Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций ИОГП_2часть (Забугина).doc
Скачиваний:
157
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
944.13 Кб
Скачать

Тема №13 «Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920 г. – июнь 1941 г.)»

Лекция 2

План

Введение

  1. Особенности развития права в 1930-е гг.

  2. Развитие права

  3. Судебная система и судебный процесс в предвоенный период

Заключение

Введение

1930-е годы – сложный период исторического развития нашей страны. Это годы высоких достижений в экономике, годы первых пятилеток, когда по объему промышленной продукции СССР вышел на 2-е место в мире после США. Из аграрной страна превратилась в мощную индустриальную державу, причем в кратчайший срок. Но одновременно это и один из самых драматических периодов нашей истории, когда происходили массовые репрессии, сложившийся тоталитарный режим держал весь народ в страхе. В этих сложнейших условиях продолжалось формирование права. Об особенностях развития права, о судебной системе и судебном процессе мы и будем говорить на сегодняшней лекции.

  1. Особенности развития права в 1930-е гг.

Базой развития советского права в 1930-е годы явилась Конституция 1936 г. Основным источником права стал закон, принимать который мог только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными.

Начиная с 1930-х гг. все больше постановлений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом ЦК ВКП(б). Партийные решения принимали характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена представлением о праве, как инструменте государственной политики. Закон был объявлен орудием государства. При такой трактовке любая жестокость и произвол государства выглядели правовыми.

Следует учитывать, однако, тот фон, на котором развивались правовые нормы того времени. Уже в начале 1930-х гг. всем было очевидно, что против СССР будет развязана крупнейшая война. СССР стал «страной окопного быта». Поэтому в 1930-е гг. все изменения в праве были направлены на укрепление всех систем жизнеустройства, чтобы мобилизовать все ресурсы и вывести страну на необходимый уровень обороноспособности!

2. Развитие права

Гражданское право. Главной задачей была задача укрепления и защиты социалистической собственности, создания условий для успешной работы народного хозяйства. Направляющая роль народнохозяйственного плана была закреплена в Конституции 1936 г. Делался упор на договорные отношения. В начале 1930-х гг. действовали два вида договоров: генеральные и локальные. (Генеральные заключались между центральными органами, а на их основе заключались локальные договоры между конкретными предприятиями).

Быстрый рост, интенсивное развитие народного хозяйства потребовало перехода от генеральных договоров к системе прямых договоров (генеральные договоры связывали низовые хозорганы, мешали их оперативной работе). Прямые договоры заключались в начале на основе протокольных соглашений, а с 1937 г. протокольные соглашения заменялись основными условиями поставки. Эти основные условия утверждались СНК СССР и периодически подвергались пересмотру. Развивалась и практика поставки некоторых видов продукции без заключения договоров, т.е. по нарядам, выданным на основании плана. Таким образом, усиливались административные формы в ущерб гражданско-правовым. (Без договоров поставлялся с 1938 г. металл, машины).

Критической стала проблема качества продукции. В 1939 г. вышла инструкция Госарбитража «О претензиях при поставке товаров ненадлежащего качества». Она устанавливала высокие штрафы за поставку некачественных товаров.

Апрельским постановлением 1935 г. запрещалась передача зданий, сооружений одного предприятия другому без ведома СНК.

В связи с широким строительством фабрик, заводов возросла роль договора подряда в капитальном строительстве. В качестве подрядчиков выступали только социалистические организации. С февраля 1936 г. формировались постоянно действующие строительные организации: тресты, стройконторы, с которыми и заключались договоры подряда. С частными лицами запрещено было их заключать.

Значительное внимание уделялось сохранению жилых помещений, правильному их использованию. Договоры найма жилых помещений заключались на срок не более 5 лет (возобновлять договор можно только тогда, когда условия его строго соблюдались).

Семейное право. Нормы семейного права служили целям укрепления семьи, защиты интересов детей, здоровья матери, оказания материальной помощи многосемейным.

Основополагающим здесь было объявленное Конституцией 1936 г. равноправие мужчин и женщин. Постановлением СНК от 1 апреля 1936 г. введен был институт патроната, по которому дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях – представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание. Постановление определило круг обязанностей лиц, взявших ребенка на воспитание (это указывалось в договоре).

27 июня 1936 г. было принято совместное постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети роддомов, детских яслей и садов». Оно было подкреплено крупными бюджетными ассигнованиями. С 1936 по 1940 гг. государство выплатило матерям 4,5 млрд. рублей.

Брак расторгался лишь при условии вызова обоих супругов в загс, причем он обязан был принять меры к примирению супругов. Повышалась оплата за развод: первый – 50 р., второй – 150 р., третий – 300 р. Устанавливалось наказание за не платеж алиментов – до 2-х лет тюремного заключения. Все эти меры по укреплению семьи потребовались из-за снижения рождаемости.

Трудовое право. Конституция 1936 г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Вместе с тем она закрепила и обязанность трудиться. В 1938 г. были введены единые трудовые книжки. Трудовое право тех лет усилило поощрение добросовестных работников и ужесточило нажим на лодырей, прогульщиков. В 1938 г. вводятся звание Герой Социалистического труда и медали «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». Социальное обеспечение по болезни было в прямой зависимости от стажа работы.

В 1940 г. в связи с военной опасностью вводится 8-ми часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Осуществлен был перевод с пятидневной на шестидневную рабочую неделю.

В условиях нарастания военной опасности в 1940 г. было запрещено самовольное увольнение рабочих и служащих, а также самовольный переход с одного предприятия на другое. Оставление работы без разрешения руководителя или прогул влекли уголовную ответственность. Народные комиссары СССР получили право переводить инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих с одних предприятий на другие независимо от их территориального расположения.

В 1930-е гг. в связи с проведенной коллективизацией прекратился стихийный приток рабочей силы в город. Предприятия стали испытывать острый недостаток в кадрах. Поэтому 2 октября 1940 г. был принят Указ «О государственных трудовых резервах». На основании этого Указа проводилась плановая подготовка кадров в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения. Это была новая ступень в обеспечении промышленности кадрами. Государственные резервы рабочей силы находились в распоряжении СНК СССР и не могли использоваться ведомствами без его разрешения.

Колхозное и земельное право. Колхозное и земельное право решали задачи укрепления колхозов. Значительное внимание уделялось вопросам землепользования, оплате труда колхозников, организации заготовок и закупок сельхозпродуктов. Первый этап коллективизации на основе «Примерного устава сельхозартели» (1930 г.) привел к тяжелейшим последствиям. Далее шло исправление этих ошибок. На II Всероссийском Съезде колхозников-ударников в 1935 г. был принят новый «Примерный устав». Этот устав устанавливал размеры приусадебных участков колхозников, определял, что подлежит обобществлению, а что остается в личном пользовании. По найму в колхозы могли привлекаться агрономы, инженеры. Все работы в колхозе производились личным трудом его членов. Оплата была сдельной, расценки в трудоднях.

Конституция СССР 1936 г. закрепила объекты колхозно-кооперативной собственности, а также правовое положение колхозного двора. Постановление СНК СССР от 13 апреля 1938 г. осудило практику необоснованного исключения колхозников из колхозов и запретило проводить чистки под каким бы то ни было предлогом. Укреплению колхозов и колхозного землепользования постоянно уделялось внимание со стороны государства. В 1939 г. было принято Постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания». Все излишки земель, находившиеся в пользовании колхозников, должны были быть изъяты из личного пользования и присоединены к общественным землям колхозов. В 1939 г. был установлен для колхозников минимум трудодней от 60 до 100 (не выработавшие его в течение года отчислялись из колхоза и теряли все права колхозников).

Начиная с 1940 г. обязательные поставки зерна исчислялись с каждого гектара пашни, а поставки молока с земельной площади, закрепленной за колхозом (а раньше исчисляли по поголовью коров).

Уголовное право. Уголовное право в данный период было направлено на усиление борьбы против наиболее опасных государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, подрывавших трудовую дисциплину и мешавших нормальной работе промышленности. В уголовном законодательстве все большее значение приобретали общесоюзные нормы. Характерным являлось ужесточение мер наказания. Подчас суровость наказаний не соответствовала степени общественной опасности преступления. Но в те времена это считалось нормой.

В феврале 1931 г. была установлена уголовная ответственность за порчу или поломку принадлежавших колхозам, совхозам и МТС тракторов и сельхозмашин. Если порча была вызвана халатным отношением – наказанием были принудительные работы на срок до 6 месяцев. За те же неоднократные или повлекшие крупный ущерб действия – лишение свободы на срок до 3-х лет.

7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об охране имущества госпредприятий, колхозов и кооперации и укреплении социалистической собственности». Оно возвело расхитителей в ранг врагов народа, приравнивало хищение к государственным преступлениям. Исследователи полагают, что создателем этого закона был Сталин. За хищение социалистической собственности, которая являлась основой советского строя, должна была применяться высшая мера социальной защиты – расстрел. При смягчающих обстоятельствах расстрел мог быть заменен лишением свободы сроком не ниже 10 лет с конфискацией имущества. За угрозы кулацких элементов в адрес колхозников с целью заставить их выйти из колхоза следовало наказание до 10 лет с заключением в концентрационный лагерь. В Постановлении не содержалось положений о размерах похищенного, поэтому суды нередко выносили суровые приговоры даже за мелкие кражи, скажем, колосков с поля. Причем, к осужденным за эти преступления не применялась амнистия.

Сегодня нас поражает суровость наказаний, а также ограниченный выбор у суда мер наказания.

В 1934 г. в уголовном праве появилась статья об измене Родине (закон об измене Родине от 8 июня 1934 г.). Под изменой понимались действия, совершенные гражданами в ущерб военной мощи, государственной независимости или неприкосновенности СССР. За шпионаж, выдачу военной или государственной тайны, бегство за границу следовал расстрел, при смягчающих обстоятельствах – лишение свободы до 10 лет с конфискацией имущества. Если это преступление совершал военнослужащий, то выносилась высшая мера – расстрел с конфискацией имущества.

В 1940 г. был признан преступлением выпуск недоброкачественной, некомплектной продукции или с нарушением стандартов. Виновные лица (директора, главные инженеры, начальники ОТК) наказывались лишением свободы на срок от 5 до 8 лет. В августе 1940 г. вышел Указ Президиума ВС СССР «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве», согласно которому виновные подвергались тюремному заключению на 1 год.

За ряд тяжких преступлений – убийства, насилия, увечья, действия, вызвавшие крушение поезда – устанавливалась уголовная ответственность с 12 лет (за все остальные преступления – с 14 лет). Уголовная ответственность предусматривалась за подстрекательство или привлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях, а также за принуждение к занятию проституцией, спекуляцией.

В 1930-е гг. в связи с урбанизацией, с раскулачиванием усилился приток в город насильно выброшенных из деревни людей. Это привело к всплеску уголовной преступности: убийств, разбоев, грабежей, злостного хулиганства. С этим велась борьба как мерами административного права (паспортный режим), так и ужесточением обычного уголовного права. Однако меры не достигали цели, и государство пошло на внесудебные репрессии. При областных управлениях милиции были созданы милицейские «тройки». Они разбирали дела и выносили приговоры рецидивистам, неработающим лицам, связанным с преступным миром (это скупщики краденого, держатели притонов). Дела рассматривали в присутствии обвиняемого и прокурора. С помощью этих мер волна преступности была сбита. С помощью внесудебных репрессий был нанесен сильный удар организованной преступности. Но если использование внесудебных репрессий для борьбы с уголовными преступлениями можно еще как-то оправдать, то политические репрессии 1930-х гг. не имеют оправдания.

Вывод по вопросу:

  1. Особенность права – партийные решения приобретали характер нормативных актов.

  2. Закон был объявлен орудием государства.

  3. Все изменения в праве направлены на укрепление обороноспособности государства.