Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria i teoria_soc_raboti_kl.doc
Скачиваний:
258
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
1.6 Mб
Скачать

Крещение Руси и социальная поддержка

1. Основные направления княжеского попечительства.

2. Церковно-монастырская система благотворительности.

3. Формирование традиций светской благотворительности в средневековый период.

Ключевые слова: эпоха нищелюбия, княжеское нищепитательство, княжеское попечительство, эпоха нищелюбия, богадельня, больница, странноприимница, епитимья, милостыня с рук, монастырская система помощи, приходская система помощи.

1. Основные направления княжеского попечительства.

В X — XIII веках происходит изменение парадигмы помощи и поддержки. Это связано с тем, что измени­лась социокультурная ситуация, разрушились родоплеменные отношения. Принятие Русью христианства вносит новый духовный смысл в общественную помощь. Основные тенденции помощи и поддержки в данный период связаны с княжеской защитой и попечитель­ством, с церковно-монастырской поддержкой.

Благотворительность своими корнями тесно связана с зарождением и развитием христианства на Руси, одной из заповедей которого является «Возлюби ближнего своего». Христианство породило явление «нищелюбия», которое определяло развитие благотворительности.

Крещение Руси началось в 988 г., когда киевская дружина вернулась из похода в Крым, завершившегося взятием Херсонеса. Возглавив этот поход, князь Владимир дал слово принять христианство в случае его успешного завершения. По возвращении в Киев он пове­лел строить церкви и ставить их в тех местах, где прежде стояли кумиры. Несмотря на сопротивление народа, прини­мавшее форму не только двоеверия, но и восстаний, христи­анское учение постепенно входило в его сознание. Оно соста­вило основу практической деятельности Владимира, оказав­шегося «истинным отцом бедных, которые всегда могли при­ходить на двор княжеский, утолять там свой голод и брать из казны деньги. Более того: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих — и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. «Где нищие, недужные?» — спрашивали люди княжеские и наделя­ли их всем потребным».

В своем милосердии, вытекавшем из христианского учения, Владимир дошел до того, что отме­нил смертную казнь, которая существовала при Игоре и Свя­тославе. Только под давлением своего окружения, обеспоко­енного ростом преступности, он вновь стал казнить убийц, а не взимать с них денежный штраф.

Владимир первым прославился как поборник просвещения, справедли­вости и благодеяния. Следуя духу христианского учения, «он старался просве­тить россиян. Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, еще в IX веке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомне­ния, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел для отро­ков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России.

В 996 году Уставом Владимира законодательно оп­ределяются роль и место Церкви в системе общественных отноше­ний. Определяется финансовый источник доходов Церкви, десяти­на. Десятина складывается из су­дебных доходов князя, десятой части пошлин, собираемых в каз­ну князя, десятой части доходов князя от его домов, стад, земли. Практически русские князья не только легализировали, но и фи­нансировали институты Церкви.

Устав регламентирует дела, которые подлежали Церковному суду, а также институты помощи Церкви нуждающимся: больницы, гостиницы, странноприимницы.

Церковный устав, составленный князем Владимиром, воз­лагал заботу о нуждающихся на высшее духовенство, к кото­рому относились митрополит и другие епископы. Отразив в своем содержании основные положения «Номоканона», включавшего в себя нормы христианской морали и указы византийских императоров, он положил начало церковной благотворительности в России. С конца X в. помощь нуждающимся стала рассматриваться также как обязанность русских князей, в исполнении которой особенно преуспели Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Что касается простого наро­да, то в его жизнь все прочнее входила милостыня, освящав­шаяся именем Христа.

Наиболее известным из восьми сыновей Владимира ока­зался Ярослав Мудрый. При нем была составле­на «Русская Правда», в которой определялось положение различных социальных групп, а также обязательственное и наследственное право. Соединяя в себе христианское милосер­дие с любовью к знаниям, Ярослав Мудрый учредил в Нов­городе сиротское училище, в котором на его средства содер­жались и обучались 300 юношей из семей священнослужите­лей.

Не менее милосердным был и его внук Владимир Моно­мах, время княжения которого в Киеве пришлось на начало XII в. Летописцы отмечали его снисходительность к челове­ческим слабостям, щедрость и незлобивость. В полном соответствии с духом христианского учения Владимир Мономах делал добро своим врагам, отпуская их из плена с щедрыми подарками. В «Поучении», написанном им для своих сыно­вей, он призывал их заботиться о бедных, вдовах и сиротах. «Всего же более, — писал Владимир Мономах, — убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и по­давайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».

Традиции благотворительности, заложенные киевскими князьями, унаследовали их московские преемники. В благотворительной деятельности участвовали все слои русского общества, но летописные и иные исторические источники прославили, прежде всего, общественно значимые дела русских государей и благочестивых дво­рян-филантропов, которые стали так называться под влиянием филантропи­ческой культуры Западной Европы.

Древнерусские князья и цари накануне больших праздников, рано по утрам, делали тайные выходы в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым. Не пренебрегали они также посещением и отдельно живущих убогих людей.

Княжеская благотворительность заключалась в следующем:

  • Строительство церквей, храмов, монастырей.

  • Обучение священнослужителей.

  • Финансирование нуждающихся в монастырях. Обязанности призрения, возложенные на церковь, контролировались и финансировались князем. Князья регламентируют жизнедеятельность церкви. Они устанавливают категории лиц, нуждающихся в помощи. Так выделены следующие категории: игумен, поп, дьяк и его дети, чернецы, паломники, странники, хромец, слепец, вдовица, задушный человек (отпущенный раб), изгои. Князем регламентирует наложение епитимьи и штрафы на провинившихся грешников, а также принудительное помещение в монастыри.

  • Милостыня с рук, раздача продуктов нищим, в темницах, богадельнях, содержание нищих на княжеском дворе. Особенно активно раздача милостыни происходила в дни христианских праздников, дни рождения и другие важные события.

  • Организация княжеских пиров, посетить которые могли как приближенные ко двору, так и нищие, странники, монахи и т.д.

  • Строительство церквей и раздача средств духовенству по поводу рождения детей, побед на войне, похорон и т.д.

  • Выкуп соотечественников из вражеского плена. Особенно важна эта практика в период татаро-монгольского ига.

  • Строительство городов, обустройство их инфраструктуры, переселение народа из других земель полностью финансируется князем.

  • Восстановление разрушенных и сожженных городов, жилищ, храмов, сбор разбежавшихся горожан.

  • Погребение мертвых в периоды моровых болезней, пожаров, войн и других катаклизмов.

Княжеское попечение, однако, не было системным, оно целиком зависело от личностных качеств князя и его деятельность нередко сопровождалась жестким притеснением народных масс.

Как отмечает ряд историков, княжеская благотворительность, особенно в ранние периоды не проявлялась в периоды голода и неурожаев. В этом случае для избавления от голодной смерти организовывалась общинная и городская самопомощь. Жители организовывали поставки хлеба и жита из соседних областей. В связи с неучастием князя в периоды голодоморов нередко возникали голодные бунты, во время которых захватывалось княжеское зерно и перераспределялось среди голодных. Так в 1071 году произошел голодный бунт в Белозере, который был жестоко подавлен князем.

2. Церковно-монастырская система благотворительности.

Церковно-монастырская практика помощи развивалась по двум основным направлениям: монастырская система помо­щи и приходская система помощи.

В XI веке возникают крупные монастыри как «ари­стократические закрытые организации для религиоз­ных потребностей княжеской семьи». Монастыри, которые основывали представители духовенства, обяза­тельно имели в своей обители странноприимный дом и больницу.

Постепенно начинает оформляться ктиторская монастырская система. Ее особенность заключалась в том, что постригающийся в монашеский чин обязан был приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную и «сытую» жизнь в его стенах. Так посте­пенно складывается «пансионная» система поддерж­ки. Дар приносился, как правило, в виде земельных угодий, которые жертвовал новообращенный.

Перед нашествием татаро-монгол в Киевской Руси насчитывалось 120 (24) монастырей, из них 99 (24) находились в городах, и лишь 21 в селах. Эта складывающаяся система все больше и больше вытесняла княжеское нищепитательство, становясь самостоятельным субъектом помощи, который в полную меру со всеми противоречиями ста­нет осуществлять свою деятельность вплоть до станов­ления государственности в России.

Ктиторские находятся обычно в средневековом городе, а монастыри-вотчины развиваются за его пределами. Их более интенсивное развитие связано с тем, что они на первых порах являются более открытыми помогающими системами для всех желающих и у них более выгодная система инвестиций для мирских людей.

Виды церковной поддержки:

Помимо активной роли Церкви в предоставлении кредитов, важны ее функции по защите и поддержке вдов и сирот.

Привлекательной монастырская защита и поддер­жка была и для работного люда, так как они имели более выгодные условия жизнедеятельности, находясь в составе монастырской вотчины. Крестьяне шли к мо­настырям, ибо они освобождались от пошлин и пода­тей, от юрисдикции местных властей. Именно приход работного люда делает монас­тыри сильными и изобильными.

Иную систему поддержки мы наблюдаем в приход­ской системе помощи и защиты, где в основном веду­щую роль играет Церковь как организующее начало, а также приход.

Развитие приходской системы помощи связано с периодом татаро-монгольского нашествия. Разорение южных земель приводило к миграции населения на север в глухие места. Поселения мигрантов начинали возводиться с храма, вокруг которого строились жи­лища. Так образовывался приход. Помимо административных функций приход, согласно учению Церкви, выступает в качестве общинного института по поддер­жке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают там свое пристанище.

В общине избирался староста, на котором лежали различные функции — от экономичес­ких до социальных: приобретение земель, строитель­ство богаделен, сбор долгов и раздача денег нуждаю­щимся. Все действия старосты и причт контролирова­лись и санкционировались общиной. При этом приход составлял и административную единицу, и податную, и земскую, и территориальную. В нем соединялись все местные дела, в нем сосредоточивалась вся общинная гражданская и церковная жизнь.

Деятельность приходов не ограничивалась только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней воплотились тенденции «первых духовных учите­лей» Русской православной церкви, практика которых была обусловлена христианским воспитанием. В этом отношении показательны епископатские суды (вели гражданское судопроизводство). Они рассматривали различные спорные дела.

Таким образом, приходы как элементы коллектив­ной формы помощи осуществляют организованную поддержку всем ее членам по различным направлени­ям — от материальных вспомоществований до воспи­тания и перевоспитания.

Церковь берет на себя функцию защиты в кризисные периоды.

Помимо пандемических обстоятельств, Церковь традиционно «оделяла милостыней» нищих в христи­анские праздники.

С другой стороны, рост монас­тырей сам провоцировал «разви­тие» системы кормления возле них, формируя систему кормления через ее институты. Только за один XVII век было основано 220 новых мона­стырей, к началу XVIII века их было 1201. Можно наблюдать, как с ростом монастырей растут и институты «нищих».

К XVI веку сложились определенные группы нищих, которые кормились от различных институтов церкви: богадельные, кладбищенские, соборные, монастырские, церковные, патриаршие.

Существовала и светская система кормления, где были свои разряды нищих: дворцовые, дворовые, гулящие и леженки, ко­торые имели свою систему пропитания.

Между нищими существовала своя иерархия. Были патриаршие нищие, которые «питались» из «рук» патриарха.

В конце XVII века в Москве, при приходских церквах, насчитывались 18 богаделен. Бога­дельни предоставляли кров, пропитание нищим и убогим количество людей в богадельнях было различным.

Постепенно складываются целые поселения из нищих и убогих, которые начинают кормиться не толь­ко от церкви, но и от различных слоев населения. Но только к концу XVII столетия церковная власть делает шаги по упорядочиванию распространения поселений нищих.

Таким образом, монастыри-вотчины предоставляли посадскому чело­веку или крестьянину прибежище «на старости лет под монашеской рясой или в качестве бельца, живущего в тиши монастырской ограды». Монастыри играли роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по ста­рости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы «иметь страховой полис».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]