Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социология управления.doc
Скачиваний:
93
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Глава 17

Социальное прогнозирование И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

17.1. Социальное предвидение

Социальное прогнозирование, как и социальное проектирование, планирование и программирование, относится к одному из важных разделов социологии управления. Социальное управление всегда было одной из важнейших жизненных функций общества. Именно эта функция позволяла обществу выживать в различных природных, социальных и культурно-исторических условиях. В социологии это направление сравнительно недавно стало самостоятельной отраслью знания. Процесс управления социальной сферой общества органически связывается со всем комплексом воздействия на условия жизни, труда, быта, культуры людей, относящихся к различным социальным группам, национальным общностям, приобретает сегодня первостепенное значение, берется за основу осуществления сильной социальной политики.

Социальное прогнозирование – это форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления. В свою очередь, социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, процессов и отношений. Социальное проектирование является систематическим описанием социального эксперимента, одной из форм опережающего отражения социальной действительности, содержит предложения относительно данной разработки на практике. Результатом социального проектирования выступают научно обоснованные определения вариантов планового развития новых социальных процессов и явлений. Без проведения социального проектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.

Рассмотрим, что же такое социальное предвидение.

В научной литературе предвидение обычно понимается в двух смыслах: а) как предсказание тех или иных явлений и событий; б) как предпочтительное знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не зафиксированы опытом. Ряд авторов считают, что предвидение – это абстрактная категория, охватывающая все мыслимые виды информации о будущем. Она имеет различные формы конкретизации: простое предвосхищение, или предчувствие, присущее всякому живому организму; сложное предвосхищение, или предугадывание, что присуще только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности, как размышление о будущем на основе личного опыта; конкретное научное предвидение – как логический вывод из закономерностей развития определенного явления; наконец, высшая форма социального научного предвидения – определение совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества, касаются всего человечества или его крупных частей. В основе каждой формы конкретизации лежит та или иная разновидность предсказания – безусловного (непосредственного) или условного, сопровождаемого рядом оговорок гносеологического и методологического характера.

Столь же абстрактная категория «управление», охватывающая все виды использования информации (не только о будущем, но также о прошлом и настоящем) с целью определенного регулирования объекта, имеет собственные формы конкретизации: целеполагание, планирование, программирование, проектирование, текущие организационные управленческие решения. В основе каждой формы конкретизации лежит та или иная разновидность решения – целевого, планового, программного, проектного, организационного и т.д.

Между понимаемыми таким образом предвидением и управлением существует обратная связь различной степени интенсивности – от практически близкой или равной нулю до чрезвычайно интенсивной, вызывающей как бы «поглощение» предсказания решением с эффектом самоосуществления или, напротив, саморазрушения прогноза.

Социальное предвидение – это форма опережающего отражения действительности, вероятностное утверждение о будущем. Развитие представлений о будущем, включая предысторию и историю развития концепций будущего Земли и человечества, историю развития теории и практики собственно прогнозирования, имеет большую историю. Известный отечественный социолог И.В. Бестужев-Лада свидетельствует: данные археологии и этнографии показывают, что первобытное мышление лишь после долгого развития выработало представления о прошлом и (гораздо позднее) о будущем как о чем-то отличном от настоящего. На ранних стадиях развития общества проблема изменений во времени, видимо, вообще не осознавалась. Даже более позднее представление о цепи событий как о причинно-следственном процессе было смутным. Сказывался своеобразный «презентизм» первобытного мышления: прошедшее и будущее мыслились в большей или меньшей степени подобными настоящему.

Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией первобытной мифологии. На этой основе сформировались самые древние из существующих – религиозные концепции будущего. Действительно, религиозно-философская мысль древних выработала целый комплекс идей, существующих и поныне: «воздаяние» в загробном мире сообразно поведению человека при жизни, провиденциализм (божественное провидение, целенаправленно определяющее ход событий независимо от воли человека), мессианство (упование на приход спасителя-мессии, который радикально изменит к лучшему существующие порядки), и т.д.

В I тысячелетии до н.э. стали развиваться утопические концепции. От религиозных они отличались тем, что «иное будущее» человечества определялось не сверхъестественными силами, а самими людьми, их разумом и социальной практикой. В историко-социологическом смысле утопия определяется как произвольное представление о желаемом будущем человечества, уже не связанное непосредственно с провиденциализмом, но еще не основанное на научном понимании закономерностей развития природы и общества. Утопические концепции являются умозрительными благими пожеланиями, надуманными искусственными конструкциями, оказывающимися в непримиримом противоречии с действительностью, что обычно вызывает крах утопий при попытках их реализации.

В целом к середине I тысячелетия до н.э. представления о прошлом и будущем приобретают уже характер философских систем, из которых в дальнейшем конструируются три основополагающие концепции исторического процесса:

– концепция деградации (регресса) человечества, провозглашающая грядущую гибель человеческой культуры;

– концепция циклического развития исторического процесса – бесконечной смены подъемов и падений человеческой культуры в бесконечном круговороте одних и тех же стадий развития;

– концепция прогрессивного развития от низшего к высшему.

В той или иной модификации эти концепции сохранились и поныне. Так, в процессе исторической эволюции взглядов на будущее были заложены основы социального предвидения. Формирование социального предвидения свидетельствует о его связи с личностью, осуществляющей прогнозирование, то есть с субъектом предвидения. Формирование объекта предвидения (картины будущего) во многом зависит от того, какими характеристиками обладает субъект предвидения. Исследователи проблемы предвидения выделяют следующие составляющие, которые тем или иным образом могут влиять на субъект предвидения. Ими являются: потребности, интересы, степень конформизма, идеалы, эмоциональные состояния, привычки, нравственная регуляция, личная прогностическая устремленность, цель и смысл жизни.

В ходе социального предвидения осуществляется анализ (описание) как того, что уже имеется в реальной действительности, так и того, что скрыто в общественных явлениях или событиях. При этом подвергается анализу то, что дезорганизует развитие событий, деформирует их или же, напротив, повышает активность тех общественных сил, которые имеют устойчивую тенденцию к росту.