта всю историю своей борьбы, все решения, которые были испробованы, и неудачи всех своих попыток. Однако терапевт вступает в терапевтическую ситуацию, исходя из того, что семья заблуждается. Проблема заключается не в идентифицированном пациенте, а в определенных стереотипах взаимодействий внутри семьи. Решения, испробованные семьей, — это стереотипные повторения неэффективных взаимодействий, способные лишь усиливать аффект, не вызывая изменений. Наблюдая за тем, как члены семьи организованы вокруг симптома и его носителя, терапевт может произвести “биопсию взаимодействий” — выявить те реакции, которые предпочитает данный семейный организм и которые семья все еще продолжает не к месту применять в ответ на текущую ситуацию.

Сторонник стратегической терапии рассматривает симптом как защитное решение: носитель симптома приносит себя в жертву, чтобы защитить семейный гомеостаз. Сторонник структурной терапии, воспринимая семью как организм, видит в этой защите не целенаправленную, “полезную” реакцию, а ответ организма на стресс. Остальные члены семьи в такой же мере являются носителями симптома. Поэтому задача терапевта — поставить под сомнение существующее в семье определение проблемы и характер реакции на нее. Такой вызов может быть прямым или косвенным, явным или скрытым, незамысловатым или парадоксальным. Цель состоит в том, чтобы изменить или переформулировать представление семьи о проблеме, подтолкнуть ее членов на поиски альтернативного поведения, альтернативных познавательных и аффективных реакций. В таких стратегиях используются приемы инсценировки, фокусировки и создания напряженности.

Вызов структуре семьи

Мировосприятие членов семьи в значительной мере зависит от их положения в различных семейных холонах. Если налицо чрезмерная сосредоточенность друг на друге, то свободу функционирования членов семьи ограничивают правила холона. Если налицо недостаточная сосредоточенность друг на друге, то члены семьи могут быть изолированы друг от друга и лишены взаимной подержки. Увеличение или уменьшение степени близости между членами значимых холонов может привести к появлению альтернативных способов мышления, чувствования и действия, которые были заблокированы участием в подсистемах.

Когда терапевт присоединяется к семье, он становится участником системы, которую пытается трансформировать. Переживая происходящее в семье, он начинает на основании своих ощущений формировать диагноз функционирования семьи. Он наносит на карту семьи относительное расположение ее членов. На этой карте видны коалиции, привязанности, явные и скрытые конфликты и то, как члены семьи группируются с целью разрешения этих конфликтов. На ней видны те члены семьи, кто предпочитает уклоняться от конфликта, и те, кто выполняет роль диспетчеров. На ней обозначены опекуны, целители и “козлы отпущения”. Проведенные на ней границы между подсистемами показывают, какие процессы происходят в семье, и позволяют наметить ее возможные сильные стороны и области дисфункции.

Области дисфункции семьи нередко связаны либо с чрезмерной, либо с недостаточной привязанностью. Поэтому терапию в значительной степени можно считать процессом управления степенью близости и отчужденности. Терапевт, хотя и ограничен требованиями системы, в то же время является сторонним наблюдателем. Он может менять свою позицию и работать в разных подсистемах, бросая вызов тому разграничению ролей и функций, которое установили сами члены семьи. При такой стратегии используются приемы разграничения, нарушения равновесия и обучения взаимодополнительности.

Бросая вызов правилам, сковывающим внутренние переживания людей, терапевт пробуждает подспудные аспекты их поведенческого репертуара. В результате члены семьи воспринимают сами себя и друг друга как функционирующих иначе. Модификация контекста вызывает изменение внутреннего мира.

Еще один прием, позволяющий изменить характер взаимной привязанности, — сосредоточение внутренних ощущений членов семьи на реальности своей принадлежности к холону. Терапевт пытается изменить эпистемологию членов семьи, заставляя их переходить от определения себя как отдельной единицы к определению себя как части целого.

Соседние файлы в папке Semeynaya_psikhoterapia