Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Полное пособие 1.doc
Скачиваний:
128
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
2.29 Mб
Скачать

2.2. Американский вариант кейнсианства.

Особенности американского кейнсианства обусловливались активизацией экономической роли государства в период преодоления кризисных явлений ("новый курс" администрации Президента США Франклина Делано Рузвельта) и последствий «Великой депрессии». Особое значение придавалось антициклической политике государства, разработка теоретических основ которой стала приоритетной задачей американского кейнсианства. С ней сопрягалась проблема использования резервов экономического роста, его прогнозирования и стимулирования с помощью средств экономической политики. Как следствие, вопросы экономической динамики оказались в центре внимания американского кейнсианства.

Важнейшим его представителем стал Элвин Хансен (1887-1976), профессор Висконсинского, Гарвардского (США), Бомбейского (Индия) университетов. Теоретик реформ Рузвельта, автор специального "Акта о занятости" (1946), направленного на борьбу с безработицей. Деятельность Хансена как теоретика кейнсианства и разработчика курса экономической политики сыграла определяющую роль в становлении американского кейнсианства. Среди работ Хансена особенно популярны "Теория экономического цикла, ее развитие и современное состояние" (1927), "Налоговая политика и экономические циклы" (1941), "Экономическая политика и полная занятость" (1947), "Денежная теория и финансовая политика" (1949), "Экономические циклы и национальный доход" (1951), "Путеводитель по Кейнсу" (1953).

Главным объектом теоретических исследований Хансена стал механизм цикла. Им выделяются "малые циклы" (2-3 года), воспроизводящие динамику оборотного капитала, "большие циклы" (6-13 лет), зависящие от темпов обновления основного капитала; "строительные циклы", определяемые существованием временного промежутка между возникновением платежеспособного спроса и предложением готовых зданий; "длительные циклические волны", вызываемые внедрением в производство масштабных новаторских технологий и изменениями условий воспроизводства (аналог "длинным волнам" Н. Кондратьева). В основе приведенной систематизации находится, как видим, динамика инвестиций, текущих и автономных. Под последними Хансен понимает инвестиции, не определяемые конкретной экономической ситуацией. Эти инвестиции отражают внутреннюю логику технического прогресса, особенности структуры производства и задаются размерами инвестиционного мультипликатора (отношение дохода, полученного в результате автономных инвестиций к их величине). Автономные инвестиции обусловливают распространение волн мультипликации в сопряженные отрасли по мере использования новаций.

Научная заслуга Хансена связана с введением в теорию цикла, обоснованную на базе кейнсианской доктрины, новой категории – акселератора (от лат. accelertio - ускорение). Механизм акселератора показан французским экономистом Альбертом Афтальоном (1874-1856) в работе "Периодические кризисы перепроизводства" (1913). Акселератор характеризует зависимость между приростом инвестиций (Хансен называет их стимулированными) и приростом дохода, т.е. процесс, обратный мультипликатору.

Взаимодействие мультипликатора и акселератора образует, по Хансену, механизм кумулятивного, самоподдерживающегося подъема. Исходным его моментом является внешний фактор – автономные инвестиции, обеспечивающие технические новации (ибо первопричиной экономического развития в модели Хансена выступает технический прогресс). Далее начинают действовать эндогенные, внутренне присущие системе факторы. Мультипликатор обусловливает кратное возрастание дохода, акселератор – увеличение стимулированных инвестиций. Сам Хансен определяет это так: "Если дана эволюция инвестиций, мультипликатор говорит нам, как будет развиваться доход. Если дана эволюция дохода, акселератор говорит нам, каково поведение инвестиций." (8). Длительность подъема определена характером технического прогресса, задающего динамику автономных инвестиций.

Однако со временем темпы подъема затухают и наступает "точка поворота" (термин Хансена). Поворот определяется совокупным действием многих причин. В качестве основных Хансен называет увеличение в период подъема нормы процента и цен на ресурсы. Как следствие, падает предельная эффективность инвестирования, сокращаются размеры автономных инвестиций. С другой стороны, хозяйствующие субъекты сокращают прирост своего потребления по мере роста доходов в соответствии с основным психологическим законом потребления Кейнса. Такое развитие рыночной конъюнктуры вызывает снижение мультипликационного и акселерационного эффектов. Кумулятивный процесс движется в обратном направлении. Таким образом, механизм спада описан Хансеном вполне в кейнсианском духе.

В период спада формируются предпосылки будущего подъема. Хансен показал, что падение ресурсных цен и нормы процента в сочетании с увеличением доли потребления в сократившихся доходах способствует притоку автономных инвестиций. В основе подъема находится новый виток прогресса техники и технологии.

Трактовка цикла Хансеном вобрала достижения предшествующего развития экономической мысли. Методологически она восходит к маржинализму, особенно к кембриджской и шведской его версиям, теориям благосостояния и, конечно, к теоретической модели Дж. Кейнса. С методологией Маркса и Шумпетера циклическую концепцию Хансена сближает поиск источника развития (саморазвития) внутри системы. Теория Хансена корреспондируется с английским вариантом кейнсианства и использует многие его положения (особенно Р. Харрода), равно как и теории Н. Кондратьева. Однако трактовке Хансена присуща недооценка социального аспекта воспроизводственного процесса. Его модель не отразила и взаимосвязь инфляционных и циклических процессов, что стало впоследствии основой монетаристской критики кейнсианства.

Практическая программа Хансена связана с разработкой системы встроенных стабилизаторов (прогрессивная система налогообложения, системы социального страхования и социального обеспечения, государственное регулирование цен на продукцию фермеров). Под стабилизаторами Хансен понимает меры государственной экономической политики, которые включаются автоматически, реагируя на изменения рыночной конъюнктуры, и нацелены на сглаживание циклических колебаний. Система встроенных стабилизаторов призвана сократить размеры эффективного спроса в период подъема (прогрессивное налогообложение) и увеличить его в период спада (все прочие стабилизаторы).

Однако использование системы стабилизаторов представляет лишь первую линию защиты от экономического кризиса. Дальнейшая настройка экономики производится с помощью компенсирующих контрмер, т.е. средств антициклической политики, применение которых не нуждается в санкции конгресса и производится в автоматическом режиме. К ним относятся меры денежно-кредитной и налоговой политики, стимулирование частных инвестиций с помощью политики ссуд и др.

Меры третьего уровня – это управляемые программы компенсации цикла, введение в действие которых происходит только по согласованию с конгрессом. Управляемыми программами предусмотрено использование средств бюджетного регулирования вплоть до накапливания бюджетных дефицитов.

Стабилизация экономического развития, достигнутая с помощью предлагаемых Хансеном комплекса мер, преследует конечную цель – достижение полной занятости в условиях высоких темпов экономического роста и высокого уровня потребления. Следует отметить, что в 60-х годах, в период максимального воплощения кейнсианских мер, средний темп роста ВНП США составлял 4-4.5 %(9)Однако в условиях 70-х годов изменившиеся условия воспроизводства привели к значительному снижению эффективности, а, следовательно, популярности кейнсианства.

Американский вариант теорий экономического роста был дан в работах Евсея Домара (р. 1914) (Домашевского), проживающего в США с 1936 года, профессора экономики Массачусетского технологического института, сотрудника Федеральной резервной системы. Самой известной работой Домара стали "Очерки теории экономического роста" (1957). Изложенная в ней модель экономического роста Домара получила в литературе название модели Харрода-Домара. Это объясняется тем, что оба автора исходят из синтетической роли капитала, концентрирующего в себе степень развития взаимосвязанных факторов производства. Поэтому модель Харрода – Домара является однофакторной моделью. Динамическое равновесие, по мнению авторов, возможно лишь в условиях стабильных темпов экономического роста.

Однако модель Домара в отличие от модели Харрода исходит из равенства денежного дохода на макроуровне объему производственных возможностей, т.е. размеров спроса и предложения на макроуровне.В таком подходе реализуется синтетичность методологии Домара, объединяющей кейнсианской и неоклассический подходы к анализу макроуровневых процессов.

В модели Домара устанавливается взаимосвязь между ростом дохода (который является функцией инвестиций, расширяющих занятость) и увеличением предложения товаров и услуг, которое зависимо от размеров производственных мощностей, определяемых все теми же инвестициями. Итак, связующим звеном между ростом дохода и ростом предложения, поглощающим этот доход, являются инвестиции. Объем необходимого их количества для поддержания равновесия на макрорынке и подлежит определению.

Определить темп роста инвестиций, достаточный для достижения состояния полной занятости и полной загрузки производственных мощностей, Домар предлагает решением следующего уравнения:

I – величина ежегодных чистых капиталовложений;

I – ежегодный прирост чистых капиталовложений;

1/α – мультипликатор (α – доля сбережений в национальном доходе);

β – потенциальная средняя производительность инвестиций (10).

Левая часть уравнения выражает прирост дохода, правая – прирост производственных мощностей. Путем несложных преобразований формулы получаем требуемый рост инвестиций равным произведению доли сбережений (в национальном доходе) на потенциальную среднюю производительность инвестиций.Как и Харрод, Домар полагает необходимым стабилизацию этого темпа. Но, так же как и Харрод, он считает невозможной такую стабилизацию без постоянного государственного регулирования экономических процессов. Это регулирование должно быть направлено на поддержание таких темпов роста инвестиций, которые дали бы возможность обеспечить спокойное развитие экономики. По словам королевы (персонажа сказки ”Алиса в стране чудес” английского математикаЛьюиса Кэролла (1832-1898), которые приводит Домар, нужно бежать изо всех сил, чтобы остаться на месте.

Таким образом, модель Харрода – Домара представляет собой развитие и формализацию основополагающего положения Кейнса о необходимости государственного регулирования основной макроэкономической пропорции I=S (это регулирование, однако, предлагается осуществлять не в условиях статики, как у Кейнса, а в условияхдинамического равновесия на основе технического прогресса).

Исследования Харрода и Домара дали теоретический импульс появлению широко известной модели экономического развития американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике (1987) Роберта Солоу (р.1924).

Модель Солоу базируется на изучении зависимости между объемом используемых производственных фондов, объемом трудовых ресурсов и результатом функционирования производства – размером ВНП. На основе этой модели Солоу показал определяющую роль личного фактора производства в сочетании с активизацией побуждений предпринимателей к инновационному инвестированию. Методологически Солоу исходит при этом из постулатов маржинализма.

Государственное регулирование, таким образом, должно ориентировать предпринимателей на приоритетное инвестирование в “человеческий капитал”, в новую технику и технологии. Этим же приоритетам должна быть подчинена и структура государственных капиталовложений.

Итак, американское кейнсианство соединило широкую теоретическую разработку проблем цикла и экономического роста с созданием системы практических рекомендаций в области конъюнктурной политики.