Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭК ТЕОРИЯ / Литература / Экономическая теория - Новикова И.В..doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
2.65 Mб
Скачать

22 Раздел I. Основные

жившей традиции классики как либеральной теории. Неоклас­сики пошли по пути согласования двух, казалось бы несовмест­ных, теорий — трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Этот альянс осуществил Альфред Маршалл (глава кембриджской школы) в конце XIX в. в своем выдающемся про­изведении «Принципы экономики» (1890). Придя к выводу, что классики и маржиналисты по сути сосредоточивались на раз­личных сторонах одного и того же процесса — формирования ценности, он творчески переработал теории трудовой стоимости (действие объективных факторов) и предельной полезности (действие субъективных факторов) в теорию взаимных связей спроса и предложения. Маршалл обстоятельно проанализиро­вал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложе­ние и какие факторы их определяют. А. Маршалл считается от­цом микроанализа, созданные им методы и сегодня использу­ются для изучения ценообразования, спроса и предложения.

Причина такого долголетия не в том, что модель точно отражает дей­ствительность, а в том, что она просто убедительно приводит к ясным однозначным выводам. Эти выводы могут применяться для анализа различных экономических проблем. Данная модель далека от всеобъемлю­щей картины действительности, но она в простой форме описывает некоторые из действующих в хозяйстве сил и тем самым отображает важные аспекты ре­альной жизни.

Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 55—56

Таким образом, характерной особенностью третьего этапа эволюции экономической теории стало формирование идей нео­классической школы, которая продолжила традиции классики как либеральная микроэкономическая теория, анализирующая проблемы рыночного механизма, равновесия и благосостояния на основе субъективной (маржиналистской) теории стоимости. Но одновременно в середине XIX в. появились и другие пред­ставления о задачах и предмете экономической науки, начали использоваться различные методы анализа. Они складывались в самостоятельные направления и школы, объединяясь в силу общности взглядов, интересов и способов решения тех или иных проблем.

Одним из наиболее оригинальных направлений, сформиро­вавшихся к концу XIX — началу XX в., стал американский ин-ституционализм, который, критикуя капитализм, пытался его реформировать. Но главное в этом течении — критика нео­классики и маржинализма. Так, по мнению институционалистов, неоклассические постулаты рыночного равновесия и об­щих рыночных законов свободной конкуренции слишком упро-

закономерности функционирования экономики 23

щенно трактовали реальную действительность и искажали ее. Как считали представители данного течения, экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношени­ями, поскольку последние не существуют изолированно от дру­гих, и важно учитывать все условия и факторы, воздействую­щие на хозяйственную жизнь: правовые, политические, соци­альные, психологические. Они утверждали, что государствен­ное управление играет не меньшую роль, чем механизм рыноч­ных цен. Институциональный анализ подводил к проблемам развития и трансформации капитализма, он отвергал анализ экономических отношений только с позиций экономического человека. Роли отдельного индивида в экономике противопос­тавлялись роль организации и общественный контроль над эко­номикой. Под государственную ответственность отдавались об­разование, экология, медицина, социальное страхование. Та­ким образом, основатели этого направления приблизили эконо­мическую теорию к социально-экономической политике.

Постепенно с американского континента институционализм перекочевал в Европу. Этому направлению обязана своим назва­нием новая стадия капитализма — империализм.

В первой половине XX в. произошли существенные измене­ния и в рыночной экономике, и в расстановке социально-поли­тических сил. Ведущая до той поры экономическая неокласси­ческая теория не всегда могла объяснить несбалансированность экономики, факты усиления государственного регулирования, сбои в механизме рыночного саморегулирования. К тому же она исследовала поведение преимущественно индивидуальных хо­зяйствующих субъектов (микроуровень). В этих условиях полу­чили распространение идеи так называемой «шведской шко­лы», которая соединила идеи теории стоимости и цены и тео­рии денег, до того развивавшихся независимо друг друга. Это позволило сформулировать общую теорию совокупного дохода, объяснить подъемы и спады в экономике.

Все перечисленное способствовало появлению в 1930-е гг. теории Джона Мейнарда Кейнса, изложенной в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), а затем и нового направления — кейнсианства, предложившего свои методы экономического анализа и рецепты регулирования экономики.

Суть концепции Кейнса состоит в том, что активизация и стимулирование общей покупательной способности (эффективного спроса) способны воздействовать на расширение производства товаров, сократить безработицу. Большое значение в ней придается инвестициям, т.е. капиталовложениям, которые увеличивают масштабы производства. Кейнс не верил в автома-