Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
25
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
85.12 Кб
Скачать

Обмен опытом

S F I L E S

 

ОДИН ПРОПУЩЕННЫЙ

ЗВОНОК

Исследование «Тайный ремонт» (о котором мы писали в S-Files № 2) показало: многие клиенты сталкиваются с трудностями уже при первом звонке в сервисный центр. Люди жаловались на долгое ожидание ответа, на невежливость операторов, на то, что их заявки терялись, а пришедший мастер не был осведомлен о проблеме. Положительный опыт решения таких вопросов есть, сегодня мы рассказываем, как организовали информационную поддержку в московской единой службе сервиса «А-Айсберг».

Call-центр на 40 операторских мест принимает в день свыше 2000 обращений, а время ожидания клиента на линии не превышает трех минут. Заявки с сайта обрабатываются тоже оперативно: мастера можно вызвать как в этот же день (при срочном заказе), так и на следующий. Заметим, что «А-Айсберг» не только ремонтирует бытовую техни-

ку и электронику, это единая сервисная организация по обслуживанию оргтехники и компьютеров, благоустройству помещений, розничной и оптовой продаже запчастей, пошиву одежды и т. д. На все вопросы — один call-центр. Как им это удается?

Со дня создания в 1993 г. компания была ориентирована на постгарантийный ремонт. Это означает более

жесткую, чем в случае с гарантийным ремонтом, конкуренцию с коллегами по сервисному делу, которые изначально имели фору: их телефоны были указаны на гарантийных талонах, тогда как «А-Айсберг» начал авторизацию у известных производителей лишь 3–4 года назад. «Недавно добавились новые обстоятельства, — говорит директор по технологиям и развитию компании Василий Михайлович Проценко, — сейчас мы боремся за клиента не только

сдругими сервисными центрами, но и

сторговыми организациями». Исследования показывают: когда стоимость ремонта превышает треть цены нового продукта, потребители покупают новый прибор взамен сломавшегося. Так что в компании знают цену пропущенным

звонкам. Правильная организация информационной службы жизненно необходима, поскольку она является первой и зачастую единственной видимой для клиентов частью айсберга.

«Мы начали реорганизацию три года назад, — вспоминает Василий Михайлович. — Тогда были просто операторские службы при приемках, разбросанных по всей Москве». Отсутствие единого центра — не единственная проблема, вставшая перед компанией. Одновременно началось падение количества заказов и отдачи с каждого оператора, а издержки росли. Нужно было менять все: место, технологии, людей.

Для начала операторов собрали под одной крышей. Такое простое, казалось бы, действие потребовало массы

«ЖЕЛЕЗО» CALL-ЦЕНТРА

В сентябре 2006 г. «А-Айсберг» завершил проект по организации call-центра на базе российского решения IP-call-центр Naumen Phone. По условиям контракта развернут call-центр на 40 операторских мест, проведено обучение администраторов и супервизоров. Рабочие места операторов оснащены программными телефонами с поддержкой многоканальной связи, возможностью записи разговоров и получения данных из внешних приложений. Надежность и отказоустойчивость call-центра гарантирует система резервирования. Работу сервисов обеспечивают три сервера (сервер обработки звонков, сервер «горячего резерва», сервер хранения записей телефонных разговоров

и статистики), поэтому call-центр может обслуживать звонки даже в случае выхода из строя одного из компонентов.

Учебники для операторов написаны специалистами компании «А-Айсберг».

Василий Проценко, директор по технологиям и развитию: «Главное не то, что мы поставили компьютеры вместо телефонов. Мы изменили отношение людей к делу».

усилий. Взять хотя бы переадресацию звонков с нескольких десятков телефонных номеров компании. Специалисты сервисного центра написали новые программы и внедрили систему роутеров, чтобы решить эту проблему. Месторасположение call-центра на окраине Москвы означало дешевую аренду, но и удаленность от станции метро

— оплатили корпоративные автобусы для сотрудников. Эти и другие вопросы стоили того, чтобы их решать. Научившись управлять звонками в пределах Москвы, специалисты «А-Айсберг» пошли дальше. Call-центр в Алтуфьево принимает обращения из Подольска и Санкт-Петербурга, причем человек на другом конце линии не подозревает, что звонит в Москву. Программное обеспечение подсказывает оператору, откуда пришел звонок, а дело самого диспетчера — показать знание питерских переулков, когда клиент диктует адрес. Но это уже вопрос обучения. Технологии современного call-центра представляют комплекс программных и аппаратных средств для сбора и анализа статистики, записи разговоров операторов, получения данных из внешних приложений и т. д. Эту часть проекта компания воплотила с помощью одного российского разработчика. Анализ статистики звонков выявил суточные, недельные и даже сезонные пики. Графики дежурств операторов учитывают то, что основная масса звонков приходится на утро и вечер рабочего дня, — в эти часы число сотрудников увеличивается. Расписание рейсов корпоративных автобусов, в свою очередь, совпадает с графиками работы.

В результате количество потерянных звонков и время ожидания клиентов на линии сведены к минимуму. Установленный на компьютерах модуль CRM позволяет вести единую базу клиентов, отслеживать статус заказов в режиме реального времени, просматривать

S F I L E S

историю взаимоотношений клиентов и сервисного центра, что особенно важно при повторных обращениях или в сложных случаях.

Анализ статистики подсказал еще одно решение: в периоды «затишья» операторы занимаются обзвоном клиентов, интересуясь их мнением о качестве обслуживания. Эта информация передается в службу контроля качества. Осознавая всю пользу «железных» технологий, Василий Михайлович делает упор на другом: «Главное не то, что мы поставили компьютеры вместо телефонов. Мы изменили отношение людей к делу».

Организация, обучение, мотивация и контроль персонала — ключевые компоненты эффективного call-центра.

В «А-Айсберг» оператора уместнее называть менеджером, поскольку он не столько фиксирует заявку, сколько продает услугу. Для поощрения сотрудников разработали сдельнопремиальную систему вознаграждения. Кроме того, есть система бонусов за улаживание сложных случаев, вытаскивание «потерянных» заявок и т. д. С другой стороны, за операторами ведется постоянный контроль. Это и прослушивание разговоров с клиентами в режиме реального времени (практикуется на этапе обучения), и анализ записанных бесед («разбор полетов» с извлечением необходимых выводов), и «таинственные» звонки от сотрудников собственной компании, представляющихся реальными заказчиками.

Такие правила игры понравились не всем — в штате произошло существенное обновление. Новых работников набирают не столько по профессиональным, сколько по личным качествам. «Главное — обучаемость, стрессоустойчивость, готовность разделить наши взгляды, — объясняет руководитель call-центра Светлана Любушкина. — Мы требуем быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам, но и сами подстраиваемся под персонал: гибкие графики, решение транспортной проблемы, система поощрений, возможности для карьерного роста».

Перед тем как оператор наденет наушники, чтобы поприветствовать своего первого клиента, он (чаще — она) проходит обучение. Сотрудники «А- Айсберг» написали учебники, благодаря которым молодая, не сведущая в технике девушка может получить четкое представление о том, как устроена стиральная машина или микроволновая печь. Параллельно идет разбор различных сценариев диалога с клиентами: от простых до сложных, когда человек на другом конце линии недоволен сроками или качеством обслуживания. На практике стажер

Обмен опытом

сначала слушает разговоры более опытного коллеги, а затем уже старший оператор сидит рядом, готовый прийти на помощь своему подопечному.

Путь заявки продуман: оператор вводит данные в компьютер, откуда их берет отдел технического контроля (ОТК) и направляет бригадирам. Те распределяют заявки среди мастеров, а контролирует их выполнение тот же ОТК.

Что в итоге? Довольные клиенты — с одной стороны, снижение затрат — с другой. За счет того, что часть функций теперь выполняют компьютеры, а не люди, уменьшились расходы на фонд зарплаты. В этом же помогла централизация: в одном месте нужно меньшее количество персонала, чем в 8 разрозненных операторских службах, как раньше. В актив запишем и увеличение соотношения звонков и заявок.

Как видно, организация эффективного call-центра — хлопотное дело, но оно стоит потраченных усилий. Более того, часто внимание к клиентам — не жест доброй воли, а вопрос выживания. Цена пропущенного звонка может быть слишком высокой.

ДИСКОТЕКА С МАСТЕРОМ

и другие смешные оговорки операторов.

Оператор: «Дискотека с мастером

— 295 рублей».

Оператор: «Единая служба сервиса, оператор 86».

Клиент: «86…86… Нет, я поближе найду».

Оператор: «Мастера на стиральных машинах выехали».

Оператор: «Без учета стоимости

Айсберг»)-«А

 

запасных детей».

 

Оператор: «Мастер придет и с

 

улыбкой назовет вам стоимость

центра-call

ремонта».

 

Оператор: «Если вы на Новый год

 

хотите остаться без телевизора,

 

вызывайте нашего мастера».

бесед

Оператор: «Вы только не пугайтесь, я

 

вам сейчас назову цены».

реальных

В «Книге отзывов» оформлена

 

жалоба: «Мастер взял с клиента

 

после инсульта 3000 рублей…»

(из

 

8

9

Соседние файлы в папке заголовочный комплекс