Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МПП ро Айгуль Байзаковна.doc
Скачиваний:
219
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
780.29 Кб
Скачать

Мировые религии и их роль в международных отношениях

В современных международных отношениях все определеннее про­являет себя религиозный фактор, связанный с непосредственным уча­стием в мировой политике различных религиозных объединений и организаций.

В основном они принадлежат к трем мировым религиям — хрис­тианству, исламу и буддизму. Мировые религии — это религиозные конфессии, имеющие, в отличие от национальных религий, надгосудар-ственный, наднациональный характер и отличающиеся масштабнос­тью своего распространения в мире.

Мировые религии с момента их возникновения выходили за рам­ки границ того или иного государства. Эта концепция усилилась во второй половине XX века, когда начали создаваться международные объединения.

Христианство, возникшее в I веке от Р. Хр. и в настоящее время состоит из трех основных ветвей — католиков (около 1 млрд.), про­тестантов различных конфессий (около 400 млн.) и православных (бо­лее 200 млн.). Оно получило официальную легитимизацию после при­нятия римским императором Константином Великим в 313 году Ми­ланского эдикта о веротерпимости и о признании христианства в качестве универсальной религии Римской империи. По Ф.Ф. Мар-тенсу, «международный характер религии выступает впервые как эле­мент общения, вместе с распространением христианства».

В 1054 году первоначально единая Вселенская христианская цер­ковь разделилась на две части: Православную и Римско-католиче­скую. В XVI веке от Римско-католической церкви отделились проте­стантские деноминации. Однако, несмотря на эти разделения, основ­ные религиозно-правовые и морально-этические нормы, которые определяют деятельность христианских церквей и объединений, в меж­дународных делах во многом совпадают между собой и восходят к общим источникам. Это, прежде всего, Священное Писание (книги Ветхого и Нового Заветов), церковное предание и обычаи, постанов­ления международных и национальных собраний духовенства, а так­же внутренние правовые нормы церкви (каноническое право).

Для протестантских церквей основными источниками церковно­го права служат: у лютеран — Аугсбургское исповедание 1530 года и его апология 1531 года, Шмалькальденские артикулы 1537 года, Ка­техизисы М. Лютера — Малый и Большой 1528 и 1529 годов, а у ре­форматоров — Гейдельбергский катехизис 1562 года.

Ислам (или мусульманство) возник в VII веке на Аравийском по­луострове. Его основатель — «пророк и посланник Аллаха» Мухам­мед (ок. 570-632 гг.), через которого, по мусульманским представле­ниям, Аллах передал людям текст Священной книги — Корана.

В современном мире насчитывается около 900 млн. мусульман, проживающих в 120 странах Ближнего и Среднего Востока, Дальне­го Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В государствах, образо­вавшихся на пространстве бывшего СССР, ислам исповедуют около 32 млн. человек.

Ислам разделен на два основных направления: сунниты (более 800 млн.) и шииты (ок. 96 млн.). Существуют также немногочисленные отдельные ответвления харитжитов (ок. 3 млн.). Влияние ислама в мировой политике проявляется преимуществен­но посредством международной деятельности мусульманских госу­дарств, особенно тех из них, где ислам объявлен государственной ре­лигией (арабские страны, Афганистан, Иран, Пакистан, Индонезия), и многочисленных международных организаций и ассоциаций, дей­ствующих на принципах исламской солидарности, которая ставит своей целью достижение общемусульманской консолидации на рели­гиозной и морально-этической основе ислама.

Современная исламская концепция мирового правопорядка во многом учитывает традиционные для ислама правовые представле­ния, в которых право тесно переплетается с морально-религиозными нормами.

В мусульманской правовой доктрине нормы права по характеру их происхождения подразделяются на изначальные — Коран, а так­же предание (Сунна или «хадисы») и вторичные, возникшие в резуль­тате последующей кодификационной деятельности: согласное мне­ние («иджма») и суждение по аналогиям («кияс»).

В своей совокупности нормы мусульманского права и мораль­но-религиозные предписания составляют единую религиозно-пра­вовую систему — шариат. Шариат закрепляет общие правовые ори­ентиры и правила поведения, которые затрагивают и область меж­дународного права. Однако принципы шариата, равно как и конк­ретные нормы мусульманского права, не переносятся автоматиче­ски на сферу внешней политики и международно-правового регу­лирования. Мусульманское право традиционно участвовало и участвует в формировании норм и прогрессивного развития международного права

Буддизм (около 300 млн. верующих) распространен в Индии, Ки­тае, Японии, Корее, Вьетнаме и ряде других азиатских государств. Буддизм возник в Индии в VI-V веках до н.э. Его основатель — Сид-дхартха Гаутама Шакья-Муни, известный под именем Будды. В ос­нове буддизма лежат представления по преимуществу морально-эти­ческого характера. В нем (за исключением ламаизма в Тибете) отсут­ствуют организованные иерархические структуры, однако отдельные общины образуют национальные объединения.

К числу наиболее многочисленных национальных религий при­надлежат индуисты — более 600 млн. верующих.

Как свидетельствует практика мировой политики и дипломатии, религиозно-правовой и морально-этический потенциал мировых ре­лигий, а в ряде случаев и национальных религиозных конфессий в состоянии оказывать подчас значительное воздействие на политичес­кие и этно-социальные процессы, а также на межгосударственные отношения как в общемировом масштабе, так и в различных регио­нах мира.

В условиях ускорения глобализации мировых процессов и роста тенденций к взаимозависимости в международных отношениях ре­лигиозный фактор проявляет себя как важное средство самоиденти­фикации отдельных стран, межгосударственных союзов и объеди­нений. Религиозные и церковные вопросы издавна занимали значитель­ное место в международно-договорной практике русских государств и Российской империи. Так, еще в договорах Великого Новгорода с Великим княжеством Литовским (ок. 1445 г.) затрагивались вопросы деятельности Православной церкви на литовской территории и ка­толического присутствия на «земле Новгородской».

В основе современного международно-правового регулирования участия религиозных организаций в международных отношениях в конечном счете лежат права на свободу религии и религиозную дея­тельность, зафиксированные в форме международно-правовых обя­зательств или рекомендаций в таких международных документах, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.), Международный пакт о гражданских и политиче­ских правах (16 декабря 1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и диск­риминации на основе религиозных убеждений (25 ноября 1986 г.).

Нормативное содержание понятия свободы совести и свободы религии, в том виде как оно сложилось в настоящее время, предус­матривает возможность беспрепятственно исповедовать религию или убеждения; делать это как индивидуально, так и сообща с другими в публичном или частном порядке; в формах богослужения, пропове­ди, отправлений религиозных и ритуальных обрядов. Это право вклю­чает также свободу выбирать или менять религиозные убеждения либо не исповедовать никакой религии.

Любое ограничение свободы религии и религиозной деятельнос­ти должно быть совместимым с международными обязательствами конкретного государства и не противоречить общепризнанным нор­мам международного права. Такие ограничения могут устанавливать­ся в соответствии с государственными законами и только в случаях, необходимых в демократическом обществе в интересах обществен­ного спокойствия и согласия, охраны общественного порядка, здо­ровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Важное значение в плане конкретизации права на свободу рели­гии и религиозной деятельности, включая взаимоотношения между государством и религиозным объединением в области международ­ных отношений, имеет Итоговый документ Венской встречи 1989 года представителей государств — участников Совещания по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе.

В нем, в частности, впервые была изложена система мер, гаранти­рующая функционирование религиозных объединений как самосто­ятельных церковных структур. Она, в частности, предусматривала:

— предоставление религиозным объединениям статуса, соответ­ствующего их внутреннему правопорядку, то есть религиозно-правовым (каноническим) нормам;

— право религиозных объединений организовываться в соответ­ствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирать, назначать и заменять свой персонал ,.-; согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям меж­ду ними и их государствами;

— содействие созданию климата взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими;

— разрешение подготовки персонала в соответствующих учреж­дениях;

— уважение права верующих и религиозных объединений приоб­ретать и использовать священные книги, религиозные издания " ", на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, , относящиеся к исцоведанию религии или веры;

— разрешение религиозным объединениям, организациям и уч­реждениям производить, импортировать и распространять ре­лигиозные издания и материалы;

— участие религиозных объединений и организаций в обществен­ном диалоге, в том числе через средства массовой информации