Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
4
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
5.69 Mб
Скачать

§ 4. Положения права ес об антиконкурентных слияниях и приобретениях

Антиконкурентные слияния и приобретения не сразу стали преследоваться Комиссией и Судом правосудия ЕС. Они прямо не предусмотрены в ст. 85 и 86 Римского договора в качестве тех случаев, когда положения этих статей применяются.

Статья 86 стала применяться к антиконкурентным слияниям и приобретениям с 1973 г. — со времени принятия Судом правосудиярешения по делу Continental Can. Суд указал в нем, что ст. 86 запрещает приобретение доминирующей фирмой большинства акций потенциального конкурента, если это ведет к существенному сокращению конкуренции.

Статью 85 начали применять к антиконкурентным слияниям и приобретениям с 1987 г., когда Суд правосудия вынес решение по делу Philip Morris. Согласно материалам этого дела фирма "Филип Морис" в 1981 г. на основании соглашения, заключенного с фирмой"Рембранд", получила возможность контролировать деятельность "Росманз" — дочерней компании этой последней. После вмешательства Комиссии стороны изменили условия соглашения и "Филип Морис" получил менее 25% голосующих акций "Росманз". Комиссия дело на этом закончила, но по жалобе Суд правосудия указал, что приобретение даже меньшинства акций конкурента, ведущее кприобретению над ним контроля, противоречит ст. 85, если оно ог­раничивает конкуренцию.

Нерешительность Комиссии по отношению к антиконкурент­ным слияниям и приобретениям объяснялась в значительной сте­пени тем, что она не имела права требовать от участников сделки предварительного оповещения о ней. Такое полномочие она, нако­нец, получила от Совета ЕС 21 декабря 1989 г., когда он одобрил Регламент № 4064/89.

Вместо терминов "слияние" и "приобретение" Регламент № 4064/89 употребляет понятие "концентрация", которое в ст. 3 определяется как слияние нескольких независимых предприятий или приобретение контроля над одним независимым предприятиемили несколькими независимыми предприятиями. Регламент уста­навливает, какие концентрации предприятий подлежат обязатель­ному предварительному сообщению (нотификации) Комиссии. Ими являются слияния и приобретения "масштабов Сообщества" (ст. 1).

В Регламенте указаны пороговые величины, которым должны удовлетворять концентрации, чтобы стать концентрациями масшта­бов Сообщества и стать поэтому объектами регулирования норма­ми конкурентного права ЕС. Таких величин четыре (п. 15 преамбу­лы и ст. 1 Регламента): 1) более 2/3 всего товарооборота каждого изпредприятий — участников слияния или приобретения должно при­ходиться на одно из государств — членов ЕС; 2) общий "мировой"товарооборот всех предприятий-участников должен превышать 5 трилл. еве (экю); 3) общий товарооборот в пределах ЕС каждого из по меньшей мере двух предприятий-участников должен превы­шать 250 млн. еве; 4) рыночная доля всех предприятий-участников должна быть выше 25% в пределах ЕС или существенной ее части.Статья 5 Предписания предусматривает калькуляции этих ве­личин.

Пороговые величины, установленные Советом ЕС, очень высо­ки, и лишь немногие горизонтальные и вертикальные слияния мо­гут попасть под действие Регламента № 4064/89. Оно распростра­няет свое действие преимущественно на конгломератные слияния, которые менее всего оказывают влияние на конкуренцию. В конце 80-х гг. в отраслях народного хозяйства ЕЭС, производящих около1/2 продукции, не было и двух фирм с общим товарооборотом в 5 трилл. еве1 (экю).

О концентрациях масштабов ЕС надлежит обязательно сооб­щать Комиссии. Такая нотификация должна быть сделана не более чем через одну неделю после заключения соглашения о слиянии, объявления цены продажи или приобретения контрольного пакетаакций. В 1994 г. Комиссия получила 95 нотификаций, в 1995 г. -1142.

Комиссия может разрешить слияние или приобретение,еслионо "совместимо с Общим рынком" (ст. 2). При оценке такой совместимости она должна установить, что концентрация не создает доминирующее положение или не укрепляет его, что для эффективной конкуренции не возникают значительные помехи.

Давая оценку возникновению доминирующего положения или усилению его, Комиссия обязана принять во внимание (ст. 2): а) необходимость сохранения и развития действенной конкуренции в пределах Общего рынка с учетом, среди прочего, структуры всех соответствующих рынков и существующей или потенциальной конкуренции со стороны предприятий, находящихся в пределах и вне Сообщества; в) рыночное положение соответствующих предприятий и их хозяйственное и финансовое положение, возможности для поставщиков и пользователей, доступ их к товарным запасам или рынкам, любые правовые и иные препятствия выходу на рынок, тенденции развития спроса и предложения на соответствующие товары и услуги, интересы промежуточных и конечных потребителей и развития технического и хозяйственного прогресса, при условии, что это в интересах потребителей и не создает препятствий конкуренции.

В 1994 г. Комиссия приняла решения по 90 концентрациям, в 1995 г. — по 109. В 1995 г., в частности, она запретила 2 концентрации. Нормы конкурентного права ЕС устанавливают ответственность для правонарушителей — главным образом в виде штрафов, налагаемых Комиссией, и в виде возмещения убытков, присуждаемых судами. В 1994 г., например, Комиссия ЕС наложила штрафы в размере 480 млн. еве (экю) на компании, виновные в сговорах, в которых фигурировали стальные балки, картонные емкости и цемент1.

Конкурентное право ЕС существует всего 40 лет — истерически небольшой срок. Оно стало наследницей антимонопольного права Германии, Великобритании, Японии, США и ряда других стран. В наши дни оно представляет собой уже достаточно развитую систему сравнительно эффективного правового регулирования конкуренции и монополии. Конкурентное право ЕС имеет солидную нормативно-правовую базу и обширную административную практику его применения. Теперь уже оно оказывает значительное влияние на антимонопольное право других стран. В частности, ряд его институтов (злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения и действия) нашли отражение в молодом российском антимонопольном праве — в Законе РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках от 22 марта 1991 г.2